Решение о признании права на досрочное назначение пенсии по старости



Дело № 2-88                             

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Злынка                                                                                           «20» апреля 2012 года.

     Злынковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего - председателя суда Кузгумбаевой А.Т.,

при секретаре Поддубной Е.Н..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривенок Н.Г. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

       Кривенок Н.Г. обратилась в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании за ней права на досрочное назначение пенсии, указывая на то, что она с 26 апреля 1986 года по настоящее время проживает в с. <адрес> Злынковского района, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 31 января 1998 года относилась к зоне отселения, а с 1 февраля 1998 года статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение.

       При этом с 26 апреля 1986 года по Дата она работала в колхозе «<адрес>», расположенном в с. <адрес>. С Дата года по Дата года работала в <адрес> детском саду. С Дата года по настоящее время работает в <адрес> средней школе.

        По достижении возраста 45 лет она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости на основании льгот, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Однако, ей было отказано в праве выхода на пенсию в 45 лет, поскольку она проживает в зоне проживания с правом на отселение и снижение пенсионного возраста можно произвести не более чем на 5 лет.

        В судебном заседании Кривенок Н.Г. поддержала свои исковые требования, просила признать за ней право на пенсию по старости с момента достижения 45-летнего возраста, то есть со Дата 2012 года, как приобретшей это право за период проживания и работы в зоне отселения с 26 апреля 1986 года до 1 февраля 1998 года, с учетом суммирования с льготой за работу по Списку № 2 в районах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. При этом пояснила, что с 26 апреля 1986 года по настоящее время проживает в с. <адрес>, территория которого до 1 февраля 1998 года относилась к зоне отселения. С 26 апреля 1986 года работала в колхозе «<адрес>» и других учреждениях, расположенных в с. <адрес>, и по настоящее время продолжает работать. Последующее изменение с 01.02.1998 года статуса территории, где расположено с. <адрес> на зону проживания с правом на отселение, не может лишить ее льгот, приобретенных за время проживания и работы на территории с более высокой плотностью радиационного загрязнения.

        Представитель УПФР в Злынковском муниципальном районе Кравченко В.В., просила отказать Кривенок Н.Г. в иске, поскольку она в настоящее время с 1 февраля 1998 года проживает и работала в зоне проживания с правом на отселение, так как статус с. <адрес> с указанного периода изменился, при этом снижение пенсионного возраста истице возможно произвести как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с учетом времени ее проживания в этой зоне, на 5 лет.

        Документов, подтверждающих продолжительность стажа работы по Списку № 2 в населенных пунктах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств истицей представлено на 6 лет 1 месяц 26 дней, права на снижение возраста выхода на пенсию в 45 лет в соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она не имеет. С учетом чего она имеет право выхода на пенсию в возрасте 47 лет.

       Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

       Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

        Для указанной категории граждан в силу ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Согласно Примечанию к ст. 35 данного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная указанной нормой, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», общеустановленный возраст, определяющий право на трудовую пенсию по старости для женщин составляет 55 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

       Как установлено судом, Кривенок Н.Г. с 26 апреля 1986 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в с. <адрес> Злынковского района. (л.д.6, 11, 19).

        На основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 237-р до 1.02.1998 года территория с. <адрес> Злынковского района относилась к зоне отселения. На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 01 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение.

При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

        Принимая во внимание, что период проживания Кривенок Н.Г. в зоне отселения с 26.04.1986 года по 31.01.1998 года составляет 11 полных лет, суд считает возможным применение в отношении истицы ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой она имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину в 3 года (за период проживания и работы в зоне отселения до 30 июня 1986 года) и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

       Согласно представленным документам - трудовой книжке и выписок из приказов Отдела образования администрации Злынковского района, Кривенок Н.Г. с 26 апреля 1986 года по Дата она работала в колхозе «<адрес>», с Дата года по Дата года работала в <адрес> детском саду. (л.д. 7-9, 13-14). Таким образом, продолжительность работы Кривенок Н.Г. в зоне отселения с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года составляет 8 полных лет за вычетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

То обстоятельство, что на основании Распоряжения СМ РСФСР от 26.01.1990 года № 89-р с. <адрес> входило в Перечень населенных пунктов, в которых было частично ограничено потребление молока и других продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, не является основанием для того, чтобы не включать период работы истицы в данном населенном пункте в стаж, предусматривающий снижение пенсионного возраста согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу по Списку № 2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 года № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в связи с аварией на ЧАЭС), поскольку это не основано на конституционно значимых целях ограничения прав человека в совокупности с требованиями Закона РФ «О...ЧАЭС», целью которого является защита прав и интересов граждан, пострадавших от этой аварии, с учетом того, что государство признает ответственность перед гражданами этой категории, что следует из смысла Постановления Конституционного Суда 18-П от 1.12.1997 года, согласно которому снижение пенсионного возраста входит в объем возмещения вреда государством за последствия нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду. При этом судом учтено, что с. <адрес> с 26.04.1986 года было включено в список населенных пунктов зоны отселения, а также то, что жители села пользовались теми же льготами и компенсациями как пострадавшие от радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, как и пунктов, где было введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств.

        Таким образом, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Кривенок Н.Г. имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года и на суммирование данной льготы со льготой на уменьшение возраста выхода на пенсию по Закону «О…ЧАЭС».

    Суммируя указанные льготы (7 лет + 4 года), суд приходит к выводу, что Кривенок Н.Г. имеет право на снижение пенсионного возраста на 10 лет и назначение пенсии по достижении 45-летнего возраста.

    С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истицы на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени ее проживания в зоне отселения с 26 мая 1986 года и отсутствии необходимого стажа по Списку № 2.

     При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Кривенок Н.Г., согласно паспортным данным, родилась Дата года и достигла 45-летнего возраста, она имеет право на назначение пенсии с 45 лет.

     Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

        При таких обстоятельствах досрочная трудовая пенсия по старости Кривенок Н.Г. на основании решения суда должна быть назначена ответчиком со Дата 2012 года, то есть с момента достижения 45-летнего возраста.

         С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 7, 19, п.п.2 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    

        Иск Кривенок Н.Г. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии, удовлетворить.

Признать за Кривенок Н.Г. право на досрочное назначение пенсии, обязав Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Кривенок Н.Г. пенсию по старости по достижению 45- летнего возраста со Дата 2012 года.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня провозглашения.

          

Председательствующий Кузгумбаева А.Т.