Дело № 2-257
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Злынка «30» мая 2011 года
Злынковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Королевой Т.Г.,
при секретаре Худяковой М.П..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лозобко Г. И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Лозобко Г.И. обратился в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указывая на то, что он с Дата года по настоящее время постоянно проживает с.Адрес Злынковского района, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 31 января 1998 года относилась к зоне отселения, а с 1 февраля 1998 года статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение.
В зоне отселения он хотя и зарегистрирован с Дата., но с 26.04.1986г. постоянно проживал и проживает в с.Дата, с момента аварии по Дата работал в колхозе «Адрес», который был преобразован в СПК «Адрес», где он работает с Дата по настоящее время, который расположен в с.Адрес - зоне с правом на отселения. Однако изменение статуса зоны не должно лишить приобретенного им права выхода на пенсию в 50 лет. При его обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ему было отказано, признав право выхода на пенсию с 55 лет, что считает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании Лозобко Г.И. поддержал свои исковые требования, просил признать за ним право на пенсию по старости с момента достижения 50-летнего возраста, то есть с Дата года, как приобретшему это право за период проживания и работы в зоне отселения с 26 апреля 1986 года до 1 февраля 1998 года, с учетом суммирования с льготой за работу по Списку № 2, то есть в районах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. При этом пояснил, что с момента аварии на ЧАЭС по настоящее время проживает в с.Адрес, территория которого до 1 февраля 1998 года относилась к зоне отселения. С 26 апреля 1986 года работал в зоне отселения в колхозе «Адрес». Последующее изменение статуса территории, где расположено с.Адрес на зону проживания с правом на отселение, не может лишить его льгот, приобретенных за время проживания и работы на территории с более высокой плотностью радиационного загрязнения.
Представитель УПФР в Злынковском муниципальном районе Ефимова В.В. просила отказать Лозобко Г.И. в иске, поскольку он в настоящее время с 1 февраля 1998 года проживает и работал в зоне проживания с правом на отселение, т.к. статус с.Адрес с указанного периода изменился, при этом снижение пенсионного возраста истцу возможно произвести как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с учетом времени его проживания в этой зоне с 26 апреля 1986 г. по Дата года, что составляет 24 года 01 мес. 02 дня, что влечет снижение пенсионного возраста на основании ст.33 Закона РФ «О..ЧАЭС» не более, чем на 5 лет.
Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» Лозобко Г.И. не имеет права на снижение пенсионного возраста, так как отсутствует стаж работы по Списку № 2, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, так как колхоз «Адрес» расположен в с.Адрес, а данного населенного пункта нет в указанном перечне, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986г. № 1006-286, с учетом чего он имеет право выхода на пенсию в возрасте 55 лет.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.
Согласно п.9 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Для указанной категории граждан в силу ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Как видно из Примечания к данной норме закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», общеустановленный возраст, определяющий право на трудовую пенсию по старости для мужчин составляет 60 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно паспортным данным, Лозобко Г.И. с Дата года зарегистрирован с Адрес (л.д.5-6), ему было выдано удостоверение серии АЭ № 091106 как проживающему в зоне отселения с Дата по 31.01.1998г. и с 01.02.1998г. по настоящее время - проживающему в зоне с правом отселения (л.д.7).
С 26 апреля 1986 г. с.Адрес Злынковского района на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. до 1.02.1998 г. относилось к зоне отселения. На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 1 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение (л.д.13).
В период с 26.04.1986 года по Дата года Лозобко Г.И. работал в колхозе «Адрес», с Дата - в СПК «Адрес» расположенном в с.Адрес - зоне радиоактивного загрязнения (л.д. 8-9).
Как следует из архивной справки архивного отдела администрации Злынковского района, представленной истцом суду, в архивных документах колхоза «Маяк» имеются начисления Лозобко Г.И. заработной платы с апреля 1985г. по декабрь 2005г., работал он на полную ставку, переводов на сокращенный рабочий день не имел, что подтверждается также сведениями трудовой книжки истца.
