Дело №2-489/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 декабря 2011 года г. Змеиногорск Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Масанкиной А. А., при секретаре Медведевой И. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балабан Ильи Владимировича к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, у с т а н о в и л: Балабан И. В. обратился в суд с названным иском, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он служил в Вооруженных силах ФИО2. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был трудоустроен в санаторий профилакторий «<данные изъяты>» в качестве массажиста. С ДД.ММ.ГГГГ он был принят переводом в <данные изъяты> ЦРБ медбратом по массажу и с ДД.ММ.ГГГГ принят в ОАО «<данные изъяты>» фельдшером в медпункт. С ДД.ММ.ГГГГ он трудоустроен в ЗАО «<данные изъяты>» санаторий «<данные изъяты>». В настоящее время он достиг пенсионного возраста для назначения досрочной трудовой пенсии, а потому обратился с заявлением о назначении такой пенсии в пенсионный фонд. Однако ответчиком в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия требуемых 30 лет лечебной деятельности в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. Ответчиком не включен в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы в качестве санинструктора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как войсковая часть не предусмотрена Номенклатурой военно-медицинских частей и учреждений на 01 декабря 1992 г. Должность санинструктора также не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утв. приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377. Также в специальный стаж не включен период работы в должности фельдшера медпункта ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что наименование учреждения ОАО «<данные изъяты>» не соответствует перечню учреждений, предусмотренных Списками № 464, 1099, 781, а также перечнями № 1397, т. е. не относится к лечебно-профилактическим учреждениям. Считает, что в назначении досрочной пенсии ему отказано незаконно. Вышеназванные проработанные периоды отвечают всем требованиям соответствующего списка, утвердившего наименования учреждений и должностей здравоохранения, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости. Во время прохождения военной службы в качестве санинструктора он занимался лечебной деятельностью, оказывал медицинскую помощь военнослужащим и проводил непосредственно только медицинские мероприятия. Той же медицинской деятельностью он занимался в ОАО «<данные изъяты>», оказывал медпомощь во время аварийных ситуаций, проводил медицинские освидетельствования. В санатории профилактории «<данные изъяты>» (в настоящее время ЗАО «<данные изъяты>» санаторий «<данные изъяты>») он был трудоустроен в качестве массажиста, оказывал медицинские услуги по проведению лечебного массажа. Указанный период работы в санатории «<данные изъяты>» считает, что также должен быть включен в льготный трудовой стаж. В соответствии с постановлением Конституционного суда от 03 июня 2004 г. № 11-П тот факт, что он работал не в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения, а в ОАО, не должен лишать его права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и зачета соответствующих периодов работы в медицинский стаж в льготном порядке. Просил обязать ответчика включить в трудовой стаж периоды работы в воинской части № ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности фельдшера медпункта ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в санатории профилактории «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; зачесть вышеуказанные периоды работы в медицинский стаж работы в льготном порядке – год работы за 1 год и 6 месяцев стажа. В судебном заседании Балабан И. В. исковые требования уточнил, просил возложить на Управление ПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в должности фельдшера медпункта ОАО «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности медбрата по массажу в санатории профилактории «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; зачесть вышеуказанные периоды работы в медицинский стаж работы в льготном порядке – год работы за 1 год и 6 месяцев стажа. Несмотря на то, что его период работы в должности медбрата по массажу в санатории профилактории «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен ответчиком в льготный трудовой стаж Балабана И. В. в добровольном порядке до рассмотрения дела судом, истец настаивал на данных исковых требованиях. Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края – Кошкина В. В. исковые требования не признала, пояснив, что период работы истца в санатории «<данные изъяты>» был включен в его стаж лечебной деятельности из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы, как это предусмотрено постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 г. и данный период в решении об отказе в назначении досрочной пенсии не фигурирует, а потому в этой части заявленные требования необоснованны. Решение об отказе Балабану И. В. в назначении досрочной пенсии и не включении периодов его службы в ВС СССР и работы в ОАО «<данные изъяты>» в льготный трудовой стаж вынесено законно. