Дело № 2-241
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Злынка «30» августа 2010 года.
Злынковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Кузгумбаевой А.Т.,
при секретаре Поддубной Е.Н..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грищенко Сергея Николаевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение льготной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Грищенко С.Н. обратился в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании за ним права на назначение льготной пенсии, указывая на то, что он с 26 апреля 1986 года по настоящее время проживает с. Адрес Злынковского района, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 31 января 1998 года относилась к зоне отселения, а с 1 февраля 1998 года статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение.
С Дата года по Дата года он работал в колхозе «Адрес», расположенном в с. Адрес, с Дата года по Дата года работал в СПК «Адрес», также расположенном в с. Адрес. С Дата 2009 года работал по трудовому договору рабочим по благоустройству в Адрес сельской администрации.
Дата года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости на основании льгот, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Однако, ему было отказано в праве выхода на пенсию в 50 лет, поскольку он проживает в зоне проживания с правом на отселение и приобретает право выхода на пенсию на льготных основаниях, только в 51 год. Данное решение он считает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании Грищенко С.Н. поддержал свои исковые требования, просил признать за ним право на пенсию по старости с момента достижения 50-летнего возраста, то есть с Дата года, как приобретшему это право за период проживания и работы в зоне отселения с 26 апреля 1986 года до 1 февраля 1998 года.
Представитель УПФР в Злынковском муниципальном районе Федоренко В.А., просила отказать Грищенко С.Н. в иске, поскольку он в настоящее время с 1 февраля 1998 года проживает и работал в зоне проживания с правом на отселение, т.к. статус с. Адрес с указанного периода изменился. С учетом этого, возраст выхода на пенсию может быть снижен истцу лишь на 5 лет.
Кроме того, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ Грищенко С.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года. С учетом суммирования льгот (5+4) он имеет право выхода на пенсию в возрасте 51 год.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.
В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», общеустановленный возраст, определяющий право на трудовую пенсию по старости для мужчин составляет 60 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Согласно ст. 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона (постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС» гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона (постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В силу примечания к ст. 35 данного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года.
Как установлено судом, Грищенко С.Н. с 26 апреля 1986 г. по настоящее время проживает в с. Адрес Злынковского района, территория которого на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. до 1.02.1998 г. относилась к зоне отселения. На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 1 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение л.д. 4-5, 6, 17).
В период с 26.04.1986 года по Дата года Грищенко С.Н. работал в колхозе «Адрес», расположенном в с. Адрес. С Дата по Дата года работал в СПК «Адрес», который был образован после преобразования колхоза «Адрес» и также расположенном в с. Адрес. л.д. 7-14).
При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Принимая во внимание, что период проживания и работы Грищенко С.Н. в зоне отселения с 26.04.1986 года по 31.01.1998 года составляет 11 полных лет, суд считает возможным применение в отношении него ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой Грищенко С.Н. имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину в 3 года (за период проживания и работы в зоне отселения от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года) и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Последующее изменение статуса зоны не может его лишить льгот, ранее приобретенных вследствие воздействия радиации из-за катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Законом РФ «О…ЧАЭС» и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только конституционно значимыми целями.
Пенсионным фондом не оспаривается право истца на снижение пенсионного возраста согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу по Списку № 2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 года № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в связи с аварией на ЧАЭС) на 4 года и на суммирование данной льготы со льготой на уменьшение возраста выхода на пенсию по Закону «О…ЧАЭС».
Таким образом, суммируя указанные льготы (7 лет + 4 года), суд приходит к выводу, что Грищенко С.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста на 10 лет и назначение пенсии по достижении 50-летнего возраста.
С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истца на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени его проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986 г.
Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как установлено в суде при обозрении пенсионного дела в отношении Грищенко С.Н., представленного ответчиком, с письменным заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости со всеми необходимыми документами для этого он обратился в УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области Дата года.
При таких обстоятельствах досрочная трудовая пенсия по старости Грищенко С.Н. на основании решения суда должна быть назначена ответчиком с Дата года.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Грищенко Сергея Николаевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение льготной пенсии, удовлетворить.
Признать за Грищенко Сергеем Николаевичем право на назначение льготной пенсии, обязав Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Грищенко С.Н. пенсию по старости по достижению 50 летнего возраста с момента обращения за назначением пенсии с Дата года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение 10 дней с момента оглашения через Злынковский районный суд.
Судья Кузгумбаева А.Т.