дело НОМЕР
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Е.Ю.Квашниной
при секретаре М.А.Бедрик
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Васильева Ю.В., представителей ответчика администрации ЗГО Мезенова Е.В., третьего лица Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Марсановой И.Н.
гражданское дело по иску Васильева Юрия Владимировича к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДАТА г. НОМЕРр в части отказа в отводе земельных участков, возложении обязанности по выделению земельных участков,
- у с т а н о в и л -
Васильев Ю.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Златоустовского городского округа, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕРр «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТАг.» в части отказа ему в отводе земельных участков примерной площадью 1200 кв.м. каждый, расположенных по адресу: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР (подпункты 9,10 пункта 2 протокола комиссии), обязать Администрацию ЗГО выделить ему указанные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства на правах аренды л.д. 3).
В обосновании своих требований сослался на то, что ДАТА г. обратился в администрацию ЗГО с заявлениями об отводе двух земельных участков примерной площадью 1200 кв.м. каждый, расположенных по адресу: АДРЕС северо-восточнее дома НОМЕР для ведения личного подсобного хозяйства. ДАТАг. в газете «Златоустовский рабочий» был опубликован утвержденный распоряжением администрации ЗГО от ДАТАг. НОМЕРр протокол комиссии по землеотводам НОМЕР от ДАТАг., подпунктами 9,10 пункта 2 которого ему было отказано в отводе испрашиваемых земельных участков на основании Постановления Совета Министров РСФСР от ДАТАг. НОМЕР «Об утверждении зон санитарной охраны водохранилищ на реках Большой и Малой Тесьме - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Златоуста Челябинской области». Считает указанное распоряжение администрации ЗГО в части отказа ему в отводе земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства незаконным, нарушающим его гарантированное законом право получить в пользование земельный участок, в том числе для целей ведения личного подсобного хозяйства, в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ и иными нормативно-правовыми актами. Статья 27 ЗК РФ устанавливает ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при этом устанавливает запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Таким образом, земельное законодательство содержит ограничения на передачу в собственность, но не в аренду, земельных участков, которые расположены в зоне санитарной охраны водных объектов.
Определением суда от ДАТАг. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Челябинской области л.д. 1).
Определением суда от ДАТАг. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Златоустовский Водоканал» л.д. 69 оборот).
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по указанным выше основаниям. Дополнительно суду пояснил, что испрашиваемые им земельные участки согласно схеме функционального зонирования территории города находятся в зоне В.1.1 - малоэтажной усадебной застройки (усадебных и блокированных домов, коттеджей). Поскольку участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов и законодатель не предусматривает ограничений в предоставлении таких участков гражданам в аренду, то отказ в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не основан на законе. Кроме того, в оспариваемом распоряжении администрации ЗГО отказ в отводе ему земельных участков основан на Постановлении Совета Министров РСФСР от 21.12.1989г. № 378 «Об утверждении зон санитарной охраны водохранилищ на реках Большой и Малой Тесьме - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Златоуста Челябинской области», которое также не запрещает предоставление земельных участков во втором и третьем поясе зоне санитарной охраны водных объектов.
Представитель ответчика Администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности НОМЕР от ДАТАг. л.д.21), считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что испрашиваемые истцом земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водохранилища на реке Большая Тесьма, границы которого утверждены Постановлением СМ РСФСР НОМЕР от ДАТА г. Ведение личного подсобного хозяйства, которое подразумевает и строительство индивидуального жилого дома, в указанном поясе зоны санитарной охраны запрещено, поскольку может привести к загрязнению водоема и снижению качества питьевой воды.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Марсанова И.Н., действующая по доверенности НОМЕР от ДАТА г. л.д. 14), позицию представителя администрации ЗГО поддержала, считает, что в удовлетворении исковых требований Васильеву Ю.В. следует отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск НОМЕР от ДАТА г. л.д. 10-13).