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается не ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению в учреждения здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа и 30 лет в городах независимо от возраста. При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения применяются Списки, утвержденные постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 г., а также Правила исчисления периодов работы..., утв. постановлением № 516 от 11 июля 2002 г. По постановлению Конституционного суда № 2-П от 29 января 2004 г. при исчислении специального стажа за периоды работы до 01 января 2002 и определении права на досрочную пенсию, возможно применить нормы законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 г. и применить те Правила, которые имели юридическую силу в рамках ранее действовавшего законодательства. В том числе, за периоды до ДД.ММ.ГГГГ право определяется в соответствии с Перечнем учреждений и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Наряду с указанным Перечнем применяется положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Данным Положением (п. п. 1г, 4) предусмотрен зачет в стаж при назначении пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения периода службы в составе Вооруженных сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Стаж 16 лет 8 месяцев должен быть выработан на ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе ВС СССР за период до 01 ноября 1999 г. в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, а также Номенклатурой учреждений и должностей на 01 декабря 1992 г. Войсковая часть № не предусмотрена данной номенклатурой, а должность санинструктора не предусмотрена номенклатурой должностей, утв. приказом Минздрава № 377 от 15 октября 1999 г. Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствует необходимый медицинский стаж 16 лет 8 месяцев, то время прохождения службы в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть в него включено. Периоды работы в должности фельдшера медпункта ОАО «<данные изъяты>» не включен в специальный стаж по причине того, что наименование учреждения не соответствует перечню учреждений, предусмотренных списками №№ 464, 1099, 781, 1397, т. е. не относится к лечебно профилактическим учреждениям. На дату обращения за назначением пенсии – ДД.ММ.ГГГГ – стаж лечебной деятельности Балабан И. В. составляет 18 лет 01 месяц 8 дней, что недостаточно для назначения пенсии по старости на льготных основаниях. Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края – Ткачева Т. Г. исковые требования также не признала по основаниям, изложенным Кошкиной В. В. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Балабан И. В., имея специальность фельдшера, которую получил в ДД.ММ.ГГГГ после обучения в <данные изъяты> медицинском училище, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.20 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон). Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на том основании, что у него отсутствует требуемый законом специальный стаж – 30 лет лечебной деятельности. При этом не засчитан в специальный стаж период прохождения военной службы в качестве санинструктора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № Вооруженных сил СССР, поскольку указанная войсковая часть не предусмотрена Номенклатурой военно-медицинских частей и учреждений на 01 декабря 1992 г., должность санинструктора также не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утв. приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377, и, кроме того, на ДД.ММ.ГГГГ у Балабана И. В. отсутствует медицинский стаж 16 лет 8 месяцев. Кроме того, в специальный стаж не засчитан и период работы Балабана И. В. в должности фельдшера медпункта ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что наименование учреждения не соответствует перечню учреждений, предусмотренных списками №№ 464, 1099, 781, 1397, т. е. не относится к лечебно профилактическим учреждениям. В силу статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно записей в трудовой книжке истца, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах СССР в качестве санинструктора в воинской части № (записи №). О том же свидетельствуют и записи в военном билете № на имя Балабана И. В., архивная справка Центрального архива Внутренних войск МВД РФ. Согласно пенсионного дела и пояснений представителей ответчика в судебном заседании, стаж истца по лечебной деятельности составляет 18 лет 01 месяц 8 дней. Положения части2 статьи6, части4 статьи15, части1 статьи17, статей18, 19 и части1 статьи55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001года №8-П и Определение от 5 ноября 2002года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом«г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу пункта4 Положения, в частности, служба в Вооруженных силах СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 указанного Положения, засчитывалась в стаж работы по специальности, независимо от этого условия. Также до принятия Правительством РФ постановления от 29 октября 2002 г. № 781 действовало постановление СМ РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464. п. 2 которого предусматривал, что в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе Вооруженных сил СССР и правоохранительных органов. Согласно Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утв. Указом Президиума ВС СССР от 30 июля 1975 г. (с изменениями и дополнениями от 13 апреля 1979 г., 16 октября 1980 г., 26 апреля 1984 