Признание решения незаконным



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Петуховой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Златоусте гражданское дело по иску Волковой Татьяны Александровны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и о назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

Волкова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте (далее - «ГУ УПФР в г. Златоусте»), в котором просила признать незаконным решение комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА г. в части отказа во включении в её специальный стаж периодов работы с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДУ НОМЕР, с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида НОМЕР»; обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА г.

В обоснование заявленных требований указала, что ДАТА г. обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа. Из её специального стажа полностью исключены периоды работы с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДУ НОМЕР в связи с отсутствием у учреждения статуса юридического лица и по причине несоответствия наименования учреждения Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, и с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида НОМЕР» в связи с отсутствием выполнения нормы рабочего времени. Истица не согласна с решением ответчика, полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии, поскольку независимо от организационно-правовой формы учреждения и его статуса она фактически работала в детском дошкольном учреждении в должности воспитателя. В период с ДАТА г. по ДАТА г. ею отработано 586 смен, по ее расчету стаж составляет 2 года 4 месяца 7 дней. Таким образом, ее специальный стаж на день обращения с заявлением о назначении пенсии составляет более 25 лет.

В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении исковых требований по указанным в иске основаниям. Суду пояснила, что с ДАТА года по настоящее время занимается воспитанием детей дошкольного возраста, при этом на протяжении всего периода работы ее трудовые функции не изменялись.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Златоусте Косарева А.А. с иском не согласна по основаниям, изложенным в оспариваемом протоколе заседания комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав НОМЕР от ДАТА г. и в письменном отзыве. В отзыве указала, что в периоды с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. истица не выполняла норму рабочего времени, установленную на ставку заработной платы. А в период работы истицы в должности воспитателя МДУ НОМЕР с ДАТА г. по ДАТА г. наименование учреждения не соответствовало действующему Списку должностей и учреждений, кроме того, у учреждения отсутствовал статус юридического лица.

Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида НОМЕР» Бочина Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что с ДАТА года истица работает воспитателем дошкольных учреждений, ее функции в зависимости от изменения наименования учреждения не менялись. Также считает, что период с ДАТА г. по ДАТА г. полностью исключать из педагогического стажа истицы нельзя, необходимо производить расчет стажа по фактически отработанному на полную ставку времени.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Волковой Т.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от ДАТА г. «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых педагогическим трудом, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.

Как видно из копии трудовой книжки истицы, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА г. и следует из пояснений истицы, она с ДАТА года осуществляет педагогическую деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

ДАТА года Волкова Т.А. обратилась с заявлением в ГУ УПФР в г. Златоусте о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как выработавшей необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 25-летний педагогический стаж.

На основании решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА г., установившей, что истица не имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, решением начальника ГУ УПФР в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА г. Волковой Т.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА г. следует, что ответчик исключил из специального стажа истицы ряд периодов работы, в числе которых периоды:

- с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДУ НОМЕР, поскольку наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР, а также отсутствует наличие статуса юридического лица у учреждения; учреждения, созданные после ДАТА г. (дата введения в действие гл. 4 ГК РФ) наличие статуса подтверждают документами о регистрации учреждения, в данном случае Устав учреждения зарегистрирован постановлением главы г. Златоуста НОМЕР (5) от ДАТА г.;

- с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида НОМЕР», поскольку отсутствует выполнение нормы рабочего времени: согласно правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в специальный трудовой стаж с ДАТА г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключение случаев, определенных настоящими правилами.

Специальный стаж истицы определен продолжительностью 23 года 03 месяца 3 дня.

Суд находит незаконным не включение в специальный стаж спорных периодов работы на основании следующего.

Постановлением СМ РСФСР от ДАТА г. НОМЕР был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Указанным Списком предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии имеют воспитатели детских дошкольных учреждений всех типов (детских садов, садов-яслей, детских яслей).

Аналогичное положение содержится в ныне действующем Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР.

Как следует материалов дела, в период с ДАТА г. по ДАТА г. Волкова Т.А. работала воспитателем в Муниципальном дошкольном учреждении НОМЕР, которое в дальнейшем переименовывалось, что подтверждается трудовой книжкой.

В дальнейшем на основании постановления главы г. Златоуста НОМЕР(1) от ДАТА г. Муниципальное дошкольное учреждение было переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение НОМЕР. Постановлением главы г. Златоуста НОМЕР от ДАТА г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение НОМЕР переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение НОМЕР «Детский сад общеразвивающего вида».

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что какой-либо другой деятельностью, кроме педагогической, истица не занималась. С ДАТА года и по настоящее время Волкова Т.А. работала и работает в одной и той же должности воспитателя, характер ее работы в периоды, как включенные, так и не включенные в ее педагогический стаж не менялся.

Представителем ответчика не оспаривается осуществление Волковой Т.А. педагогической деятельности в период с ДАТА г. по ДАТА г., он не зачтен в специальный стаж только по формальным основаниям - отсутствие у дошкольного учреждения статуса юридического лица и несоответствия наименования учреждения действующим Спискам.