Из отзыва Управления Роспотребнадзора по Челябинской области следует, что в соответствии с картографическими материалами проекта «Зоны санитарной охраны водохранилищ на реках Большая и Малая Тесьма - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Златоуста Челябинской области» (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР НОМЕР от ДАТАг.) земельные участки по адресу: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР, расположены во втором поясе зоны санитарной охраны Большого Тесьминского водохранилища. Истец земельные участки предполагает использовать на правах аренды для ведения личного подсобного хозяйства. В ст.2 ФЗ от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определено, что личное подсобное хозяйство является формой предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Приусадебный земельный участок может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением соответствующих градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Во втором пояске зоны санитарной охраны водохранилища, на водосборной территории, частично размещены индивидуальные жилые дома Пушкинского поселка. Существующий частный сектор оказывает негативное влияние на окружающую природную среду. Горный рельеф местности (крутые склоны в сторону водохранилища), наличие ручья в низовье, близость водозабора к участку стока с участков способствует загрязнению воды в водохранилище, снижению ее самоочищающей способности. Загрязненная сточная вода поступает в водохранилище в районе водозабора. Ситуация обостряется в паводковый и ливневый периоды, когда происходит смыв большого количества взвешенных веществ в водохранилище. Освоение данных земельных участков окажет отрицательное влияние на стоковые характеристики р. Большая Тесьма, приведет к сокращению притока с водосборной площади к Большому Тесьминскому водохранилищу, будет способствовать ухудшению качества воды в водохранилище, снизит его полезную отдачу.
Представитель третьего лица ООО «Златоустовский Водоканал» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом л.д.72,73), дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно ст.ст.29,34 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ, Предоставление земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровый карте соответствующий территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Договор купли продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов НОМЕР от ДАТА г. создана комиссия по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования и утвержден ее состав.
«Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте» утверждено решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 г. № 811л.д. 76-78).Данным Положением установлено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка (пп.9, 10 п.3).
Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:
1. соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели;
2. соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством РФ предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (п.3 п.п. 12).
Администрация округа в случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным критериям в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (п. 3 п.п. 13).
Решение комиссии публикуется в газете "Златоустовский рабочий" (пп.3 п.6).
Судом установлено, что Васильев Ю.В. ДАТА г. обратился к Главе Златоустовского городского округа с заявлениями об отводе для ведения личного подсобного хозяйства двух земельных участков примерной площадью 1200 кв.м. каждый, расположенных по адресному ориентиру: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР л.д.4,5). Из пояснений сторон и материалов дела следует, что испрашиваемые земельные участки являются смежными.
Распоряжением Администрации ЗГО НОМЕРр от ДАТА г. «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТАг.» был утвержден протокол комиссии по отводу земельных участков, согласно подпунктам 9,10 пункта 2 которого Васильеву Ю.В. было отказано в отводе для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков примерной площадью 1200 кв.м. каждый, расположенных по адресу: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР. В соответствии с установленным порядком данное распоряжение было опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДАТАг. л.д.6).
Как следует из указанного протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТАг., отказ истцу в отводе земельных участков основан только на Постановлении Совета Министров РСФСР от 21.12.1989г. № 378 «Об утверждении зон санитарной охраны водохранилищ на реках Большой и Малой Тесьме - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Златоуста Челябинской области». При этом, администрации ЗГО рекомендовано внести изменения в генеральный план г. Златоуста в соответствии с указанным Постановлением СМ РСФСР л.д. 6).
Суд считает, что распоряжение администрации ЗГО НОМЕРр от ДАТА г. в части отказа Васильеву Ю.В. в отводе испрашиваемых земельных участков не основано на законе и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.
Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункты 2 и 6 пункта 1 статьи 1).
В свою очередь ст.55 Конституции РФ устанавливает в п.3, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Статья 27 ЗК РФ устанавливает ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом, указанная норма также устанавливает запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следовательно, земельное законодательство содержит ограничения на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в зоне санитарной охраны водного объекта.
