Дело НОМЕР
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суда Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Сержантове Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Златоуста в интересах Мусина Юрика Муллабаевича к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании отказа в назначении денежных выплат незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в форме денежных выплат,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста в интересах Мусина Ю.М. обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании отказа в назначении денежной компенсации для оплаты жилья и коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в форме денежных выплат, исходя из суммы, составляющей 50 % от величины стоимости жилищно-коммунальных услуг.
В обосновании заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки по заявлению Мусина Ю.М. установлено, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 г., бессрочно, являлся сотрудником Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, служба в которой приравнена к военной, в настоящее время находится на пенсии. Мусин Ю.М. имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на оплату 50 % коммунальных услуг. До ДАТА года данные меры социальной поддержки предоставлялись в полном объеме, с ДАТА года в льготе Мусину Ю.М. было отказано. Отказ УСЗН ЗГО в назначении Мусину Ю.М. денежной выплаты по оплате коммунальных услуг в виду того, что он является пенсионером Государственной противопожарной службы, в которой предусмотрена приравненная к военной служба, и реализовать свое право на получение указанной льготы должен через соответствующие пенсионные органы, является незаконным. Учитывая, что установление гражданам ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с п.9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от ДАТА года НОМЕРП, осуществляется органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области по месту жительства или по месту пребывания гражданина, УСЗН ЗГО должна быть назначена ФИО3 ежемесячная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для такого заявления является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанный ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социально защиты, включая социальное обеспечение.
В судебном заседании истец Мусин Ю.М. просил принять его отказ от заявленных прокурором в его интересах требований и производство по делу прекратить, поскольку указанное в заявлении требование прокурора исполнено в добровольном порядке, с ДАТА года УСЗН ЗГО назначило ему денежную выплату, исходя из суммы, составляющей 50 % от величины стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Прокурор г. Златоуста в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил принять отказ от исковых требований в связи с его добровольным удовлетворением л.д. 18).
Представитель ответчика УСЗН ЗГО Серебрякова Н.Н.. действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против принятия судом отказа от исковых требований.
Представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Министерство социальных отношений Челябинской области в письменном отзыве на исковое заявление указало, что отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту «Чернобыльский закон»). Согласно пункту 3 части первой статьи 14 «Чернобыльского закона» гражданам, имеющим статус «участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантируются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные «Чернобыльским законом» являются расходными обязательствами Российской Федерации, Правила финансирования которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 г. № 542 (далее - Правила). Пунктом 6 Правил определено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба (далее по тексту - военнослужащие, сотрудники и пенсионеры «силовых» ведомств). Следовательно, все вопросы предоставления мер социальной поддержки (в т.ч. по льготной оплате жилищно-коммунальных услуг), предусмотренные «Чернобыльским законом», гражданам данной категории должны решаться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542. Поскольку финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется через федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, органы социальной защиты не располагают сведениями о гражданах, подвергшихся воздействию радиации, указанной ведомственной принадлежности. Механизм взаимодействия органов социальной защиты населения с федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, по созданию и ведению Регистра граждан, пострадавших от радиационного воздействия, Правительством Российской Федерации не определен. Более того, сведения о сотрудниках некоторых ведомств не подлежат разглашению, поэтому управления социальной защиты населения области не имеют информации о действующих сотрудниках и пенсионерах «силовых» ведомств. До настоящего времени органы социальной защиты населения области не вели учёта данной категории граждан, поскольку федеральным законодательством такая обязанность не предусмотрена. Органы социальной защиты населения компенсировали расходы предприятиям, предоставляющим льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, всем гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, проживающим на территории Челябинской области, за исключением граждан из числа военнослужащих и сотрудников «силовых» ведомств, поскольку эта категория граждан, а также пенсионеры, в том числе ныне работающие (независимо от места работы), реализуют своё право на получение мер социальной поддержки по месту прохождения службы и через пенсионные органы этих ведомств. По данной категории споров сложилась единообразная судебная практика, что подтверждается рядом судебных решений Арбитражного суда Челябинской области о возмещении организациям расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и др., а также пенсионерам из их числа, за счёт средств казны Российской Федерации. Ответчиком по данной категории дел признаётся Министерство финансов Российской Федерации. В настоящее время в рамках переданных полномочий на территории области принят закон Челябинской области от 25 декабря 2008 гда № 345-30 «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», установивший предоставление федеральным категориям льготников мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме ежемесячных денежных выплат. Назначение указанных ежемесячных денежных выплат осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Челябинской области от 21 января 2010 года № 5-П «О Положении о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в Челябинской области». В связи с переходом в 2010-м году на систему денежных выплат взамен предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки не изменился. Органами социальной защиты населения назначение денежной компенсации для оплаты жилищно-коммунальных услуг производится гражданам, в отношении которых ранее осуществляюсь возмещение расходов, связанных с предоставлением таких услуг, жилищно-коммунальным организациям. Таким образом, действия УСЗН ЗГО по отказу истцу в назначении ежемесячной денежной выплаты являлись обоснованными. В связи с отказом «силовых ведомств» в назначении указанной компенсации, граждане, подвергшиеся воздействию радиации из числа военнослужащих, не могут реализовать своё право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время, по согласованию с Правительством Челябинской области, принято решение о принятии на учёт в органы социальной защиты населения граждан, подвергшихся радиационному воздействию, из числа военнослужащих, сотрудников и пенсионеров «силовых» ведомств для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг этой категории граждан, имеющих право на данную меру социальной поддержки (письмо Минсоцотношений от ДАТА года НОМЕРУ) л.д. 20-22).
