решение о признании права на назначение льготной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Злынка 29 сентября 2010 г.

Злынковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи - Башлак И.В.,

при секретаре - Тищенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-246 по иску Солодовниковой Татьяны Владимировны к УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение льготной пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Солодовникова Т.В. обратилась в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе о признании за ней права на назначение льготной пенсии, указывая на то, что она с 26 апреля 1986 года по 02 февраля 1987 года проживала в <адрес>, то есть в зоне отселения, с 15 октября 1988 года по настоящее время проживает в <адрес>, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением местности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, до 31 января 1998 года относилась к зоне отселения, а с 1 февраля 1998г. статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение. В период с 26 апреля 1986 года по 04 февраля 1987 года работала в <адрес>, то есть на территории зоны отселения. В период 12 декабря 1988 года по 16 ноября 2001 года работала в различных организациях, в том числе расположенных на территории зоны отселения, а с 16 ноября 2001 года работает в <адрес>, в отделе, расположенном в <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 45 лет, в связи с чем, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости на основании льгот, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Однако ей было отказано в праве на льготную пенсию по старости, поскольку она с 26 апреля 1986 года проживает в зоне проживания с правом на отселение и приобретает право выхода на пенсию на льготных основаниях, с учетом суммирования льгот за работу по Списку № 2, но без учета работы в ООО « РГС- Центр» только в 48 лет, что считает незаконным, нарушающим её права.

В суде Солодовникова Т.В. поддержала свои исковые требования, просила обязать ответчика назначить ей пенсию по старости, как приобретшей это право за период проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986 г. до 1 февраля 1998 года, с учетом суммирования с льготой за работу по Списку № 2, то есть в районах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. При этом пояснила, что с момента аварии на ЧАЭС проживала и работала в зоне отселения, а именно в <адрес> Брянской области до 2 февраля 1987 года. В период с февраля 1987 года по октябрь 1988 года выезжала из зоны радиоактивного загрязнения. Но с 15 октября 1988 года зарегистрировалась на постоянное место жительства в <адрес>, где проживает по настоящее время. Территория данного населенного пункта до 1 февраля 1998 года относилась к зоне отселения. С 26 апреля 1986 года по февраль 1987 года работала в <адрес>, то есть в границах зоны отселения. В период с 12 декабря 1988 года по ноябрь 2001 года работала в различных организациях, в том числе и в зоне отселения. С 16 ноября 2001 года по настоящее время работает в <адрес>, расположенном в зоне отселения - в <адрес>. В настоящее время организация называется <адрес> страховой отдел в <адрес>. Согласно заключенному трудовому договору в её обязанности входит обслуживание населенных пунктов, расположенных как в зоне проживания с правом на отселение- п<адрес>, так и населенных пунктов, расположенных в границах зоны отселения- <адрес>

Ответчик при исчислении возраста выхода на пенсию на льготных основаниях не учел период её постоянного проживания в зоне отселения с 15 октября 1988 года по 1 февраля 1998 года, так как статус населенного пункта <адрес>, изменился на зону проживания с правом на отселение, а также не учел период работы в <адрес> в качестве работы по Списку № 2. Однако изменение статуса населенного пункта, где она постоянно проживает не может повлечь уменьшение льгот, кроме того, она с 2001 года постоянно работает в организации, расположенной на территории зоны отселения, получает ежемесячную денежную компенсацию за работу в зоне отселения в полном объеме. На территории зоны отселения в <адрес> проживает основная часть её клиентов, поэтому большую часть своего рабочего времени она проводит в зоне отселения. Кроме того, по роду своей деятельности ей приходится неоднократно посещать граждан, проводить беседы, а поскольку на обслуживаемой территории зоны отселения проживает больше населения, она 80% своего времени проводит в зоне отселения. Каждый понедельник в течение всего рабочего дня она находится в страховом отделе в гор. Злынка, так как это отчетный день, она оформляет отчет, сдает заключенные договора и деньги, изучает законодательство и новые объекты по вопросам страхового бизнеса.

В связи с этим, период её работы в <адрес> должен быть засчитан как работа по Списку № 2, несмотря на то, что по договору она обслуживает населенные пункты, расположенные в границах зоны проживания в правом на отселение.

