Решение о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью



                                                                                            

Дело № 2-275                                                       

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Злынка                                                                                         18 июля 2012 года

      Злынковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Башлак И.В.,

при секретаре - Ница К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноусовой Г.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Черноусова Г.Ф. обратилась с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с наличием 25-летнего стажа педагогической деятельности, указывая на то, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, предоставив пакет документов, однако ей было отказано в назначении пенсии. При этом УПФР в Злынковском муниципальном районе не учел в специальный стаж для назначения пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 месяцев 09 дней, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрено включение отпусков по уходу за ребенком в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

         Указанное решение ответчика считает незаконным и просит включить неучтенный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, и признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, так как имеет 25-летний стаж педагогической деятельности.

В суде Черноусова Г.Ф. поддержала иск, просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом пояснила, что на момент её ухода в отпуск по уходу за ребенком, действующее трудовое и пенсионное законодательство предусматривало включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Начало её отпуска по уходу за ребенком приходится на ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в законную силу 06 октября 1992 года изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР, исключивших зачисление отпусков по уходу за ребенком в специальный стаж, а значит, её положение не может быть ухудшено. Просит включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

Представитель ответчика УПФР в Злынковском муниципальном районе - Кравченко В.В., действуя в соответствие с надлежаще оформленной доверенностью, иск не признала, пояснив, что Черноусовой Г.Ф. было обоснованно отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку у неё на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует 25 - летний стаж педагогической деятельности, а требуемый истицей период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как это не предусмотрено действующим законодательством.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ»     № 173 - ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как установлено в суде, Черноусова Г.Ф. согласно данным трудовой книжки с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем в <адрес>. ( л.д.10-11).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, о чем был вынесен приказ по школе ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 13)

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» был введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года.

       Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР от 09.12.1971 года ( в редакции от 19.11.1982 года), женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Пунктом 2 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

       Законом РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившим в законную силу с 06 октября 1992 года, в ст. 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, согласно которым период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал засчитываться в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

        Суд считает, что в льготный стаж Черноусовой Г.Ф. подлежит включению период ее нахождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком, поскольку Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя условия назначения трудовой пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления закона в силу на основании ранее действующего законодательства.

        Позиция УПФР в Злынковском муниципальном районе противоречит аутентичной воле законодателя и правовым положениям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004 года; Определении Конституционного Суда РФ № 261-О от 12 июля 2006 года, согласно которым, конституционные принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Изменение законодателем ранее установленных норм должно осуществляться таким образом, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

           Государство не может произвольно изменять уже признанный им статус и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе ранее действовавшего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано.

        В этой связи, суд считает, что в специальный стаж истице следует включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 месяцев 09 дней, что было предусмотрено ранее действовавшим законодательством.

      С учетом указанных выше обстоятельств, требования истицы о включении периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, являются законными и обоснованными, а доводы ответчика в возражение заявленному иску, суд находит несостоятельным.

           Специальный стаж Черноусовой Г.Ф. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял по подсчетам ответчика 24 года 01 месяц 21 день. Суммируя указанный стаж с периодом нахождения в отпуске по уходу за ребенком и не включенным в специальный стаж (24 года 01 месяц 21 день + 10 месяцев 09 дней), суд приходит к выводу о наличии у истицы на ДД.ММ.ГГГГ 25-летенго стажа педагогической деятельности, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Согласно ч.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку Черноусова Г.Ф. обратилась в Пенсионный фонд за назначением досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ, трудовая пенсия должна быть ей назначена с момента обращения за указанной пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах иск Черноусовой Г.Ф. подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Черноусовой Г.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с 25 летним стажем педагогической деятельности, удовлетворить.

Признать за Черноусовой Г.Ф. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием 25 летнего стажа педагогической деятельности, включив в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Черноусовой Г.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью на основании п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме, через Злынковский районный суд.

Судья Башлак И.В.