Решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-371                                                                                       .

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Злынка                                                                                            «9» октября 2012 года

Злынковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Королевой Т.Г.,

при секретаре Худяковой М.П.,

с участием законного представителя по доверенности Маркина А.М. на стороне истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щемелинина А.В. в своих интересах и в интересах малолетней дочери ФИО к ГУП «Брянскоблстройэксплутация» и Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Щемелинин А.В. обратился в суд с иском к ответчикам о признании за ним и его дочерью права долевой собственности по 1/2 доли на квартиру <адрес> Брянской области на основании Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ», ссылаясь на то, что в этой квартире он проживает и зарегистрирован с Дата года, в Дата году с ним был заключен договор найма, согласно которому он использует жилое помещение по назначению, содержит его в надлежащем состоянии, регулярно производит оплату коммунальных платежей. Дом находится на балансе ГУП «Брянскоблстойэксплуатация», куда он обратился по вопросу приватизации квартиры на основании названного закона, в чем ему было отказано в связи с отсутствием денежных средств на оформление права собственности на дом, предложив решить вопрос в судебном порядке, в связи с чем, просит суд признать за ним право собственности на квартиру, так как названные обстоятельства не являются основанием для нарушения его права на приватизацию данного жилого помещения.

Истец Щемелинин А.В. в судебное заседание не явился, его представитель Маркин А.М. просил суд признать за Щемелининым А.В. и его несовершеннолетней дочерью ФИО право долевой собственности на названную квартиру в порядке приватизации, пояснив, что занимаемое Щемелининым А.В. жилое помещение - квартира <адрес> Брянской области подлежит приватизации, т.к. не относится к общежитию, дом утратил статус общежития в силу закона. Договор найма заключался бессрочно и время предоставления квартиры для проживания не оговаривалось. После того, как ПМК перестало быть собственником дома, вопрос о расторжении договора найма не ставился, никто не предлагал выписаться Щемелинину А.В., не оспаривал его права проживания в квартире. В настоящее время в квартире зарегистрирован Щемелинин А.В., его дочь ФИО, Дата.р., и жена Щемелинина М.Д., которая отказалась от права на приватизацию. Ранее истцы не участвовали в приватизации, и имеют право на приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения один раз. Его супруга Щемелинина М.Д. оформила заявление у нотариуса об отказе от участия в приватизации занимаемого ими жилого помещения.

Щемелинина М.Д., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании поддержала требования своего супруга Щемелинина А.В., просила признать за ним и их несовершеннолетней дочерью ФИО право собственности на указанное жилое помещение, т.к. они ранее не участвовали в приватизации, она отказывается от права на приватизацию, занимаемая ими квартира относится к изолированному жилому помещению. В данной квартире её супруг проживает длительное время, и договор найма перезаключался по шаблону, с указанием о предоставлении квартиры в связи с работой, что не соответствует действительности, т.к. они с супругом никогда не состояли в трудовых отношениях с ответчиком. Оплата за жилье производится ими исходя из тарифов для изолированных жилых помещений, а не за койкоместо. Никогда им не предоставлялась мебель и другое, что предусмотрено в общежитиях.

Представитель ответчика ГУП «Брянскоблстройэксплуатация» в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление иск не признал, пояснив, что дом <адрес> является общежитием согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от Дата., собственником является Брянская область. В кадастровом паспорте объекта от Дата также наименование здания - общежитие. Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях и служебные помещения приватизации не подлежат. На момент заключения договора найма с истцом дом по указанному адресу уже имел статус общежития и не передавался в муниципальную собственность с изменением статуса на жилой дом. Предоставленное истцу жилое помещение является служебным и находится в доме, который имеет статус общежития. В настоящее время объект имеет статус общежития. В связи с изложенным, просил в иске Щемелинину А.В. отказать.

Представитель соответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - в суд не явился, в заявлении возражал против заявленных требований, просил отказать Щемелинину А.В. в иске, считая управление имущественных отношений Брянской области ненадлежащим ответчиком по делу, так как дом <адрес> находится на балансе ГУП «Брянскоблстройэксплуатация» на праве хозяйственного ведения. В отзыве, направленном в суд, указал, что право на приватизацию жилых помещений предоставлено гражданам, занимающим помещения на условиях социального найма в порядке, предусмотренном федеральным законом. Жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.

         В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ч.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Основные принципы и условия бесплатной приватизации жилых помещений регулируются Законом РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2008г.), значительные изменения в который внесены Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Из вышеуказанного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальную собственности, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.

В соответствии со ст.18 вышеуказанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно ст.11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В силу ст.4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Согласно п.6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ №42 от 26.01.2006г., к общежитиям относятся специально построенные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

В соответствии с п.2 ч.1, ч.2 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Согласно п.12 вышеуказанных правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондам, в соответствии с п.3 данных Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Как установлено в суде, Щемелинин А.В. с Дата года зарегистрирован в квартире <адрес> (л.д.5) и проживает там с семьёй -супругой Щемелининой М.Д. и несовершеннолетней дочерью ФИО, что подтверждено справкой с места жительства о составе семьи(л.д.26).