В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 декабря 1989 г. № 378 были утверждены границы зон санитарной охраны водохранилищ на реках Большая Тесьма и Малая Тесьма - источников хозяйственно - питьевого водоснабжения г. Златоуста Челябинской области. Согласно приложению к данному Постановлению, граница второго пояса зоны санитарной охраны водохранилища на р.Большая Тесьма устанавливается по лесным квартальным просекам вдоль автодороги Златоуст-Магнитка и далее на север по водораздельному хребту Назминский до истока р. Большая Тесьма, с поворотом на восток, минуя вершину Откликной гребень хребта Большой Таганай, до водораздельного хребта Малый Таганай, далее с поворотом на юг по лесным кварталам просек вдоль хребта Малый Таганай до слияния рек Большая Тесьма и Малая Тесьма, затем в 400 м вдоль границы города до исходного пункта на автодороге Златоуст-Магнитка. Граница третьего пояса зоны санитарной охраны водохранилища на р. Большая Тесьма совпадает с границей второго поясал.д. 30-31).
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, проект городской черты был утвержден Решением Челябоблисполкома №195-3 от 05 мая 1968 года л.д.32); граница города на карте Златоуста, выполненной Главным Управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР в 1982 году л.д.33), отмечена штрихпунктирной линией и проходила по руслу безымянного ручья, впадающего в Большое Тесьминское водохранилище, и дальше проходила по берегу данного водохранилища.
В таком виде городская черта действовала до ДАТА года, потом произошло изменение границ города Златоуста, которое утверждено решением СД ЗГО НОМЕРЗГО от ДАТАг. «Об утверждении проекта «Генеральный план г. Златоуста. Корректировка» и «Градостроительное планирование территории города» л.д.57-67) и в территорию города включили территорию Большого Тесьминского водохранилища, однако изменение границы города, проходившей по руслу безымянного ручья, не произошло.
Как пояснил представитель ответчика, при отказе Васильеву Ю.В. в отводе испрашиваемых земельных участков администрация ЗГО исходила из того, что они находятся во втором поясе зоны санитарной охраны Большого Тесьминского водохранилища.
Вместе с тем, согласно оспариваемому в части распоряжению администрации ЗГО НОМЕРр от ДАТА г., которым утвержден протокол комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТАг., отказ истцу в отводе земельных участков основан исключительно на Постановлении Совета Министров РСФСР от ДАТАг. НОМЕР, которым утверждены зоны санитарной охраны водохранилищ (на реках Большая Тесьма и Малая Тесьма - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Златоуста Челябинской области л.д. 6,30,31).
При этом, нахождение испрашиваемых земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водохранилища Большая Тесьма, на что ссылается представитель ответчика в судебном заседании, основанием для отказа Васильеву Ю.В. в их отводе не являлось.
Указанное Постановление СМ РСФСР от 21.12.1989 г. № 378 само по себе не исключает возможность предоставления гражданам в соответствии с действующим законодательством земельных участков в зонах санитарной охраны указанных водохранилищ, оно адресовано Челябинскому облисполкому, Министерству здравоохранения РСФСР с целью доведения до сведения заинтересованных организаций и оповещения населения об установлении указанных границ и водоохранном режиме, действующем в пределах этих зон, обеспечения в натуре отметки соответствующими знаками границы первого пояса зон санитарной охраны водохранилищ, организации проведения необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий в пределах каждого пояса зон санитарной охраны водохранилищ, обеспечения контроля за санитарным состоянием в указанных зонах (пункты 2,3 постановления).
Доводы истца о том, что испрашиваемые им земельные участки согласно схеме функционального зонирования территории города Златоуста находятся в жилой зоне малоэтажной застройки В.1, а именно В.1.1 - в зоне усадебной застройки (усадебных и блокированных домов, коттеджей) подтверждены ситуационными планами земельных участков л.д. 4 оборот, 5 оборот), выкопировкой из «Карты градостроительного зонирования территории г. Златоуста» с указанием местоположения земельных участков по АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР л.д. 66).