г.), Устава внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, Руководства по медицинскому обеспечению Советской Армии и военно-морского флота, введенного в действие приказом заместителя министра обороны СССР – начальника Тыла Вооруженных Сил СССР от 31 мая 1989 года № 64, Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации на мирное время, утв. приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1 от 15 января 2001 г. дежурный фельдшер (санитарный инструктор) по медицинскому пункту проводит медицинский осмотр, оказывает первую (доврачебную) медицинскую помощь, выполняет врачебные назначения больным, оказывает лечебно-профилактическую помощь, в отсутствие врача отвечает за оказание медицинской помощи. Таким образом, работа в должности санинструктора (фельдшера) идентична работе фельдшера и связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Среди должностей, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, указывалась должность фельдшера, относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Согласно Перечню военно-медицинских частей и учреждений на 01 декабря 1992 г., утв. Министром здравоохранения РФ от 18 февраля 1993 г. к лечебно-профилактическим учреждениям относились медицинские пункты в воинских частях. Из информации командира войсковой части № следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанной войсковой части имелся медицинский пункт, являвшийся структурным подразделением воинской части. Поскольку Балабаном И. В. по должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу, выполнялась лечебная и иная, связанная с охраной здоровья граждан деятельность в учреждении, относящемся в соответствии с ранее действовавшим законодательством к лечебно-профилактическим, период его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве санинструктора в воинской части № подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от наличия у него стажа 16 лет 8 месяцев, который вместе с тем имеется, а также независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, поскольку действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и поставило бы истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Между тем, суд не усматривает оснований для льготного исчисления вышеуказанного периода как год за полтора, поскольку истец работал не в сельской местности либо поселке городского типа и не в той должности, которые предусматривались п. 2 постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 как дающие право на такое исчисление срока. Ныне действующие Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, хотя и предусматривают зачет в специальный стаж года работы как год и 6 месяцев в медицинских пунктах воинских частей (подп. «б» п. 5, п. 6), но опять же в должностях, предусмотренных Перечнем согласно Приложению к Правилам, к числу которых ни санинструктор, ни фельдшер не относятся. Таким образом, период службы Балабана И. В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве санинструктора в воинской части № подлежит зачету в стаж работы в календарном порядке. Также истец просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью период работы в должности фельдшера медпункта ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Данные требования суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из записей в трудовой книжке Балабана И. В. (запись №), приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты истец принят на работу в медпункт ОАО «<данные изъяты>» фельдшером. Приказом руководителя организации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность фельдшера <данные изъяты> рудника ОАО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с предприятия на основании п. № ТК РФ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Должностными инструкциями фельдшера медпункта предприятия от ДД.ММ.ГГГГ, фельдшера здравпункта промплощадки <данные изъяты> рудника ОАО «<данные изъяты>» предусматривались обязанности по проведению предрейсовых медосмотров работников, оказанию первичной медицинской помощи работникам, профилактике заболеваний работников и др. В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей» Списка, утв. тем же постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» того же Списка. Должность фельдшера поименована в разделе «Наименование должностей» Списка, в п. 13 раздела «Наименование учреждений» Списка имеется указание на фельдшерско-акушерский пункт. Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Согласно п. 5 примечания к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07 октября 2005 г. № 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Таким образом, в системе учреждений здравоохранения здравпункты и медпункты в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены, они могут лишь входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и организаций на правах структурных подразделений. Письмом Минздрава РФ от 15 декабря 2002 г. № 02-5-08/20-АР602 разъяснено, что функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности. Техническое оснащение здравпунктов должно позволять выполнять им следующие задачи: оказание первичной медико-санитарной помощи, транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, проведение лечебных и профилактических мероприятий. Как ранее действовавшим ФЗ от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 