Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-174

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Злынка «19» мая 2011 г.

Злынковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи - Королевой Т.Г.,

при секретаре - Худяковой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козик В.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Козик В.Г. обратилась в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе о признании за ней права на досрочной трудовой пенсии по старости, указывая на то, что она с Дата года по Дата года проживала в г.Адрес - зоне отселения, с Дата года по настоящее время проживает в с. Адрес, Злынковского района, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением местности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 31 января 1998 года относилась к зоне отселения, а с 1 февраля 1998г. статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение. В период с Дата года по Дата года работала в Адрес РайПО в г.Адрес, с Дата года по Дата года - в колхозе «Адрес», расположенном в с.Адрес, с Дата года по Дата года работала в Адрес сельской администрации в с.Адрес, в настоящее время не работает. В связи с вышеуказанным приобрела право на назначение ей пенсии по старости на основании льгот, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», однако при обращении к ответчику в марте 2011г. ей было отказано в праве выхода на пенсию в 45 лет, поскольку она с Дата года проживает в зоне проживания с правом на отселение и приобретает право выхода на пенсию на льготных основаниях только в 50 лет, что считает незаконным, нарушающим её права.

В суде Козик В.Г. поддержала свои исковые требования, считает, что она имеет право на назначение ответчиком ей досрочной пенсии по старости, как приобретшей это право за период проживания в зоне отселения с Дата до 1 февраля 1998г., с учетом суммирования с льготой за работу по Списку № 2, то есть в районах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, что дает право на снижение пенсионного возраста на 10 лет.

Представитель ответчика Ефимова В.В. просила отказать Козик В.Г. в иске, поскольку в настоящее время она с 1 февраля 1998г. проживает в зоне проживания с правом отселения, т.к. статус территории с. Адрес, Злынковского района с указанного периода изменился. При изменении статуса территории населенного пункта изменяется также и статус граждан, проживающих на этой территории. В зависимости от статуса гражданина на момент обращения за назначением пенсии определяется снижение возраста выхода на пенсию. С учетом этого возраст выхода на пенсию может быть снижен истице лишь на 5 лет, поэтому она имеет право выхода на пенсию в возрасте 50 лет. К тому же продолжительность её стажа работы по Списку № 2 составила менее половины требуемого стажа.

По мнению представителя ответчика, снижение пенсионного возраста истице возможно произвести как лицу, постоянно проживающему (работающему) в зоне отселения с Дата по Дата, и лицу, постоянно проживающему (работающему) в зоне проживания с правом на отселение с учетом времени её проживания в этой зоне с Дата по Дата., что составляет 24 года 06 мес. 09 дней, и влечет снижение пенсионного возраста на 5 лет. Согласно п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу по Списку №2 (где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с аварией на ЧАЭС), стаж её работы составляет 1 год 8 мес. 25 дней, что составляет менее половины требуемого стажа для снижения пенсионного возраста. С учетом указанного возраст выхода на пенсию истице может быть снижен только на 5 лет, следовательно, при достижении истицей возраста 50 лет, которого она еще не достигла. Других льготных справок не предоставлено, кроме того, по документам не усматривается больше работа в районах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986г. № 1006-286 с.Рогов не значится. По этим основаниям истице при её обращении в УПФР было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

Согласно п.9 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС относятся граждане постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

В соответствии со ст.35 названного закона гражданам указанной категории пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Как видно из Примечания к данной норме закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года.

Согласно ст.7 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»», общеустановленный возраст, определяющий право на трудовую пенсию по старости для женщин составляет 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Из представленных истицей доказательств видно, что она с Дата года Дата года проживала в г.Адрес - зоне отселения, с Дата года по настоящее время проживает в с. Адрес, Злынковского района, Брянской области, территория которого на основании распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991г. относилась к зоне отселения. На основании постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 1 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение (л.д.5-6,12,16,17). В период с Дата года по Дата года работала в Адрес Райпо, с Дата года по Дата года работала в колхозе «Адрес» с.Адрес, с Дата года Дата работала в Адрес сельской администрации, в настоящее время не работает (л.д.7-9).

Принимая во внимание, что Козик В.Г. с Дата постоянно проживала и работала в зоне отселения - вначале в г.Адрес, а затем в с.Адрес - до изменения статуса с. Адрес на зону проживания с правом на отселение с 01.02.1998г., суд считает возможным применение в отношении неё ст.35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой гражданам, указанным в п.9 ч.1 ст.13 названного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

С учетом названных норм суд считает возможным применение в отношении Козик В.Г. ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой истица имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Последующее изменение статуса зоны не может ее лишить льгот, ранее приобретенных вследствие воздействия радиации из-за катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Законом РФ «О…ЧАЭС» и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только конституционно значимыми целями.