Пунктом 2 ст. 12 Закона РФ НОМЕР от ДАТА г. «Об образовании» действительно предусмотрено, что образовательные учреждения должны являться юридическими лицами. Вместе с тем, ни Закон РФ НОМЕР ФЗ от ДАТА г. «О трудовых пенсиях в РФ», во исполнение которого было принято постановление Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР, ни Списки должностей и учреждений, ни Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно - правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство РФ лишь на составление списков соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждения для детей, его организационно - правовую форму, наличие статуса юридического лица, наличие в наименовании учреждения типа и вида учреждения.

Данный вывод подтверждается положением ст. 55 Федерального Закона «Об образовании» (в редакции от ДАТА г.) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, наличием либо отсутствием статуса юридического лица.

Аналогичная позиция нашла выражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, пунктов 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан.

Отсутствие либо наличие статуса юридического лица у учреждения для назначения пенсии по выслуге лет правового значения не имеет, так как истица вне зависимости от статуса образовательного учреждения работала в сфере образования, в должности и в образовательном учреждении, предусмотренных Списком. ГУ УПФР в г. Златоусте документов, опровергающих данное обстоятельство, суду не представило.

Доводы ответчика о том, что наименование учреждения не соответствует Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР, нельзя признать обоснованным. Из представленных Волковой Т.А. материалов дела и ее пояснения видно, что характер работы истицы в период работы во всех учебно-воспитательных учреждениях не изменялся, она занималась педагогической деятельностью, воспитывала и обучала детей, а нормативные акты, регулирующие правоотношения в области пенсионного обеспечения, связывают возникновение права на пенсию в связи с педагогической деятельностью с характером трудовой деятельности, а не только с наличием у учреждения соответствующего наименования. Формальная смена наименования учреждения в последующих Списках, применяемых при досрочном назначении трудовой пенсии, при выполнении работником тех же обязанностей, не может служить ограничением реализации права работника на досрочное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного, не включение в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию, периода работы Волковой Т.А. с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДУ НОМЕР следует признать незаконным, ущемляющим законные права истицы и обязать ответчика включить его в специальный трудовой стаж.

Не включение в специальный трудовой стаж Волковой Т.А. периодов ее работы в должности воспитателя МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида НОМЕР» с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. также является незаконным.

Постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам. Указанным Списком предусмотрено, что лица, работающие в качестве воспитателя, имеют право на досрочную пенсию по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Аналогичное положение содержалось в Списках 1991, 1999 годов.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что периоды работы, начиная с 01.09.2000 г. засчитываются в стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Постановлением Правительства РФ № 191 от 03.04.2003 г. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» установлено, что норма преподавательской работы за ставку заработной платы для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования составляет 36 часов в неделю.

Из табелей учета рабочего времени, уточняющей справки МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида НОМЕР» от ДАТА г. следует, что в период с ДАТА г. по ДАТА г. Волкова Т.А. фактически отработала на полную ставку 53 смены, с ДАТА г. по ДАТА г. - 175 смен, с ДАТА г. по ДАТА г. - 202 смены, а всего 430 полных рабочих смен.

Расчет продолжительности специального трудового педагогического стажа истицы в спорные периоды следует произвести, разделив фактически отработанное количество смен на 30 - количество календарных дней в месяце.

Следовательно, продолжительность специального стажа Волковой Т.А. за периоды с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. составляет 1 год 02 месяца 10 дней согласно расчета: в спорные периоды истицей суммарно отработано на полную ставку 430 смен : 30 = 14,33, то есть 14 месяцев 10 дней.

С учетом изложенного, периоды работы с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДОУ детский сад общеразвивающего вида НОМЕР продолжительностью 1 год 2 месяца 10 дней подлежат включению в специальный стаж истицы.

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА г., таблицы трудовой деятельности застрахованного лица, специальный трудовой стаж истицы, без учета спорных периодов, составил 23 года 03 месяца 03 дня.

Следовательно, с учетом спорных периодов специальный трудовой стаж истицы, дающий право для назначения ей пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет на ДАТА г. (дата, на которую ответчик определял истице право на досрочную трудовую пенсию) 24 года 05 месяца 13 дней (23 года 03 мес. 03 дня + 1 год 02 мес. 10 дней), то есть менее 25 лет, что недостаточно для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от ДАТА г. НОМЕРФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при требуемом 25-летнем специальном стаже.

Поэтому не имеется оснований для удовлетворения требования истицы об обязывании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с ДАТА г.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в сумме 100 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования Волковой Т.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» НОМЕР от ДАТА года в части отказа во включении в специальный стаж работы Волковой Татьяны Александровны периодов работы:

- с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДУ НОМЕР продолжительность 7 дней;

- с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида НОМЕР» продолжительностью 1 год 2 месяца 10 дней.

Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить Волковой Татьяне Александровне в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы: с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДУ НОМЕР продолжительность 7 дней; с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г., с ДАТА г. по ДАТА г. в должности воспитателя МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида НОМЕР» продолжительностью 1 год 2 месяца 10 дней.

Отказать Волковой Татьяне Александровне в удовлетворении требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДАТА года.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте в пользу Волковой Т.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 100 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней через суд, вынесший решение.

Председательствующий: Короленко В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200