96 ч. 1 ст. 17), так и ныне действующим ФЗ от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 46 ч. 1 ст. 12), медицинская деятельность отнесена к числу видов деятельности, для осуществления которой требуется лицензия. Исключение из данного правила новым Федеральным законом предусмотрено только для медицинских организаций и других организаций, входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково». В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем работ (услуг). Таким образом, по действующему законодательству медицинская деятельность подлежит лицензирования независимо от того, связана она с выполнением работ и оказанием услуг третьим лицам (является для организации основным видом деятельности) либо работникам собственной организации. В случае, если медицинский персонал здравпункта предприятия числится в его штате или привлекается на ином законном основании непосредственно предприятием, для функционирования здравпункта ему необходимо самостоятельно получить соответствующую лицензию на оказание медицинских услуг. Из штатных расписаний персонала ОАО «Сибирь-Полиметаллы» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ видно, что в штате предприятия числилось 5 фельдшеров, в ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ) – 6 фельдшеров. Из пояснений истца, информаций ОАО «<данные изъяты>» и МУЗ «Городская больница №» <адрес>, договоров о медицинском обслуживании от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ все фельдшеры медпункта промплощадки <данные изъяты> рудника были уволены, а помещение медпункта и оборудование были переданы МУЗ «Городская больница №» <адрес>, после чего медицинское обслуживание в медпункте промплощадки <данные изъяты> рудника стало осуществляться медработниками указанного медицинского учреждения. По медпункту <данные изъяты> рудника каких-либо изменений не произошло – фельдшер медпункта промплощадки <данные изъяты> рудника Балабан И. В. остался в структуре <данные изъяты> рудника ОАО «<данные изъяты>» и подчинялся непосредственно начальнику <данные изъяты> рудника до момента увольнения. Данные обстоятельства подтверждаются также штатными расписаниями ОАО «<данные изъяты>» за период ДД.ММ.ГГГГ из которых видно, что в штате организации остался только 1 фельдшер; а также должностной инструкцией фельдшера здравпункта промплощадки <данные изъяты> рудника за ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что фельдшер здравпункта непосредственно подчиняется начальнику рудника. Пунктом № Устава ОАО «<данные изъяты>» среди основных видов деятельности медицинская не предусмотрена и лицензии на ее осуществление предприятие не имеет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медпункт промплощадки <данные изъяты> рудника, а также фельдшер указанного медпункта в ведении, структуре либо подчинении медицинского учреждения <адрес> либо <адрес> не находился и не был подотчетен им в своей деятельности, учетно-отчетная документация им руководителям учреждений здравоохранения не предоставлялась. Данные обстоятельства подтверждаются ответами ОАО «<данные изъяты>», МУЗ «Городская больница №» <адрес>, МУЗ «ЦРБ <адрес>» на запросы суда. При таких обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для включения периода работы истца в должности фельдшера медпункта ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По смыслу ст. ст. 11, 12 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права. Поскольку период работы Балабана И. В. в должности медбрата по массажу в санатории профилактории «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке зачтен ответчиком в льготный трудовой стаж, что не отрицалось и самим истцом, оснований для возложения на ГУ – Управление Пенсионного фонда в <адрес> и <адрес> обязанности включить данный период в стаж работы не имеется. Утверждения истца о необходимости зачета указанного периода из расчета 1 год как 1 год и 6 месяцев, несостоятельны, поскольку должность медбрата и наименование учреждения – санаторий – профилакторий не предусмотрены ни абз. 3 п. 2 постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, ни подп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 для такого исчисления. При этом ответчик при зачете периода работы истца в санатории правильно исходил из того, что в данном случае 1 год работы засчитывается как 1 год 3 месяца исходя из абз. 2 п. 2 постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, и подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно квитанции об оплате от ДД.ММ.ГГГГ истцом понесены расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу Балабана И. В., поскольку его исковые требования, носящие неимущественный характер, хотя и частично, но удовлетворены. Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Балабан Ильи Владимировича к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края о включении периодов работы в льготный трудовой стаж удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, период службы Балабан Ильи Владимировича в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковых требований отказать. Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края в пользу Балабан Ильи Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме. Судья А. А. Масанкина Решение изготовлено в окончательной форме 19 декабря 2011 г. Судья А. А. Масанкина