Из указанных документов видно, что одна точка одного из испрашиваемых земельных участков находится в зоне А.1, вместе с тем, из пояснений сторон следует, что указанные участки, являющимися смежными, можно сформировать на местности таким образом, что все точки земельных участков будут находиться в зоне В.1.1.
Кроме того, ответчиком в судебное заседание не представлено доказательств, что испрашиваемые истцом земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны Большого Тесьминского водохранилища.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя администрации ЗГО, в ДАТА г. НТЦ «Гранат» был разработан проект зоны санитарной охраны водохранилищ на реках Большая Тесьма и малая Тесьма - источников хозпитьевого водоснабжения г. Златоуста л.д. 34-54), которым даны рекомендации по определению на местности границ зон санитарной охраны водохранилищ, организации проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в пределах каждого из поясов, обеспечению контроля за санитарным состоянием.
Решением Собрания депутатов ЗГО от ДАТА г. НОМЕРЗГО утвержден проект «Генеральный план г. Златоуста. Корректировка» и «Градостроительное зонирование территорий города» (Приложение) л.д. 57-69). Граница зоны санитарной охраны второго и третьего поясов источников водоснабжения была нанесена на плане города в виде широкой штрихлинии л.д. 68,69).
Впоследствии, как следует из пояснений представителя администрации ЗГО, специалистами ООО «Златоустовский Водоканал» граница зоны санитарной охраны 2-3 поясов была нанесена в виде красной сплошной линии на расстоянии 1 км от черты города и вдоль неё, что не соответствует границам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 378 от 21.12.1989 г.л.д. 69). Основания изменений ООО «Златоустовский Водоканал» границы зоны санитарной охраны администрации ЗГО не известны, местоположение указанной границы при решении вопросов по отведению земельных участков гражданам и юрлицам не учитывается, при решении данных вопросов администрация ЗГО ориентируется на границу второго и третьего поясов зоны санитарной охраны водохранилищ, нанесенной на план города при утверждении проекта «Генеральный план г. Златоуста».
При наложении ситуационных планов испрашиваемых земельных участков на генплан города видно, что оба земельных участка примерной площадью 1200 кв.м. каждый, расположенные по адресу: АДРЕС северо-восточнее дома НОМЕР, находятся вне границы второго и третьего поясов зоны санитарной охраны источников водоснабжения.
Кроме того, спорные земельные участки не изъяты из хозяйственного оборота и действующее законодательство не содержит запрета на оборот таких земельных участков.
В соответствии с ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Исчерпывающий перечень таких ограничений содержится в ч.8 ст.27, ч.12 ст.85 и ч.6 ст.95 ЗК РФ, ч.5 ст.58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч.8 ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Подпунктом 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, согласно которым при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 с 1 июня 2002 г. были введены в действие санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02". Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. При этом п.1.3 этих СанПиН установлено, что их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.В соответствии с данным СанПиН, ЗCO организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.(п.1.4)
ЗСО организуются в составе трех поясов. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.(п.1.5)
К мероприятиям по второму и третьему поясам ЗСО отнесено, в том числе регулирование отведения территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения, все работы в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора (п.3.3.2.2, 3.3.2.4,), запрещается расположение стойбищ и выпаса скота, складов ядохимикатов и минеральных удобрений, не допускается размещение навозохранилищ, силосных траншей, применение удобрения и ядохимикатов, а также всякое другое использование земельных участков, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения (п. 3.3.3.2., 3.2.3.1, 3.2.2.4).
В соответствии с пунктами 1,2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Использование приусадебного земельного участка предполагает производство на нём сельскохозяйственной продукции, возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с обязательным соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, приведенные нормы закона и подзаконного нормативно-правового акта не содержат прямого запрета на отвод гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения населения, но содержат ограничение на ведение личного подсобного хозяйства, поскольку оно непосредственно создает угрозу загрязнения источника водоснабжения, которое может повлечь нарушение санитарно-эпидемиологической безопасности населения, использующего воду из данного источника. По смыслу закона, использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства во втором поясе ЗСО возможно только при согласовании с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Вместе с тем, ни действующее федеральное законодательство, ни утвержденное Златоустовским городским Собранием депутатов «Положение о порядке предоставление земельный участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте» не содержат требований о предоставлении каких-либо санитарно-эпидемиологических заключений на стадии предоставления (отвода) земельного участка до его формирования.