Принимая во внимание, что Лозобко Г.И. с 26.04.1986 г. постоянно проживал и работал в зоне отселения до изменения статуса территории с.Адрес на зону проживания с правом на отселение с 01.02.1998г., суд считает возможным применение в отношении него ст.35 Закона РФ «О…ЧАЭС» о снижении пенсионного возраста на 7 лет.
В судебном заседании установлено, что Лозобко Г.И. в апреле 1986г. выработано 19,5 выходов, с мая 1986г. по декабрь 1986г. - 217,5 выходов, за 1987г. - 233 выхода, за 1988г. - 245 выходов, за 1989г. - 268 выходов, за 1990г. - 197 выходов, за 1991г. - 222 выхода, за 1992г. - 229 выходов, за 1993г. - 254 выхода, за 1994г. - 267 выходов, за 1995г. - 236 выходов, за 1996г. - 295 выходов, за 1997г. - 261 выход, за январь 1998г. - выходов нет, что фактически составляет стажа работы по Списку №2, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, 9 лет 01 мес. 21 день, и влечет снижение пенсионного возраста на 3 года. В представленных документах за названные периоды сведений о вынужденных простоях и работе в режиме неполной рабочей недели не обнаружено, а также работа по совмещению профессии, отпуска без сохранения заработной платы не установлено.
При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
С учетом названных норм суд считает возможным применение в отношении Лозобко Г.И. ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой истец имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину в 3 года (за период проживания и работы в зоне отселения от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года) и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Последующее изменение статуса зоны не может лишить его льгот, ранее приобретенных вследствие воздействия радиации из-за катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Законом РФ «О…ЧАЭС» и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только конституционно значимыми целями.
То обстоятельство, что на основании Распоряжения СМ РСФСР от 26.01.1990г.№89-р с.Адрес входило в Перечень населенных пунктов, в которых было частично ограничено потребление молока и других продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств не является основанием для того, чтобы не включать период работы истицы в данном населенном пункте, предусматривающему снижение пенсионного возраста согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу по Списку № 2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 года № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в связи с аварией на ЧАЭС) на 2 года, поскольку это не основано на конституционно значимых целях ограничения прав человека в совокупности с требованиями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», целью которого является защита прав и интересов граждан, пострадавших от этой аварии, с учетом того, что государство признает ответственность перед гражданами этой категории, что следует из смысла Постановления Конституционного Суда 18-П от 1.12.1997г., согласно которому снижение пенсионного возраста входит в объем возмещения вреда государством за последствия нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.40Конституции РФ) и на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, причиненного радиационным воздействием. При этом судом учтено, согласно Постановления Правительства РФ №363 -р от 25.02.92г. с.Адрес включен был с список населенных пунктов зоны отселения, а также то, что жители села пользовались теми же льготами и компенсациями как пострадавшие от радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, включенные в Списки, где было введено ограничение продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. Согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
Согласно данных акта по проверке лицевых счетов по начислению заработной платы Лозобко П.И. от 28 апреля 2011г. фактически по списку 2 за период работы в зоне отселения его стаж работы составил 9 лет 1 месяц 21 день, что дает основание снизить пенсионный возраст истцу на 3 года.
Таким образом, суммируя указанные льготы, суд приходит к выводу, что Лозобко Г.И. имеет право на снижение пенсионного возраста на 10 лет и назначение пенсии по достижении 50-летнего возраста, которого он достиг Дата.
С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истца на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени его проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986г. до 1 февраля 1998 г., когда изменился статус населенного пункта и работу по списку 2.
Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как установлено в суде Лозобко Г.И., обратился с письменным заявлением в УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости со всеми необходимыми документами 28 апреля 2011 года.
При таких обстоятельствах досрочная трудовая пенсия по старости Лозобко Г.И. на основании решения суда должна быть назначена ответчиком с 28 апреля 2011 года, то есть с момента обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 7, 19, п.п.2п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Лозобко Г.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать за Лозобко Г.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Лозобко Г.И. пенсию по старости по достижению 50 летнего возраста с момента обращения за назначением пенсии с 28 апреля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение 10 дней с момента оглашения через Злынковский районный суд.
Судья Т.Г.Королева