О возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА г. г. Златоуст

Златоустовский городской суда Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Курчатовой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заведеева Владимира Николаевича, Заведеевой Марии Григорьевны к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Заведеев В.Н., Заведеева М.Г. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований истцы сослались на то, что Заведеев В.Н., ДАТА г. рождения является героем социалистического труда с ДАТАг. Заведеева М.Г. - бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в связи с чем, их семья имеет право на первоочередное предоставление жилья. В настоящее время они нуждаются в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет собственного жилья. Заведеева М.Г.прописана и проживает в жилом помещении в жилом помещении для социальной защиты отдельных категорий граждан в однокомнатной квартире по договору безвозмездного пользования. Заведеев В.Н. прописан в частном доме. Фактически проживает вместе с женой, поскольку по состоянию здоровья не могут проживать в частном доме ввиду наличия лишь печного отопления. Неоднократно обращались в администрацию с заявлением о предоставлении им жилого благоустроенного жилья, однако, ответ до настоящего времени не получен.

Впоследствии истцы уточнили исковые требования. В окончательной форме просили суд обязать Администрацию ЗГО предоставить жилое помещение, взыскать компенсацию морального вреда по 25 000 рублей в пользу каждого.

В судебном заседании Заведеев В.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал. Дополнительно суду пояснил, что в списках лиц, нуждающихся в жилом помещении, имеется фамилия сына. Однако, он точно знает, что их фамилии также значились. В его собственности имеется жилой дом по адресу АДРЕС, в котором проживает сын со своей семьей. На данный дом составлено завещание в пользу сына. Считает, что ему причинены нравственные страдания в связи с длительностью рассмотрения его заявления администрацией ЗГО.

Истец Заведеева М.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истцов - адвокат Кириченко Н.В., требования своих доверителей поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Златоустовского городского округа - Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснил, что истцы не состоят в списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения ввиду отсутствия их заявления, в связи с чем, им было отказано в предоставлении жилья. Документов, подтверждающих, что имеющийся в собственности истца Заведеева В.Н. жилой дом является ветхо-аварийным, не имеется.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Заведеева В.Н. и Заведеевой М.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, Заведеев В.Н. и Заведеева М.Г. состоят в зарегистрированном браке с ДАТАг. (свидетельство о заключении бракал.д. 5) и зарегистрированы по адресу АДРЕС (адресная справкал.д. 6).

Из материалов дела также следует, что Заведеева М.Г. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (удостоверениел.д. 9). Заведеев В.Н. является героем социалистического труда (удостоверениел.д. 10).

Как указали истцы в ходе судебного разбирательства, они обратились с заявлением в администрацию ЗГО о предоставлении им жилого помещения, сославшись на то, что они имеют льготы на первоочередное получение жилого помещения, как бывший несовершеннолетний узник - Заведеева М.Г. и герой социалистического труда - Заведеев В.Н. Однако, ответчиком отказано в предоставлении им жилого помещения без законных на то оснований.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы истцов об обращении в администрацию ЗГО с заявлениями о предоставлении им жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма, как лицам, имеющим льготы, не нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным. К жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г., будут ограниченно применяться нормы ЖК РСФСР.

В целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, Указом Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" постановлено бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 23.2 указанного ФЗ).

В соответствии с Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 марта 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 г. N 149-П субсидия предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, указанным в пункте 1 настоящего Положения (далее именуются-ветераны, претендующие на получение субсидии), в безналичной форме путем перечисления средств федерального бюджета лицу, в чьей собственности ранее находилось жилое помещение, на счет, открытый в банке. Ветераны, претендующие на получение субсидии, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее именуются-органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им субсидии. Органами местного самоуправления составляются списки ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на 1 марта 2005 года (далее именуются-списки) по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется-Министерство социальных отношений). Списки предоставляются в Министерство социальных отношений на бумажных и электронных носителях.

В ЖК РСФСР имелись случаи первоочередного предоставления жилья и были перечислены в ст. 36, согласно которой в первую очередь жилые помещения предоставлялись нуждающимся в улучшении жилищных условий:

1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам;

2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней.

В силу ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В настоящее время указанной категории граждан жилье по договору социального найма предоставляется при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, которые определены ст. 51 ЖК РФ в порядке, установленном ст. 52 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Из представленного ответа на запрос Глава ЗГО сообщил о том, что л.д. 24) следует, что улучшить жилищные условия путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в настоящее время не предоставляется возможным в связи с отсутствием законных оснований, поскольку истец Заведеев В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не принимался. В списке вынужденных переселенцев не значится.