Исходя из добытых в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд считает, что оспариваемое в части распоряжение администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр об отказе Васильеву Ю.В. в предоставлении испрашиваемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в 2-м поясе зоны санитарной охраны питьевых водоемов не основано на законе, поскольку законом отвод земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в указанном поясе ЗСО не запрещен. Иные основания для отказа в отводе спорных земельных участков органом местного самоуправления не приведены.
Поскольку принятое органом местного самоуправления решение об отказе в отводе земельных участков Васильеву Ю.В. принято в нарушение требований закона, а также нарушает право истца на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, предусмотренное ст.28 ЗК РФ, то данное решение подлежит отмене.
Таким образом, требование Васильева Ю.В. о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» в части отказа в отводе двух земельных участков примерной площадью 1200 кв. м каждый, расположенных по адресу: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР (подпункты 9,10 пункта 2 протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА г.), подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд находит требование истца о возложении на администрацию ЗГО обязанности по выделению ему указанных выше земельных участков необоснованным и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 29,34 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровый карте соответствующий территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, также предусмотрено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, при этом в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка. В случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным Положением критериям, администрация ЗГО в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. При этом, соответствие испрашиваемого земельного участка критериям предоставления, определяется администрацией ЗГО.
Судом установлено, что Васильев Ю.В. ДАТА г. обратился к Главе Златоустовского городского округа с заявлениями об отводе для ведения личного подсобного хозяйства двух земельных участков примерной площадью 1200 кв.м. каждый, расположенных по адресному ориентиру: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР, однако в указанных заявлениях не определено испрашиваемое право на землю л.д.4,5).
При поступлении от истца таких заявлений, администрация ЗГО должна была принять решение в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ и утвержденным решением городского собрания депутатов ЗГО от ДАТА г. НОМЕР «Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», что сделано не было. Работы по формированию испрашиваемых земельных участков также не проведены.
Указанная процедура установлена в целях защиты прав иных граждан и юридических лиц на получение в пользование на праве аренды, либо на ином виде права, истребуемых заявителем земельных участков.
При таких обстоятельствах требование Васильева Ю.В. о возложении на Администрацию ЗГО обязанности выделить ему спорные земельные участки не может быть удовлетворено.
Суд считает необходимым возложить на Администрацию ЗГО обязанность в двухнедельный срок со дня вступления данного судебного решения в законную силу, принять по заявкам Васильева Ю.В. об отводе земельных участков одно из решений, предусмотренных ст. 34 ЗК РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с администрации ЗГО подлежит взысканию в пользу Васильева Ю.В.в возмещение расходов по оплате госпошлины сумма 200,00 руб.л.д.2).
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильева Юрия Владимировича удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДАТА г. НОМЕРр «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» в части отказа Васильеву Юрию Владимировичу в отводе двух земельных участков примерной площадью 1200 кв. м каждый, расположенных по адресу: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР (подпункты 9,10 пункта 2 протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА г.) и отменить его в указанной части.
Обязать Администрацию Златоустовского городского округа в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять по заявлениям Васильева Юрия Владимировича об отводе земельных участков примерной площадью 1200 кв.м каждый, расположенных по адресу: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР, решение, предусмотренное ст. 34 Земельного кодекса РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте.
В удовлетворении исковых требований Васильеву Юрию Владимировичу к администрации ЗГО о возложении обязанности по выделению ему двух земельных участков, примерной площадью 1200 кв.м каждый, расположенных по адресу: АДРЕС, северо-восточнее дома НОМЕР, - отказать.
Взыскать с Администрации Златоустовского городского округа в пользу Васильева Юрия Владимировича в возмещение судебных расходов сумму 200,00 руб.(двести рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Е.Ю.Квашнина