Дата. ГУП «Брянскоблстройэксплуатация» с Щемелининой М.Д. был заключен бессрочный договор найма жилого помещения в общежитии , в качестве членов семьи указаны супруг Щемелинин А.В. и несовершеннолетняя дочь ФИО (л.д.16-19).

Согласно заявлению Щемелининой М.Д., удостоверенного нотариусом Дата, она не возражает против приватизации жилого помещения, расположенного по <адрес>, Щемелининым А.В., отказавшись от права на приватизацию данного жилого помещения (л.д.12).

Как следует из технического паспорта дома <адрес>, помещение является жилым, изолированным, пригодным для проживания, собственником дома является ГУП «Брянскоблстройэксплуатация» (л.д.21-23).
        На основании приказа управления имущественных отношений Брянской области «Об изъятии государственного имущества из пользования ОАО «Злынковская механизированная колонна»» № 1944 от 11.06.2009г. общежитие, расположенное по <адрес>, изъято из пользования данного общества, не вошедшее в уставной капитал ОАО и закреплено за ГУП «Брянскоблстройэксплуатация» на праве хозяйственного ведения, передано по акту от 11.06.2009г.(л.д.49-51).

Данное обстоятельство подтверждено выпиской из реестра государственного имущества Брянской области от 01.07.2009г. за № 00100496, согласно которой общежитие по <адрес>, находится в хозяйственном ведении ГУП «Брянскоблстройэксплуатация», внесено в реестр государственного имущества Брянской области (л.д.37-38).

Приказом начальника управления имущественных отношений Брянской области от 04.04.2011г. № 600 объект недвижимого имущества - здание общежития, расположенное по <адрес>, находящееся в хозяйственном ведении ГУП «Брянскоблстройэксплуатация» разделен на нежилое помещение и здание общежития (л.д.39).

В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность» и приложению 3 к данному Постановлению, объекты жилого фонда подлежат передаче в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), независимо от того, на чьём балансе они находятся.

В п.1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года №8 «об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Согласно п.2 ст.30 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. № 173-ФЗ, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в п.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

На основании указанного, спорный объект жилищного фонда подлежал безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную в силу Приложения № 3 к Постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1, в связи с чем дом <адрес> Брянской области не может находиться в федеральной собственности.

То обстоятельство, что здание не было передано в муниципальную собственность, не препятствует осуществлению гражданских прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как истец не может нести негативных последствий в результате того, что до настоящего времени органы исполнительной власти г.Злынка не приняли названное имущество в муниципальную собственность.

Из смысла ст.7 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.01.2004г. № 189-ФЗ следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, объект недвижимого имущества, расположенный по <адрес> (в том числе и комната , которую занимает истец) утратил статус общежития в силу закона.

В суде установлено, и не оспаривается ответчиком, что Щемелинин А.В. вселился в спорное жилое помещение на законных основаниях, используя его по назначению, производя коммунальные платежи, с ним фактически заключен договор социального найма, несовершеннолетняя дочь - ФИО является членом его семьи. Жилое помещение является изолированным и пригодным для проживания, в силу ч.1 ст.62 ЖК РФ является предметом договора найма жилого помещения, соответствует требованиям ст.ст.15-16 ЖК РФ о том, что жилым помещением признается изолированное жилое помещение, являющееся недвижимым имуществом и пригодным для постоянного проживания граждан, не относится к общежитию, Щемелинин А.В. приобрел в отношении спорного жилого помещения все права и обязанности, предназначенные для нанимателей жилого помещения по договору социального найма, в том числе и конституционное право на приобретение его в собственность в установленном законом порядке.

Из сообщения Злынковского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от 28.06.2012г., видно, что квартир и индивидуальных домовладений в Злынковском районе за Щемелининым А.В. не значится, ранее в приватизации он не участвовал (л.д.25).

В суде установлено при исследовании трудовой книжки Щемелининой М.Д., что в трудовых отношениях с ответчиком не состояла и не состоит.

Таким образом, иск Щемелинина А.В. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации подлежит удовлетворению, так как оснований, предусмотренных ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и препятствующих приватизации занимаемого им изолированного жилого помещения, в суде не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.7 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ», ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд        

Р Е Ш И Л :

        Иск Щемелинина А.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО к ГУП «Брянскоблстройэксплутация» и управлению имущественных отношений Брянской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворить.

        Признать за Щемелининым А.В. и ФИО право долевой собственности по 1/2 доли каждому в порядке приватизации на квартиру <адрес> Брянской области.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

                   

Председательствующий: судья Т.Г.Королева

.

.о