Дело № 2-3072011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года г.Змеиногорск Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Хижняк С.А., при секретаре Зиминой О.В., с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к действию, у с т а н о в и л: Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к действию, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог установлено, что ответчиком в нарушение ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст, не установлен дорожный знак 1.23 «Дети» и дорожный знак дополнительной информации 8.2.1 «Протяженность действия дорожного знака» на <адрес> в районе МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа». В силу п.6 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бездействие органов местного самоуправления в вопросе установки дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни и здоровью. Просил признать бездействие муниципального образования Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности незаконным и обязать МО Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края установить в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 1.23 «Дети» и дорожный знак дополнительной информации 8.2.1 «Протяженность действия дорожного знака» на <адрес> в районе МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа». В судебном заседании помощник прокурора Копылова А.И. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края установить дорожные знаки в срок до ДД.ММ.ГГГГ Уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика – администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Из отзыва на иск видно, что на <адрес> МОУ <адрес> НОШ закрыта с ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия детей школьного возраста. Представитель третьего лица – ОВД г.Змеиногорска и Змеиногорского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Из отзыва на иск видно, что исковые требования прокурора считают обоснованными, так как в нарушение п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки 1.23 «Дети» и повторный знак с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми, в <адрес> согласно акта проверки участка дороги вблизи образовательного учреждения отсутствуют. Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В силу ст.4 названного ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. (ч.2 ст.12 указанного ФЗ) Одной из составляющих надлежащего содержания дорог, обеспечивающих безопасность дорожного движения, является наличие – установка дорожных знаков, что и обеспечивает безопасность дорожного движения. В силу п.6 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Пунктом 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.3 и п.7 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» органы местного самоуправления обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении, внедрению технических средств регулирования и управления дорожным движением, в том числе на базе автоматизированной системы управления движением. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. (ч.2 ст.3 Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае») Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (ч.1 ст.34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии с п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст, дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящим вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный – на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка. В соответствии с п. 22.7 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 08 июня 1999 года № 410, контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги осуществляет заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе. Он же утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Из указанных норм следует, что размещение дорожных знаков на автомобильных дорогах должно осуществляться в соответствии с разработанной органами местного самоуправления по согласованию с органами ГИБДД дислокацией. Согласно п.№ ст.№ Устава муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> района Алтайского края к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п.№ ст.№ Устава решение указанных вопросов относится к полномочиям администрации сельсовета. В судебном заседании установлено, что дислокация дорожных знаков в МО Саввушинский сельсовет отсутствует, дорожный знак в районе МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа», расположенной в <адрес>, отсутствует. Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами. Так, из требования Змеиногорского межрайонного прокурора Врид начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> Т. видно, что последнему было поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести проверку установки знака 1.21 «Дети» перед участками дорог, на которые имеется выход с территорий детских учреждений, в том числе МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» (<адрес>). В ходе проведения проверки комиссией в составе начальника отдела по ГОЧС и МП администрации <адрес> Ч. и ГИДН ОГИБДД ОВД по <адрес> А. установлено, что дорожный знак 1.23 «Дети» и знаки дополнительной информации 8.2.1 «протяженность действия дорожного знака» в районе <адрес> отсутствуют, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ. Из информации ОВД по <адрес> на имя Змеиногорского межрайонного прокурора следует, что в настоящее время сложилась сложная ситуация по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов в населенных пунктах Змеиногорского района из-за отсутствия должного обслуживания и эксплуатации улиц сел и поселков района. Дислокация дорожных знаков в населенных пунктах Змеиногорского района в ОГИБДД ОВД по <адрес> не согласовывалась. Из информации Врид начальника ОГИБДД ОВД Т. суду следует, что предписания об установке дорожных знаков в <адрес> вблизи образовательного учреждения не выдавалось, так как отсутствует дислокация дорожных знаков данного населенного пункта. Решением <адрес> городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на МО «Саввушинский сельсовет» Змеиногорского района Алтайского края в лице Администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края возложена обязанность разработать и утвердить в срок до ДД.ММ.ГГГГ дислокацию дорожных знаков. Указанные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты. Доводы ответчика о том, что знаки не установлены в связи с отсутствием с ДД.ММ.ГГГГ в поселке детей школьного возраста, суд во внимание не принимает ввиду их несостоятельности. Данная позиция ответчика не соотносится с требованиями федеральных законов, указанных выше, поскольку обязанность муниципального образования по содержанию дорог местного значения в надлежащем состоянии возникла не в настоящее время, а с ДД.ММ.ГГГГ, - с момента издания и вступления в законную силу Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Образовательное учреждение в настоящее время не ликвидировано, является действующим, а потому требования законодательства в области дорожного движения должны исполняться надлежащим образом. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог в соответствии с законодательством. Отсутствие в муниципальном образовании разработанной и утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков, отсутствие дорожных знаков отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность аварийных ситуаций на дорогах, причинения вреда жизни и здоровью не только взрослого населения, но и детей. Предложенный прокурором срок для установки дорожных знаков, – до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным, достаточным для выполнения указанных действий. Таким образом, исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к действию удовлетворить. Признать незаконным бездействие муниципального образования Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности. Обязать муниципальное образование Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Саввушинского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края установить в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст, дорожный знак 1.23 «Дети» и дорожный знак дополнительной информации 8.2.1 «Протяженность действия дорожного знака» в следующих населенных пунктах муниципального образования Саввушинский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края: - на <адрес> в районе МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа». Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения. Судья _____________