Как установлено судом, Козик В.Г. проживала в зоне отселения в с.Адрес с учетом проживания в г.Адрес 11 лет 5 месяцев 15 дней, что влечет снижение пенсионного возраста на 5 лет 6 месяцев.

На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 1 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение. Работала в различных организациях, расположенных в зонах отселения, в настоящее время не работает.

Как установлено в суде, период работы истицы по Списку № 2 в с.Адрес составит с Дата по Дата 9 лет 8 месяцев 21 д. При суммировании данного периода с периодом работы по Списку № 2 в г.Адрес - 1 год 8 месяцев 24 дня, получается 11 лет 5 месяцев 15 дней, что влечет уменьшение возраста пенсию на 5 лет 6 мес. Документов, что она работала неполный рабочий день, не представлено. Согласно архивной справке работала на полную ставку, переводов на неполный рабочий день не усматривается.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы, подтверждающий постоянную занятость в особых условиях труда от Дата., Козик В.Г. работала в колхозе «Адрес» в течение полного рабочего дня в названный период и находилась в отпуске по уходу за ребенком с Дата по Дата. В судебное заседание истицей были предоставлены ведомости, из которых следует, что она получала деньги по уходу за ребенком до года за Дата, и ведомости на получение денег по уходу за ребенком до трех лет за Дата.

Свидетель ФИО1 подтвердила в суде, что работала в период работы истицы в колхозе «Адрес» инспектором отдела кадров с Дата по Дата, что подтвердила своей трудовой книжкой, и может подтвердить, что в данный период Козик В.Г. Дата ушла на больничный по беременности и родам с последующим отпуском по уходу за ребенком, постоянно находилась в с.Адрес, никуда не выезжала, получала пособия на ребенка. Решение правления колхоза по этому вопросу готовила она, где сейчас находятся книги решений, не знает, но все они оставались в колхозе.

Согласно свидетельству о рождении, представленного истицей, Козик В.Г. является матерью ФИО2 Дата.р.

При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

То обстоятельство, что на основании Распоряжения СМ РСФСР от 26.01.1990г.№89-р с.Адрес входило в Перечень населенных пунктов, в которых было частично ограничено потребление молока и других продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств не является основанием для того, чтобы не включать период работы истицы в данном населенном пункте, предусматривающему снижение пенсионного возраста согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу по Списку № 2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 года № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в связи с аварией на ЧАЭС) на 2 года, поскольку это не основано на конституционно значимых целях ограничения прав человека в совокупности с требованиями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», целью которого является защита прав и интересов граждан, пострадавших от этой аварии, с учетом того, что государство признает ответственность перед гражданами этой категории, что следует из смысла Постановления Конституционного Суда 18-П от 1.12.1997г., согласно которому снижение пенсионного возраста входит в объем возмещения вреда государством за последствия нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.40Конституции РФ) и на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, причиненного радиационным воздействием. При этом судом учтено, согласно Постановления Правительства РФ №363 -р от 25.02.92г. с.Адрес включен был с список населенных пунктов зоны отселения, а также то, что жители села пользовались теми же льготами и компенсациями как пострадавшие от радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, включенные в Списки, где было введено ограничение продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. А согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Суд считает, что за период проживания в зоне отселения с Дата по Дата что составляет 11 лет 5 месяцев 15 дней дает право истице на снижение ей пенсионного возраста выхода на пенсию по старости на 5 лет 6 месяцев на основании ст.35 Закона «О..ЧАЭС», и за работу по списку 2 на 5 лет.

Таким образом, суммируя указанные льготы (5+5), суд приходит к выводу, что Козик В.Г. имеет право на снижение пенсионного возраста на 10 лет и назначение пенсии по достижении 45-летнего возраста, которого она достигла Дата 2011г.

С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истицы на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени ее проживания в зоне отселения с Дата.

Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено в суде, с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со всеми необходимыми документами для этого Козик В.Г. обратилась в УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области 25 февраля 2011 года.

При таких обстоятельствах досрочная трудовая пенсия по старости Козик В.Г. на основании решения суда должна быть назначена ответчиком с 25 февраля 2011г., т.е. с момента достижения 45 лет.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Козик В.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать за Козик В.Г. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Козик В.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с 25 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение 10 дней с момента оглашения через Злынковский районный суд.

Председательствующий Т.Г.Королева