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным принять отказ истца и прокурора г. Златоуста от заявленных требований и прекратить производство по делу на основании следующего.
В силу ст. 39, абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно копии удостоверения л.д. 6) Мусин Ю.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-м году.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244/1 «О социально защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим законом меры социальной поддержи. Согласно ст. 15, п.3 ч.1 ст. 13 Закона участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предоставляется оплата в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членами их семей, проживающий с ними и по оплате 50% коммунальных услуг.
В силу п.п. 3 п. 10 Положения об Управлении социальной защиты населения, утвержденного решением Златоустовского городского собрания Челябинской области от ДАТА года НОМЕР, УСЗН в соответствии с возложенной на него основной задачей, в частности, организует и ведет дифференцированный учет численности лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области на меры социальной поддержки, государственную социальную помощь и социальное обслуживание, формирует и ведет персонифицированный банк данных таких лиц, формирует и ведет личные дела указанных лиц, участвует в обеспечении реализации отдельных мер социальной поддержки путем заключения договоров с организациями, предоставляющими льготы, сбора, обобщения и направления в Министерство социальных отношений отчетности от организаций, предоставляющих льготы. УСЗН осуществляет функции распорядителя бюджетных средств, выделяемых для финансирования мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социального обслуживания населения.
Таким образом, УСЗН осуществляет свои функции по всем категориям граждан без каких-либо изъятий.
Согласно п. 3 ст. 13, ст. 15 Закона граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также военнослужащие (пенсионеры из их числа) подвергшиеся радиационному воздействию, относятся к гражданам, на которых распространяется действие данного Закона. Указанным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки.
В силу Положения о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от ДАТА года НОМЕР (далее - Положение, утвержденное постановлением Губернатора Челябинской области от ДАТА года НОМЕР), органы социальной защиты ежемесячно принимают от организаций, реализующих населению жилищно-коммунальные услуги, согласно заключенным договорам, отчетные документы о расходах, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан 50% скидки с оплаты жилья и коммунальных услуг; осуществляют сверку ведомостей учета лиц, реализовавших право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, с базой данных граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
Категории граждан, которым предоставляются, в частности, такие меры социальной поддержки как 50% скидка оплаты жилья и коммунальных услуг, определены федеральным законодательством. Пункт 4 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от ДАТА года НОМЕР, не содержит исключений из категорий граждан, к которым он применяется. Пункт 6 Положения о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалида и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 21 января 2010 года № 5-П (далее Положение, утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от ДАТА года НОМЕРП), также не исключает из категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, военнослужащих (пенсионеров из их числа), сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Министерством социальных отношений Челябинской области начальникам УСЗ городских округов и муниципальных районов Челябинской области дано разъяснение т ДАТА года НОМЕРУ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме военнослужащим, сотрудникам и пенсионерам «силовых» ведомств», которым регламентирован порядок предоставления денежных выплат л.д. 22).
Согласно копии распоряжения от ДАТА года (л.д 19), Мусину Ю.М. предоставлены меры социальной поддержки в форме денежных выплат, исходя из суммы, составляющей 50 % от величины стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Истцу Мусину Ю.М. в судебном заседании последствия отказа от заявленных требований и прекращения в связи с этим производства по делу по ст. ст. 39, 221 ГПК РФ разъяснены и понятны.
При таких обстоятельствах отказ истца Мусина Ю.М. и прокурора г. Златоуста от заявленных в его интересах требований судом принимается, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст. 39, абз. 4 ст. 220, 221, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:Принять Мусина Юрика Муллабаевича от заявленных в его и интересах прокурором города Златоуста к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа требований о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Производство по гражданскому делу НОМЕР по заявлению прокурора города Златоуста в интересах Мусина Юрика Муллабаевича к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании отказа незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в форме денежных выплат - прекратить
В соответствии со ст. 221 ГПК РФ при прекращении производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней через суд, его вынесший.
Председательствующий А.Е. Максимов