Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Кочура Виктора Николаевича к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области о перерасчете суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недоплаченной суммы, назначении выплат с учетом индексации,
у с т а н о в и л:
Кочура В.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа (далее УСЗН), Министерству социальных отношений Челябинской области о перерасчете суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДАТА г. по ДАТА г., взыскании недоплаченной суммы в размере 59285,53 руб., назначении выплат с ДАТА г. с учетом индексации.
В обоснование исковых требований сослался на то, что как эвакуированный (переселенный) из населенного пункта, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан в соответствии с пунктом 6 части первой ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в частности на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, также как и ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, подлежит защите от инфляции. Порядок индексации пособий, компенсации сумм возмещения вреда на протяжении действия Закона неоднократно изменялся, но принцип защиты от инфляции, предполагающий соответствующую индексацию выплат, оставался неизменным. Однако с ДАТА года, выплачиваемые ему суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в установленном Законом порядке не индексировались. В связи с этим считает необходимым проиндексировать причитающиеся ему выплаты и взыскать недополученные суммы, начиная с ДАТА года.
В судебном заседании истец Кочура В.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения ЗГО Серебрякова Н.Н., действующая на основании доверенности л.д.31), с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что до ДАТА г. данной категории граждан была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная материальная помощь на оздоровление, размер которых зависел от минимального размера оплаты труда. ФЗ от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» внесены изменения в Базовый закон и установлены размеры данных выплат в твердых размерах. Поскольку индексация указанных компенсаций является ежегодной, то коэффициент индексации определялся один раз в год при утверждении бюджета на соответствующий год. Таким образом, требования истца в части применения повышающих коэффициентов в период с ДАТА г. по ДАТА г. являются необоснованными. Индексация сумм в период с ДАТА года и до внесения соответствующих изменений в законодательство по данному вопросу, должно было производиться с учетом увеличения величины прожиточного минимума для пенсионеров в Челябинской области. Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ установлен новый механизм повышения в дальнейшем денежных выплат в возмещение вреда, а именно с применением коэффициента исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». В настоящее время индексация денежных выплат производится в порядке и на условиях, предусмотренных постановлениями Правительства РФ. Применение истцом произвольно определенных коэффициентов индексации за период с ДАТА г. по ДАТА г., а также двойная индексация в ДАТА г. является неверным и необоснованным.
Представитель ответчика - Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. л.д.44,45). В отзыве на исковое заявление указал, что Министерство социальных отношений по Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по делу. До ДАТА г. размер компенсационных выплат истцу зависел от минимального размера оплаты труда. Поскольку компенсационные выплаты, назначенные истцу, не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как обязательные выплаты, для определения их размеров необходимо было руководствоваться ст. 4 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», которой установлено, что размер социальных выплат производится с ДАТА года по ДАТА года исходя из базовой суммы равной 83 руб. 49 коп., с ДАТА года исходя из базовой суммы равной 100 руб. Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ установлен новый механизм повышения в дальнейшем денежных выплат в возмещение вреда, предусмотренных Чернобыльским законом. Денежные выплаты индексируются с ДАТА гола с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установлено Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год». В настоящее время индексация денежных выплат производится в порядке и на условиях, предусмотренных в постановлениях Правительства РФ. Органами социальной защиты населения области проведена централизованная индексация денежных выплат, гарантированных Чернобыльским законом по ДАТА года включительно. Ежемесячный размер компенсации на приобретение продовольственных товаров и размер ежегодной компенсации на оздоровление, получаемые истцом соответствуют действующему законодательству, регулирующему индексацию денежных выплат, предусмотренных Чернобыльским законом л.д.25-29).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Кочура В.Н. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющимся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из статей 1,2,7 Конституции РФ во взаимосвязи ее со статьями 42 и 45 - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштаба и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" на граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья 6 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как установлено в ходе судебного заседания, Кочура В.Н. является эвакуированным из населенного пункта Подсобное хозяйство треста АДРЕС Челябинской области в ДАТА году, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, что подтверждается удостоверением о праве на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п.6 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» л.д.18).
Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются меры социальной поддержки, указанные в законе, в том числе и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.
В Постановлении от 01.12.1997 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из указанного постановления следует, что свое право как на установление, так и на пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, федеральный законодатель реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ), а ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью - пунктом п. 15 ст. 14 названного Закона.
В части 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31 -ФЗ) указано, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
При этом следует учитывать, что положения ст. 3 базового Закона предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации' предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» был определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в базовый закон, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом, ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000 г, № 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 01.01.2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно, пп. 2 пункта 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в п.10 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995 г. и от 12.02.2001 г.), Федеральных Законов от 12.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» и от 7.08.2000г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (п. 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847, от 07.05.2005 г. № 292, от 25.04.2006 г. № 246 и от 21.03.2007 г. № 171, от 24 декабря 2008 г. N992, от 21 декабря 2007 г. N914, 16 декабря 2009 г. N1024, утверждены Правила индексации в 2004-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанными постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеназванным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.
Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью для лиц, эвакуированных из зоны радиоактивного загрязнения, к которой относится Кочура, индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно:
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 220 руб. (установленная законом 200 руб.), коэффициент 1.1;
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА года в размере 244 руб. 20 коп. - коэффициент 1,11;
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 266 руб. 18 коп. - коэффициент 1,09;
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 287 руб. 47 коп. - коэффициент 1,08.
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. N992 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 317 руб. 65 коп. - коэффициент 1,105;- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. N914 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 358 руб. 94 коп. - коэффициент 1,13;- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. N1024 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 394 руб. 83 коп. - коэффициент 1,1.В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г, №. 35, в редакции от 05.04.2005 г. № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением КС РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.
Из искового заявления и пояснений истца Кочура В.Н. в судебном, заседании следует, что с ДАТА года ему была назначена и выплачивалась ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 200 руб., что соответствовало требованиям закона и его статусу на тот момент. В дальнейшем индексация данной суммы производилась по механизму, приведенному выше. Из пояснений истца и справок Федерального казначейства и УСЗН л.д.13-17) следует, что Кочура были выплачены суммы ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере указанном в Постановлениях Правительства за соответствующий год.
Доводы истца об занижении положенных ему выплат не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются следующими доказательствами.
Из пояснений представителя УСЗН и вышеуказанных справок судом установлено, что размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление 200 руб., выплачиваемый Кочура в период с ДАТА г. по ДАТАг. соответствует установленному для граждан эвакуированных из зоны отчуждения на Чернобыльской АЭС, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 базового закона, к которым он приравнен по статусу. (п.10 ч.1 ст.15 Закона). Данный факт истцом не оспаривается.
Начисленные и выплаченные истцу компенсации в период с ДАТА г. по ДАТА г. в полном объеме соответствуют размеру ежемесячных компенсаций на получение продовольственных товаров, установленных вышеприведенными постановлениями Правительства РФ.
На момент рассмотрения искового заявления на ДАТА года размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров для Кочура с учетом индексации составляет 394,83 руб., что, по мнению суда, полностью соответствует требованиям Закона.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Кочура В.Н. о перерасчете суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА г. по ДАТА г., взыскании недоплаченной суммы в размере 59285,53 руб., назначении с ДАТА года выплат ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1181,58 руб., с последующей индексацией указанной суммы до внесения изменений в законодательство, определяющее механизм индексации сумм в возмещение вреда, причиненного воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаны на неверном толковании закона и удовлетворению не подлежат. Какая-либо задолженность УСЗН ЗГО перед Кочура В.Н. по выплате ежемесячных компенсаций на получение продовольственных товаров отсутствует. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.12,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать Кочура Виктору Николаевичу в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области о перерасчете суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недоплаченной суммы, назначении выплат с учетом индексации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: С.Ю.Фомин