Представитель истицы - адвокат Злынковской АК Шишов В.Д., поддержал требования своей доверительницы и пояснил, что анализ количества домов, расположенных на обслуживаемой истицей территории, позволяет сделать вывод, что 76% домов находится в зоне отселения. В связи с тем, что большая часть населения проживает в зоне отселения, истица заключает и большее количество договоров страхования в этой зоне. Согласно отчетам около 76 % договоров заключается с гражданами, проживающими в зоне отселения. При этом работа истицы состоит не только в составлении непосредственно договоров по страхованию, а проведении подготовительных мероприятий, разъяснительной работе среди граждан. Кроме того, еженедельно истица по понедельникам полный рабочий день трудится в офисе страхового отдела <адрес>, в связи с оформлением отчетности. Постановлением Президиума Брянского областного суда от 12 февраля 2003 года за Солодовниковой Т.В. признано право на получение в полном объеме денежной компенсации за работу в зоне отселения, в связи с чем, ей производятся радиационные выплаты как постоянно работающей в зоне отселения за 8 часов рабочего времени, о чем производится отметка в табелях.

Представитель ответчика Кравченко В.В. просила отказать Солодовниковой Т.В. в иске, поскольку в настоящее время она с 1 февраля 1998г. проживает в зоне проживания с правом отселения, т.к. статус территории <адрес> с указанного периода изменился. Кроме того, истица является нештатным агентом <адрес> обслуживает населенные пункты, расположенные как на территории зоны отселения, так и на территории зоны проживания с правом на отселение, в связи с чем, её нельзя считать работающей весь рабочий день или 80 % рабочего времени на территории зоны отселения, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личного подсобного хозяйства. А значит работа в <адрес> не может быть учтена как работа по Списку № 2. В табеле учета рабочего времени также отсутствуют сведения о количестве часов ежедневно отработанных в зоне отселения, и подобный учет не ведется. С учетом изложенного, при суммировании льгот, возраст выхода на пенсию может быть снижен истице лишь на 7 лет, поэтому она имеет право выхода на пенсию в возрасте 48 лет.

По мнению представителя ответчика, снижение пенсионного возраста истице, возможно произвести как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с учетом времени её проживания в этой зоне с 26 апреля 1986 г. по 2 февраля 1987 года и с 15 октября 1988 года по 20 августа 2009 года, что составляет 21 год 07 мес. 13 дней, и влечет снижение пенсионного возраста на 5 лет, а также согласно п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу по Списку №2 (где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с аварией на ЧАЭС) в период с 26 апреля 1986 года по 4 февраля 1987 года, с 12 декабря 1988 года по 13 января 1989 года; с 13 января 1989 года по 1 июня 1992 года и с 24 апреля 1997 года по 31 января 1998 года, что составляет 05 лет 00 мес. 07 дней, и влечет снижение пенсионного возраста на 2 года. С учетом суммирования льгот возраст выхода на пенсию снижается на 7 лет (5+2), следовательно, при достижении истицей возраста 48 лет, которого она еще не достигла.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособи и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в ст.13 вышеназванного закона, которым установлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста, установленного ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 Закона РФ « О … ЧАЭС» и, которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 ст. 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 ст. 28 Закона « О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию производится по основанию, предусмотренному ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п.9 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС относятся граждане постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

В соответствии со ст.35 названного закона гражданам указанной категории пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Как установлено судом, Солодовникова Т.В. с 26 апреля 1986 г. по 02 февраля 1987 года проживала и работала в <адрес> территория которого относится к зоне отселения ( л.д. 36-37). С 15 октября 1988 года по настоящее время постоянно проживает в <адрес> Брянской области, территория которого на основании распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991г. относилась к зоне отселения. На основании постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 1 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение (л.д.19, 29, 72).

В период с 26 апреля 1986 года по 04 февраля 1987 года истица работала в <адрес>, то есть на территории зоны отселения. В период с 12 декабря 1988 года по настоящее время работала в различных организациях расположенных как на территории зоны с правом на отселение, так и на территории зоны отселения ( л.д.7-11).

В период с 4 февраля 1987 года по 15 октября 1988 года Солодовникова Т.В. выезжала на постоянное место жительства в <адрес>

Принимая во внимание, что Солодовникова Т.В. с 26.04.1986г. по 2 февраля 1987 года и с 15 октября 1988 года по 1 февраля 1998 года постоянно проживала в зоне отселения до изменения статуса территории <адрес> на зону проживания с правом на отселение с 01.02.1998г., суд считает возможным применение в отношении неё ст.35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой гражданам, указанным в п.9 ч.1 ст.13 названного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Таким образом, Солодовникова Т.В. имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 7 лет, которое она приобрела за время проживания и работы в зоне отселения с 26 апреля 1986 г. до 1 февраля 1998г. Последующее изменение статуса зоны не может лишить льгот, приобретенных лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Законом РФ «О…ЧАЭС» и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только конституционно значимыми целями.

