о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия



Дело № 2-469/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2011 года г.Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Хижняк С.А.,

при секретаре Медведевой И.Н.,

с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Казбановой Н.Г. о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия,

у с т а н о в и л:

Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Казбановой Н.Г. (далее ИП Казбанова Н.Г.) о признании незаконным бездействия по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов и о возложении обязанности предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай вышеуказанную отчетность за <данные изъяты> в соответствии с установленными законодательством требованиями.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления было установлено, что ответчик, относящийся к субъектам малого предпринимательства, заключил договор с МУП «ЖКХ <адрес>» на оказание возмездных услуг по захоронению твердых бытовых отходов. Между тем, в установленный законом срок сведений об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов не предоставил.

В судебном заседании помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Копылова А.И. поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание ответчик Казбанова Н.Г. не явилась по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва на иск видно, что ответчиком действительно <данные изъяты> годы отчеты об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов не предоставлялись, что является незаконным, просят иск прокурора удовлетворить и обязать ответчика представить указанную отчетность.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (п.п. 1, 2 ст.46 Конституции Российской Федерации) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

В силу ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относятся:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Несоблюдение названных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно абзаца 2 ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с п.3 ст.18 названного закона субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В судебном заседании установлено, что ИП Казбанова Н.Г. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ. Видами ее деятельности является коммерческая деятельность.

При рассмотрении дела установлено, что численность работников ИП Казбанова Н.Г. составляет 4 человека. Ответчик в соответствии со ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие).

Прокурорской проверкой установлено, что в результате деятельности ответчика образуются отходы, что следует из представленной справки, а также характера осуществляемой деятельности.

Таким образом, в силу п.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Казбанова Н.Г. обязана предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов.

В соответствии с п.8 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30, отчетность включает:

1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

4) приложения.

Согласно п.2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30 отчетность за 2009 год представляется субъектами малого и среднего предпринимательства до 01 июля 2010 года; в соответствии с п.4 и п.5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30 отчетным периодом является календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, за <данные изъяты> указанная отчетность должна была быть предоставлена до ДД.ММ.ГГГГ, а за <данные изъяты> указанная отчетность должна была быть предоставленная до ДД.ММ.ГГГГ.

В п.3 Порядка закреплено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Однако на основании Указа Президента от 23 июня 2010 года № 780 функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ Управление в настоящее время осуществляет полномочия по принятию и контролю отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, указанную отчетность необходимо представлять в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

В ходе анализа предоставленных в суд документальных данных судом установлено, что ответчик фактически до настоящего времени не предоставила указанную отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за <данные изъяты> в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, что подтверждается письмом Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай. Ответчиком данные сведения не опровергнуты.

Таким образом, исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие индивидуального предпринимателя Казбановой Надежды Геннадьевны по непредоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов незаконными

Обязать индивидуального предпринимателя Казбанову Надежду Геннадьевну предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за <данные изъяты> годы в соответствии с установленными законодательством требованиями

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья _____________