Дело № 2- 179 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Злынка 20 июня 2012 года. Злынковский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи - Башлак И.В., при секретаре - Худяковой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литовченко И.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области (далее УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л : Литовченко И.И. обратился в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указывая на то, что он с 26 апреля 1986 года по настоящее время проживает в с. <адрес>, Злынковского района, Брянской области, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением местности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 1 февраля 1998 года относилась к зоне отселения, а с 1 февраля 1998 года статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение. В период с 26 апреля 1986 года по Дата года работал в колхозе « <адрес>», который был расположен на территории зоны отселения, затем Дата года по Дата года работал в ГУП «<адрес> лесхоз», расположенном в зоне отселения, с Дата года по настоящее время в <адрес> лесничестве, то есть на территории зоны отселения. По достижению 50 лет обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ему было отказано. Свое решение ответчик мотивировал тем, что у него отсутствует необходимый стаж работы по Списку № 2, и снизил ему пенсионный возраст только на 5 лет, как проживающему в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, указав, что право на досрочную пенсию у него возникнет по достижению 55 лет. В судебном заседании Литовченко И.И. поддержал свои исковые требования, просил признать за ним право на пенсию по старости с момента достижения 50-летнего возраста, то есть с Дата года, как приобретшим это право за период проживания и работы в зоне отселения с 26 апреля 1986 года до 1 февраля 1998 года, с учетом суммирования с льготой за работу по Списку № 2, то есть в районах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. При этом пояснил, что с момента аварии на ЧАЭС по настоящее время проживает в с. <адрес>, Злынковского района, территория которого до 1 февраля 1998 года относилась к зоне отселения. С 26 апреля 1986 года работал в зоне отселения в колхозе «<адрес>» сначала агрономом, а затем Дата года до Дата года председателем колхоза. Данное хозяйство располагалось в с. <адрес>, то есть на территории зоны отселения. Последующее изменение статуса территории, где расположено с. <адрес> на зону проживания с правом на отселение, не может лишить его льгот, приобретенных за время проживания и работы на территории с более высокой плотностью радиационного загрязнения. В связи с чем, просит снизить возраст выхода на пенсию на 7 лет, за время проживания и работы в зоне отселения и дополнительно на 3 года за работу по Списку № 2, то есть за работу на территории, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, так как работал в зоне отселения в течение полного рабочего дня. Представитель УПФР в Злынковском муниципальном районе Кравченко В.В. просила отказать Литовченко И.И. в иске, поскольку он в настоящее время с 1 февраля 1998 года проживает в зоне проживания с правом на отселение, т.к. статус с. <адрес>, Злынковского района с указанного периода изменился, при этом снижение пенсионного возраста истцу возможно произвести как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с учетом времени его проживания в этой зоне с 26 апреля 1986 г. по14 марта 2012 года, что составляет 25 лет 10 мес. 18 дней, и влечет снижение пенсионного возраста на основании ст.33 Закона РФ «О..ЧАЭС» не более чем на 5 лет. Кроме того, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» Литовченко И.И. не имеет права на снижение пенсионного возраста, так как отсутствует необходимый стаж работы по Списку № 2, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, ибо истец работал в колхозе, расположенном в с. Рогов, а данного населенного пункта нет в указанном перечне, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986г. № 1006-286. Период работы на территории зоны отселения в ГУП «<адрес> лесхоз» и ГКУ «<адрес> лесничество» <адрес> участковое лесничество в общей сложности составляет 2 года 2 месяца 27 дней. С учетом этого, Литовченко И.И. не имеет права выхода на пенсию в возрасте 50 лет. Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему. Согласно п.9 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы. Для указанной категории граждан в силу ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Как видно из Примечания к данной норме закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», общеустановленный возраст, определяющий право на трудовую пенсию по старости для мужчин составляет 60 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет. В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин- 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Согласно паспортным данным, Литоченко И.И., Дата года рождения, зарегистрирован в с. <адрес>, Злынковского района с Дата года (л.д.5), ему было выдано удостоверение серии № как проживающему в зоне отселения с 26 апреля 1986 г. по 31.01.1998 г., а с 01.02.1998г. по настоящее время - в зоне проживания с правом на отселение (л.д.12). С 26 апреля 1986 г. с. <адрес>, Злынковского района на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. до 1.02.1998 г. относилось к зоне отселения. На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 1 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение (л.д.15). Принимая во внимание, что Литовченко И.И. с 26.04.1986 г. проживал в зоне отселения, суд считает возможным применение в отношении него ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой он имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину в 3 года (за период проживания в зоне отселения от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года) и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Последующее изменение статуса зоны не может лишить его льгот, ранее приобретенных вследствие воздействия радиации из-за катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Законом РФ «О…ЧАЭС» и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только конституционно значимыми целями. С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истца на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени его проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986г. до 1 февраля 1998 г., когда изменился статус населенного пункта. Таким образом, суд приходит к выводу, что Литовченко И.