С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истицы на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени её проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986г. до 1 февраля 1998г., когда изменился статус населенного пункта.

Пенсионным фондом не оспаривается право истицы на снижение пенсионного возраста согласно п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу по Списку №2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1986 года за № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с аварией на ЧАЭС) и на суммирование данной льготы с льготой на уменьшение возраста выхода на пенсию по Чернобыльскому закону.

При этом, УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области за работу по Списку № 2 учитывает периоды работы истицы с 26 апреля 1986 года по 04 февраля 1987 года; с 12 декабря 1988 года по 13 января 1989 года; с 13 января 1989 года по 1 июня 1992 года; с 24 апреля 1997 года по 31 января 1998 года, что составляет 5 лет 07 дней и влечет снижение пенсионного возраста на 2 года (л.д.13,24;32).

Вместе с тем, ответчик не засчитал в период работы по Списку № 2, то есть на территории радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на ЧАЭС, где введено ограничение продуктов питания, работу Солодовниковой Т.В. в <адрес> с 16 ноября 2001 года по настоящее время (л.д. 43).

При этом ответчик ссылается на то, что у работодателя отсутствуют документы за 2001-2006 г.г. включительно, подтверждающие факт работы Солодовниковой Т.В. в течение полного рабочего дня (или 80% рабочего времени) на территории зоны отселения, то есть на территории, где введено ограничение продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, кроме того, согласно трудовому договору истица, является нештатным страховым агентом и обслуживает населенные пункты, расположенные как на территории зоны отселения, так и на территории зоны проживания с правом на отселение (л.д.15-18).

Судом установлено, что за периоды 2001-2006 года действительно отсутствуют табели учета рабочего времени, в связи с чем, не включение данного периода в специальный стаж является обоснованным.

За период с 1 января 2007 года по 20 августа 2009 года табели учета рабочего времени имеются. Вместе с тем, установлено, что истица как страховой агент обслуживает населенные пункты, расположенные как в границах зоны проживания с правом на отселение: <адрес> ( л.д. 39), так и в границах зоны отселения : <адрес>. Однако в табелях учета рабочего времени отсутствуют сведения о ежедневной занятости Солодовниковой Т.В. в каждой из зон радиационного загрязнения.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Однако истицей не представлено суду доказательств, подтверждающих с бесспорной очевидностью, что она в период 2007-2009 г. г. осуществляла свою деятельность ежедневно в течение полного рабочего дня или 80% рабочего времени на территории зоны отселения, то есть на территории где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. При таких обстоятельствах суд не включает период с 1 января 2007 года по 20 августа 2009 года в специальный стаж работы по Списку № 2, дающий право на снижение пенсионного возраста.

Таким образом, снижение пенсионного возраста истице возможно произвести как постоянно проживающей в зоне отселения с учетом времени её проживания в этой зоне с 26 апреля 1986 года по 02 февраля 1987 года, с 15 октября 1988 года по 1 февраля 1998 года, что влечет снижение пенсионного возраста на 7 лет, а также согласно п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу по Списку №2 (где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с аварией на ЧАЭС) в период с 26апреля 1986 года по 4 февраля 1987 года; с 12 декабря 1988 года по 13 января 1989 года; с 13 января 1989 года по 1 июня 1992 года; с 24 апреля 1997 года по 31 января 1998 года, что составляет 5 лет 07 дней и влечет снижение пенсионного возраста на 2 года. С учетом суммирования льгот возраст выхода на пенсию снижается на 09 лет (7+2).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Солодовникова Т.В., согласно её паспортным данным, родилась ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ достигла 46 -летнего возраста, при суммировании вышеназванных льгот, она имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 09 лет и назначение пенсии с 46 лет. В соответствии со ст. 19 Закона « О трудовых пенсиях в РФ», льготная пенсия подлежит назначению и выплате со дня обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии. Вместе с тем, суд считает, что пенсия истице подлежит назначению и выплате с 22 августа 2010 года, поскольку на 21 августа 2009 года у неё не возникло право на получение льготной пенсии.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Солодовниковой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Признать за Солодовниковой Татьяной Владимировной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Солодовниковой Татьяне Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с 22 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение 10 дней со дня провозглашения через Злынковский районный суд.

Судья Башлак И.В.