В письме л.д. 23) от ДАТАг. Заведеевой М.Г. рекомендован предоставить дополнительную информацию, указав на то, что семья ФИО11 действительно имеет право на предоставление дополнительных льгот и первоочередное улучшение жилищных условий.

Из справки, выданной начальником отдела жилищной политики Администрации ЗГО от ДАТАг. л.д. 31) следует, что Заведеев В.Н. и Заведеева М.Г. на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят.

Из ответа на запрос, выданного МУ «Архив г. Златоуста» следует, что заявлений от Заведеевых о внеочередном предоставлении жилья на хранение в архив не поступали л.д. 58).

Из материалов дела также следует, что на основании заявления Заведеевой М.Г. л.д. 36), акта проверки жилищных условий л.д. 39), Положения о специализированном жилом доме для ветеранов ВОВ, утвержденного решением собрания депутатов ЗГО от ДАТАг. л.д. 46-51) и Положения о доме для ветеранов ВОВ и вдов погибших (умерших) участников ВОВ, утвержденного решением Собрания депутатов ЗГО от ДАТАг. НОМЕРЗГО л.д. 52-57), Распоряжением Главы ЗГО от ДАТАг. НОМЕР л.д. 40) Заведеева М.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в специализированном жилом доме для ветеранов ВОВ. Для постоянного проживания Распоряжением Главы ЗГО от ДАТАг. л.д. 41) Заведеевой М.Г. предоставлена однокомнатная квартира по адресу АДРЕС для постоянного проживания на состав семьи, состоящей из двух человек, о чем выдано разрешение на заселение НОМЕР от ДАТАг. л.д. 42). На основании договора о безвозмездном пользовании жилым помещением в доме для ветеранов ВОВ … от ДАТАг. л.д. 43) истцы продолжают проживать в указанном доме и по настоящее время.

В списке очередности НОМЕР, НОМЕР на получение жилой площади г.Златоуста по состоянию на ДАТАг. л.д. 83) Заведеевы не числятся. Согласно Списка НОМЕР л.д. 84-92) на учете состоит лишь сын истцов - ФИО11 под НОМЕР.

Из ответа на запрос, выданного Администрацией ЗГО л.д. 20) следует, что Заведеев В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не принимался. ФИО11 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении постановлением Главы города от ДАТАг. НОМЕР. По состоянию на ДАТА. его очередь по общему списку на получение жилого помещения по договору социального найма определена за НОМЕР.

Кроме того, одним из оснований для признания истцов нуждающимися в предоставлении жилого помещения Заведеев В.Н. в судебном заседании указал, что они также были поставлены в очередь на получение жилья, в связи со статусом вынужденного переселенца и им был присвоен номер очередности - НОМЕР.

Однако, данные доводы также не нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах".

В соответствии со ст. 5 указанного Закона решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В соответствии со ст. 7 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, в том числе включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

1) предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

2) участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.

Как следует из пояснений истца, первый раз в УСЗН он обратился в ДАТА., указав в составе своей семьи - жену. Их поставили на очередь как вынужденных переселенцев.

Однако, в судебное заседание доказательств, подтверждающих обращение истцов с ходатайством о регистрации истцов в качестве вынужденных переселенцев и факта выдачи удостоверения, подтверждающего статус вынужденного переселенца, представлено не было.

Вопросы предоставления жилья вынужденным переселенцам в настоящее время регулируются Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845, которое применяется до вступления в силу соответствующих федеральных законов и основывается на правилах ст. 4 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с п. 3 указанного Положения, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, в том числе:

б) осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания;

в) оказывают вынужденным переселенцам помощь при вступлении в жилищный кооператив и в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов;

г) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст.4006)

В соответствии с п. 5 Положения, фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев представляет собой совокупность жилых помещений (жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения), предназначенных для временного проживания на территории Российской Федерации лиц, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (далее соответственно именуются - фонд жилья для временного поселения, жилые помещения для временного поселения).

Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца (п. 38).

Таким образом, в судебном заседании не исключен факт вынужденного переселения истцов в г. Златоуст и обращение их в ДАТА. в УСЗН г. Златоуста. Однако, доказательств истцом о том, что действительно имело место обращение с заявлением о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и впоследствии установления им статуса вынужденного переселенца и выдачи в подтверждение этого удостоверения соответствующего образца, суду не представлено.

Вместе с тем, в соответствии с Административным регламентом
Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от ДАТА г. NНОМЕР при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагается перечень необходимых документов. Заявление подается каждым членом семьи вынужденного переселенца, достигшим 18-летнего возраста. Несовершеннолетние члены семьи вынужденного переселенца включаются в заявление одного из родителей. Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен и при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца:

1. При прекращении гражданства Российской Федерации.