И. имеет право на снижение пенсионного возраста на 7 лет. Согласно данным трудовой книжки Литовченко И.И. работал на территории зоны отселения, а именно в колхозе «<адрес>» с Дата года в качестве агронома, а с Дата года избран на должность председателя колхоза. В период с Дата года по Дата года работал в ГУП « <адрес> лесхоз», с Дата года по настоящее время работает в <адрес> участковом лесничестве ГКУ « <адрес> лесничество» (л.д. 6-11). Данные организации расположены на территории зоны отселения. Пенсионным фондом не оспаривается право истца на снижение пенсионного возраста согласно п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу по Списку №2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1986 года за № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с аварией на ЧАЭС) и на суммирование данной льготы с льготой на уменьшение возраста выхода на пенсию по Чернобыльскому закону. При этом, УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области за работу по Списку № 2, то есть на территориях радиоактивного загрязнения, где введено ограничение продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, не учитывает период работы истца в колхозе « <адрес>», то есть с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года (то есть до изменения статуса села на зону проживания с правом на отселение). Возражая в этой части против исковых требований истца, представитель ответчика указывает на то, село <адрес>, где располагался колхоз, не указано в перечне населенных пунктов, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986г. № 1006-286. Однако, суд не может согласиться с такой позицией государственного учреждения, призванного соблюдать права граждан в области пенсионного обеспечения. Судом достоверно установлено и это не оспаривается ответчиком, что с. <адрес> располагалось на территории зоны отселения, в связи с радиационным загрязнением местности, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно Распоряжению Совмина РСФСР от 26.01.1990 года. № 89-р с. <адрес> входило в Перечень населенных пунктов, в которых было частично ограничено потребление молока и других продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, что является основанием для включения периодов работы истца в данном населенном пункте, за работу по Списку № 2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 года № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в связи с аварией на ЧАЭС), предусматривающему снижение пенсионного возраста согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Такое применение закона зиждется на положениях Конституции РФ, и нормах Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», целью которого является защита прав и интересов граждан, пострадавших от этой аварии, с учетом того, что государство признает ответственность перед гражданами этой категории, что следует из смысла Постановления Конституционного Суда 18-П от 1.12.1997 года. Снижение пенсионного возраста входит в объем возмещения вреда государством за последствия нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.40 Конституции РФ) и на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств, для обеспечения достаточности такого возмещения, причиненного радиационным воздействием. Согласно Постановлению Правительства РФСР № 237-р от 28 декабря 1991 года с. <адрес> включено в список населенных пунктов зоны отселения. Село располагалось на территории, где было частично ограничено потребление молока и других продуктов местного производства, в связи с чем, суд считает, что работу истца в с. <адрес> возможно засчитать за работу по Списку № 2. В ходе проверки, проведенной УПФР в Злынковском муниципальном районе, были изучены лицевые счета по начислению заработной платы и установлено количество выходов за каждый год работы в колхозе « <адрес>» ( л.д. 24-25). При этом, суд с учетом установленного минимума выходов с 1986 года по Дата год- 270 дней, считает возможным включить в специальный стаж период его работы в колхозе - 10 лет 7 месяцев 19 дней (с Дата по Дата по полному году, в 1986 году- 6 мес. 23 дня; в Дата году - 8 месяцев 12 дней; в Дата году- 8 месяцев 29 дней, в Дата году- 6 месяцев 9 дней). В силу ст. 27.п.1 пп.2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия мужчинам назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев. В случае, если проработали не менее половины установленного срока и имеют страховой стаж 20 лет, пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждые два года работы с тяжелыми условиями труда. Таким образом, снижение пенсионного возраста истцу возможно произвести как постоянно проживавшему в зоне отселения с учетом времени его проживания в этой зоне с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года, что влечет снижение пенсионного возраста на 7 лет, а также согласно п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу по Списку №2 (где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с аварией на ЧАЭС) в период с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года в колхозе « <адрес>», то есть до изменения статуса с. <адрес> на зону проживания с правом на отселение, что составляет в общей сложности 10 лет 7 месяцев 19 дней и влечет снижение пенсионного возраста на 4 года. С учетом суммирования льгот возраст выхода на пенсию максимально снижается на 10 лет. При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Литовченко И.И., согласно его паспортным данным, родился Дата года и достиг 50-летнего возраста, при суммировании вышеназванных льгот, он имеет право на уменьшение пенсионного возраста на10 лет и назначение пенсии с 50 лет. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 7, 19, п.п.2п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Литовченко И.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить. Признать за Литовченко И.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Литовченко И.И. пенсию по старости по достижению 50 - летнего возраста, то есть с Дата года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца со дня вынесения, через Злынковский районный суд. Судья Башлак И.В.