о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело №2-168/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2011 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масанкиной А. А.,

при секретаре Медведевой И. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ухмачёвой Надежды Григорьевны к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности включить периоды работы в льготный трудовой стаж и назначить досрочную пенсию,

у с т а н о в и л:

Ухмачёва Н. Г. обратилась в суд с названным иском, указывая, что решением руководителя УПФР в г. Змеиногорске, Змеиногорском районе от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия документально подтвержденного стажа, необходимого для назначении льготной пенсии. В специальный стаж для назначения такой пенсии не включены периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов <данные изъяты>, поскольку наименование учреждения по документам не усматривается, указано сокращенно, а работа в указанных должностях в отделе народного образования Перечнем № 1397 и Списками № 463 не предусмотрена. Действующими в настоящее время списками № 781 должность пионервожатой не предусмотрена. Полагает, что данное решение является незаконным, поскольку записью в ее трудовой книге подтверждаются периоды работы в указанных должностях в восьмилетней школе <данные изъяты>, архивная справка, выданная государственным архивом <адрес>, равно как и другие документы, представлявшиеся ею ответчику, содержат полное наименование образовательного учреждения. По мнению истицы, с учетом спорных периодов работы ее стаж педагогической деятельности составляет более 25 лет, соответственно она имеет право на назначение льготной пенсии.

В судебном заседании Ухмачёва Н. Г. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края – Кошкина В. В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, полагая, что решение об отказе Ухмачёвой Н. Г. в назначении досрочной пенсии вынесено обоснованно. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается не ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста. Стаж педагогической деятельности Ухмачёвой Н. Г. составляет 16 лет 0 месяцев 16 дней. Указанные в иске периоды работы не имеется оснований включать в педагогический стаж, поскольку наименование учреждения по документам не усматривается, указано сокращенно, а работа в указанных должностях в отделе народного образования Перечнем № 1397 и Списками № 463 не предусмотрена. Списком № 781 должность пионервожатой не предусмотрена.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края – Ткачева Т. Г. исковые требования также не признала по основаниям, изложенным Кошкиной В. В.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи27 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно записей в трудовой книжке Ухмачёвой Н. Г., ДД.ММ.ГГГГ она назначена старшей пионервожатой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – назначена учителем начальных классов <данные изъяты>. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ истица уволена по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ Ухмачёва Н. Г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.19 статьи 27 Федерального закона.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на том основании, что у нее отсутствует документально подтвержденный требуемый законом специальный стаж – 25 лет педагогической деятельности. При этом не засчитаны в стаж вышеуказанные периоды работы в должностях старшей пионервожатой и учителя начальных классов в <данные изъяты>, поскольку наименование учреждения по документам не усматривается, указано сокращенно. Действующими в настоящее время Списками № 781 должность пионервожатой не предусмотрена.

Данное решение суд находит необоснованным по следующим основаниям.

Из копии архивной справки, выданной «Государственным архивом <адрес>» видно, что старшей пионервожатой и учителем начальных классов в вышеуказанные периоды времени, истица работала в восьмилетней школе <данные изъяты>.

Справки от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении Ухмачёвой Н. Г. в ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года квалификационных категорий выданы директором Неполной средней школы имени <данные изъяты>. Данное название четко следует как из углового штампа в левом верхнем углу справок, так и из круглой печати, которой заверена подпись директора.

Почетные грамоты от ДД.ММ.ГГГГ годов, свидетельствуют о том, что Ухмачёва Н. Г. награждалась ими как старшая пионервожатая средней школы <данные изъяты> за успехи в коммунистическом воспитании молодежи (подрастающего поколения).

Допрошенные по судебному поручению свидетели Ю., Ю., работавшие вместе с истицей, что подтверждается копиями их трудовых книжек, подтвердили работу в указанные Ухмачёвой Н. Г. периоды в должностях старшей пионервожатой и учителя начальных классов. При этом указали, что школа всегда называлась <данные изъяты>, а расшифровывалось название как восьмилетняя школа <данные изъяты>, которая в последующем стала неполной средней муниципальной школой.

Оснований сомневаться в показаниях свидетелей у суда не имеется, поскольку они последовательны, согласуются с иными доказательствами по делу, свидетели предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а доказательств их заинтересованности в исходе дела суду не представлено.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к однозначному выводу о том, что истица работала старшей пионервожатой и учителем начальных классов именно в образовательном учреждении для детей – школе.

Какого-либо противоречия в архивных справках, где наименование образовательного учреждения указано и сокращенно и в развернутом виде, суд не усматривает, поскольку выданная при повторном обращении Ухмачёвой Н. Г. справка лишь дополняет первую из них и содержит развернутое наименование образовательного учреждения, данное архивом по просьбе истца ввиду принципиальной значимости полного наименования для решения вопроса о назначении пенсии истице, на что не было обращено внимание при выдаче первой справки.

Частью 2 статьи 27 Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списка, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности учителя в школах всех наименований засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя в восьмилетней школе имени Макаренко подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Должность старшей пионервожатой в вышеназванный Список не включена. Однако в период выполнения Ухмачёвой Н. Г. работы по указанной должности действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом2 которого (абзац 4) предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В силу пункта4 Положения, в частности, период выполнения работы, указанной в пунктах 1-3 Положения, засчитывался в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Положения части2 статьи6, части4 статьи15, части1 статьи17, статей18, 19 и части1 статьи55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001года №8-П и Определение от 5 ноября 2002года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

На момент осуществления Ухмачёвой Н. Г. работы в должности пионервожатой действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления её прав в области пенсионного обеспечения.

Принимая во внимание, что на момент обращения Ухмачёвой Н. Г. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею в должности пионервожатой с учетом периода работы учителем в школе <данные изъяты> было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

С учетом установленного ответчиком стажа педагогической деятельности Ухмачёвой Н. Г. – <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней и периодов ее работы в должности учителя - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней и старшей пионервожатой – <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, специальный педагогический стаж истицы составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что достаточно для назначения льготной пенсии по старости.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С заявлением о назначении пенсии Ухмачёва Н. Г. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается как пояснениями сторон, так и исследованными материалами дела. Соответственно именно с указанной даты ей подлежит назначению льготная пенсия.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно квитанции об оплате от ДД.ММ.ГГГГ истицей понесены расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу Ухмачёвой Н. Г..

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ухмачёвой Надежды Григорьевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Ухмачёвой Надежды Григорьевны.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы Ухмачёвой Надежды Григорьевны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края назначить Ухмачёвой Надежде Григорьевне досрочную льготную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края в пользу Ухмачёвой Надежды Григорьевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья А. А. Масанкина

Решение изготовлено в окончательной форме 12 июля 2011 года.

Судья А. А. Масанкина