Решение о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-350                              

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Злынка                                                                                                  «19» августа 2011 года

Злынковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Т.Г.,

при секретаре Худяковой М.П..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова А.Ф. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

        Попов А.Ф. обратился в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по достижению 50 лет, как приобретшему данное право в связи с проживанием в зоне отселения с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998г., ссылаясь на то, что в связи с постоянным проживанием в с. <адрес> Злынковского района, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 31 января 1998 года относилась к зоне отселения, а с 1 февраля 1998 года статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение, он приобрел право выхода на пенсию в 50 лет на основании ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ссылаясь в иске на то, что в зоне отселения он не только проживал в указанный период, но и постоянно работал в колхозе «<адрес>», расположенном в с. <адрес>, и изменение статуса зоны не должно лишить его приобретенного права выхода на пенсию в 50 лет, однако ответчик при его обращении Дата 2011 года с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости отказал ему, что считает незаконным, нарушающим его права.

        Истец Попов А.Ф. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, удовлетворив исковые требования.

        Представитель УПФР в Злынковском муниципальном районе Ефимова В.В. иск не признала, поскольку истец в настоящее время с 1 февраля 1998 года проживает и работал в зоне проживания с правом на отселение, т.к. статус с. <адрес> с указанного периода изменился. С учетом этого, возраст выхода на пенсию может быть ему снижен лишь на 5 лет в соответствии с положениями закона РФ «О…ЧАЭС» и согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ Попов А.Ф. имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года. С учетом суммирования льгот истец имеет право выхода на пенсию в возрасте 51 года, которого в настоящее время он не достиг.

        Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

        Как следует из смысла п.9 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

        Для указанной категории граждан в силу ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

        Согласно Примечанию к данной норме закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года.

        Согласно ст.7 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»», общеустановленный возраст, определяющий право на трудовую пенсию по старости для мужчин составляет 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

        В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.

        Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

         Как установлено судом, Попов А.Ф. с 26 апреля 1986 г. по настоящее время проживает в с. <адрес> Злынковского района, территория которого на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. до 1.02.1998 г. относилась к зоне отселения. На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 1 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение (л.д. 5-6,11,14,15).

        В период с 26.04.1986 года по Дата года Попов А.Ф. работал в колхозе «<адрес>», расположенном в с. <адрес> (л.д.10-12), с Дата по Дата работал в ООО «<адрес>», расположенном в п.<адрес>, зоне отселения, с Дата года по настоящее время работает в ЗАО ПП «<адрес>» (л.д. 7-10).

        При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

        Принимая во внимание, что период проживания и работы Попова А.Ф. в зоне отселения с 26.04.1986 года по 31.01.1998 года составляет 11 полных лет, суд считает возможным применение в отношении него ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой истец имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину в 3 года (за период проживания и работы в зоне отселения от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года) и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Последующее изменение статуса зоны не может его лишить льгот, ранее приобретенных вследствие воздействия радиации из-за катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Законом РФ «О…ЧАЭС» и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только конституционно значимыми целями.

        Пенсионным фондом не оспаривается право истца на снижение пенсионного возраста согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу по Списку № 2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 года № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в связи с аварией на ЧАЭС) на 4 года и на суммирование данной льготы со льготой на уменьшение возраста выхода на пенсию по Закону «О…ЧАЭС».

        Таким образом, суммируя указанные льготы (7 лет + 4 года), суд приходит к выводу, что Попов А.Ф. имеет право на снижение пенсионного возраста на 10 лет и назначение пенсии по достижении 50-летнего возраста, которого он достиг 18 июля 2011г.

        С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истца на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени его проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986 г.

        Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

        Как установлено в суде, Попов А.Ф. обратился в УПФР в Злынковском муниципальном районе с письменным заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с Дата 2011г.

        При таких обстоятельствах досрочная трудовая пенсия по старости Попову А.Ф. на основании решения суда должна быть назначена ответчиком с Дата 2011 года, т.е. с момента достижения 50 лет.

        С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 7, 19, п.п.2п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

      

        Иск Попова А.Ф. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

        Признать за Поповым А.Ф., Дата года рождения, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с Дата 2011г., обязав Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Попову А.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с достижением пятидесятилетнего возраста.

        Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение 10 дней с момента оглашения через Злынковский районный суд.

      Председательствующий:      судья Т.Г.Королева