Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДАТА г. г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой С.А.,
при секретаре Дербеневой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старухиной Альфии Кираматовны к Государственному учреждению Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
у с т а н о в и л :
Старухина А.К. обратилась в суд с иском к Златоустовскому филиалу НОМЕР ФСС Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, обязании предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год.
В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом 3-й группы, бессрочно, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. В течение ДАТА г. истица обращалась в Златоустовский филиал НОМЕР ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением на путевку санаторно-курортного лечения, представив необходимые документы. В течение ДАТА года путевка ей не предоставлена по причинам, не зависящим от истицы. Старухина А.К. полагает, что ее отказ от получения набора социальных услуг в ДАТА г. не является основанием для освобождения фонда от обязанности предоставления ей санаторно-курортной путевки за ДАТА год, поскольку такую обязанность в установленный срок ответчиком не выполнена.
Определением суда от ДАТА г., с согласия истицы, произведена замена ненадлежащего ответчика ЗФ № 5 ФСС Челябинской области на надлежащего ответчика Государственное учреждение Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования России (сокращенно - ГУ ЧРО ФСС РФ), привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области, Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
В судебном заседании истица Старухина А.К. настаивала на удовлетворении исковых требований настаивала по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ Романенко С.В. (доверенность НОМЕР от ДАТА г.л.д.13) с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск л.д.14-16), из которого следует, что заявление и необходимые документы Старухиной А.К. для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение подано в ЗФ НОМЕР ГУ ЧРО ФСС РФ ДАТА г., позднее - повторно предъявлена медицинская справка. В ДАТА г. путевка истице не предоставлена, по причине недостаточности финансирования.. На ДАТА г. все приобретенные за счет средств федерального бюджета путевки распределены и выданы гражданам, подавшим заявление ранее истицы, до ДАТА г. Финансирование санаторно-курортного лечения предусматривается на соответствующий финансовый год, и является бюджетным обязательством этого бюджета. Таким образом, федеральные средства, предусмотренные на эти цели в ДАТА., израсходованы в ДАТА. В ДАТА. средства, определенные на данные цели будут направлены на приобретение путевок согласно соответствующим государственным контрактам. Поскольку средств федерального бюджета, выделенных на приобретение санаторно-курортных путевок для льготных категорий граждан, оказалось недостаточно, ГУ ЧРО ФСС РФ не имело возможности обеспечить Старухину А.К. санаторно-курортной путевкой в ДАТА году. Учитывая, что средства ФСС используются строго на определенные цели, путевка на санаторно-курортное лечение за ДАТА г. не могла быть предоставлена Старухиной А.К. в ДАТА г., поскольку она воспользовалась своим правом на отказ от получения набора социальных услуг на ДАТА г..
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия л.д. 43). В письменном отзыве на иск л.д.42-43) указано, что Министерство финансов является ненадлежащим третьим лицом по делу. Минфин является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию его функций. В соответствии с действующим законодательством путевки на санаторно-курортное лечение инвалидам предоставляются Фондом социального страхования. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования на реализацию мер по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия л.д. 40). В письменном отзыве на иск л.д.38-40) указано, что в связи с действующим законодательством путевка на санаторно-курортное лечение за ДАТА г. могла быть предоставлена истице только в ДАТА г., и правовые основания для предоставления в ДАТА г. Старухиной А.К. путевки на санаторно-курортное лечение за прошлое время (за ДАТА г.) отсутствуют. В ДАТА г. истица реализовала свое право и отказалась от набора социальных услуг, в связи с чем, права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА г. за счет федерального бюджета Старухина А.К. также не имеет.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Старухиной А.К. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Старухина А.К. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно л.д.4).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.99 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.99г. № 178-ФЗ1, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В силу ч. 2. ст. 6.3 названного закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.04 г. N328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07. 99 г. N178-ФЗ, в том числе инвалидам.
В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).
Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДАТА г, Старухина А.К. обратилась в Златоустовский филиал НОМЕР ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на ДАТА г. (заявлениел.д.34, выписка из журнала регистрации заявленийл.д.32-33). К заявлению приложена справка для получения путевки формы НОМЕР от ДАТА г. НОМЕР, действительная по ДАТА г., впоследствии истицей представлена справка для получения путевки формы НОМЕР от ДАТА г. НОМЕР л.д.36-37).
Суд признает незаконным отказ ответчика в предоставлении Старухиной А.К. путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, нарушающим ее права.
Из материалов дела следует, что Старухина А.К. своевременно, в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.04 N 328, обратилась в Златоустовский филиал НОМЕР ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с необходимыми для этого документами. В связи с чем, у Фонда возникла обязанность предоставить санаторно-курортную путевку заявителю в ДАТА г., что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка.
Федеральный закон от 17.07.99 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.04 N 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии денежных средств.
Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.04г. № 864), финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4).
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19).
Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20).
Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21).
Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Старухиной А.К. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ.
Отказ Старухиной А.К. от набора социальных услуг на ДАТА год также не является основанием для освобождения ГУ ЧРО ФСС РФ от обязанности предоставления санаторно-курортной путевки за ДАТА год.
Необходимо обязать ответчика предоставить истице санаторно-курортную путевку Старухиной А.К. за ДАТА год, в натуре. Данная путевка должна быть предоставлена за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Старухиной Альфии Кираматовны к Государственному учреждению Челябинское региональное отделение Фонда социального развития РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственное учреждение Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившееся в непредоставлении Старухиной Альфие Кираматовне путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год.
Обязать Государственное учреждение Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Старухиной Альфие Кираматовне путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.А.Алексеева