2. При выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации.

3. В связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I
"О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Таким образом, истцами Заведеевыми не была соблюдена и обязанность прохождения ежегодного переучета. В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах". Заведеевы, если и имели статус вынужденного переселенца с ДАТА., то утратили его в настоящее время в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона, который составляет пять лет. Следовательно, у истцов отсутствуют и права и гарантии, установленные Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том числе и право на предоставление жилого помещения с учетом статуса вынужденного переселенца.

Кроме того, как следует из технического паспорта л.д. 75-80) в собственности Заведеева В.Н. имеется жилой дом НОМЕР по АДРЕС в г. Златоусте общей площадью 111, 6 кв.м., приобретенный на основании договора купли-продажи от ДАТАг., нотариально-удостоверенного в реестре НОМЕР, зарегистрированного БТИ г. Златоуста ДАТАг.

Однако, истцы считают, что дом является ветхо-аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, в доме печное отопление, что создает для истцов неудобства в проживании в связи с их престарелым возрастом.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9части 1статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 49 указанного Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В судебном заседании также не были подтверждены доводы истцов о непригодности проживания в частном доме, не подтвержден факт обращения в орган местного самоуправления о признании жилого дома НОМЕР по АДРЕС в г. Златоусте непригодным для проживания и признании его ветхо-аварийным, а также рассмотрения их заявления и издания соответствующего акта органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, оснований для предоставления Заведеевым жилого помещения в связи с признанием их жилого дома ветхо-аварийным также не обоснованно, не законно и не может быть принято во внимание.

В соответствии с п. 17 указанного Положения предоставление жилых помещений по договору социального найма гражданам, выселяемым из жилых помещений, расположенных в доме, подлежащем сносу, осуществляется в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85, 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В судебном заседании также достоверно установлено, что истцы фактически проживают в благоустроенной специализированной квартире, имеющей жилую площадь 17,8 кв.м. по адресу АДРЕС, которая предоставлена Заведеевой М.Г. для постоянного проживания. Следовательно, для истцов имеются все необходимые условия для проживания, то обстоятельство, что в жилом доме лишь печное отопление, не может являться основанием для предоставления истцам другого благоустроенного жилого помещения.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

Одной из льгот по предоставлению, строительству, оплате жилья и по оплате коммунально-бытовых услуг в соответствии с ФЗ от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ"О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
(с изменениями от 28 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 9 мая 2006 г., 26 июня, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г.) является первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 15 квадратных метров.

Таким образом, учитывая, что площадь жилого дома НОМЕР по АДРЕС в г. Златоусте составляет 111, 6 кв.м., следовательно, на одного члена семьи Заведеевых в составе из двух человек приходится по 55, 8 кв.м. на каждого члена семьи, что более учетной нормы, предусмотренной жилищным законодательством и ФЗ от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ, следовательно, оснований для признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и возложении в соответствии с этим обязанности предоставить жилое помещение также не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о то, что, несмотря на имеющийся у истцов статус Заведеевой М.Г., как бывшей несовершеннолетней узницей в фашистских концлагерей гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также статус Заведеева В.Н., как Героя социалистического труда, который признает особые заслуги перед государством граждан Российской Федерации, удостоенных указанного звания, устанавливает их права и льготы, которые призваны обеспечить экономическое и социальное благополучие, требования истцов Заведеевых о возложении обязанности предоставить им жилое помещение удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании не установлен факт нарушения ответчиком администрации ЗГО их законных прав и интересов, не подтвержден факт соблюдения порядка обращения в администрацию ЗГО с заявлением о предоставлении им жилого помещения и отказа Администрации в предоставлении им жилого помещения. Напротив, сам истец Заведеев В.Н. в судебном заседании пояснял, что ему было предложено написать заявление о предоставлении ему жилого помещения, как нуждающемуся, однако, он отказался, поскольку не желал рассмотрения его заявления с момента поступления в их адрес его заявления.

Из решения Златоустовского городского суда от ДАТАг. следует, что со стороны Заведеева В.Н. имело место обращение с иском, в том числе и с требованием о возложении обязанности предоставить жилое помещение. Однако, впоследствии истец, уточнив исковые требования, не настаивал на удовлетворении данного требования.

Поскольку, в судебном заседании не нашло подтверждение нарушений прав и законных интересов истцов действиями или бездействием ответчика Администрации ЗГО, следовательно, оснований для взыскания компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ, причиненного неправомерным бездействием Администрации ЗГО также удовлетворению не подлежат и в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в пользу каждого из истцов в сумме 25 000 рублей следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Заведееву Владимиру Николаевичу, Заведеевой Марие Григорьевне к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий С.В. Васильев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200