О признании отказа незаконным



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Петуховой О.С.,

с участием помощника прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Златоуста в интересах Малашкевича Бориса Ивановича о признании отказа незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в форме социальных выплат,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста, действуя в интересах Малашкевича Б.И., обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ МУ «Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа» (далее - «МУ «УСЗН ЗГО») в назначении Малашкевичу Б.И. денежной компенсации для оплаты жилья и коммунальных услуг; обязать МУ «УСЗН ЗГО» назначить Малашкевичу Б.И. с ДАТА г. денежную компенсацию в размере 50% оплаты жилья и коммунальных услуг исходя из регионального стандарта стоимости жилого помещения и коммунальных услуг, но не ниже денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной до ДАТА г.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в ходе проверки обращения Малашкевича Б.И., поступившего в прокуратуру г. Златоуста ДАТА г. было установлено, что Малашкевич Б.И. является ветераном военной службы и участником ликвидации катастрофы на ЧАЭС. В соответствии с Законом РФ от ДАТА г. НОМЕР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, принимавшие участие в 1986-1987 годах участие в работе по ликвидации последствий ЧАЭС, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий ЧАЭС, имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в том числе и членами их семей, проживающим с ними и по оплате 50% коммунальных услуг. До ДАТА г. данные меры социальной поддержки предоставлялись Малашкевичу Б.И. в полном объеме, а с ДАТА г. МУ «УСЗН ЗГО» ему отказано в их предоставлении в связи с тем, что он является пенсионером военной службы и данные меры социальной поддержки должны ему предоставляться по линии Министерства обороны РФ.

Данный отказ, по мнению прокурора, является незаконным, поскольку в соответствии с действующим законодательством полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате ЖКУ переданы органам государственной власти субъектов РФ. Средства на их реализацию предусматриваются в составе Фонда компенсаций, образованном в Федеральном бюджете в виде субвенций. Указанные субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, при этом каких либо исключений в части касающейся порядка финансирования предоставления мер социальной поддержки участникам ликвидации ЧАЭС, являющимся военнослужащими, не законом не предусмотрено. Также в соответствии с законом, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан. Постановлением главы ЗГО от 25.07.2008 г. №173-п исполнение указанных полномочий возложено на МУ «УСЗН ЗГО», следовательно, именно оно, а не Министерство обороны РФ, должно принять меры по предоставлению Малашкевичу Б.И. мер социальной поддержки.

Помощник прокурора г. Златоуста Казакова Т.Б. в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Заявитель Малашкевич Б.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица МУ «УСЗН ЗГО» - Серебрякова Н.Н. в судебном заседании с заявленными прокурором г. Златоуста в интересах Малашкевича Б.И. требованиями согласилась в полном объеме. В письменном отзыве указала, что письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от ДАТА г. НОМЕРУ был установлен порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на территории Челябинской области для постановки на учет граждан подвергшихся воздействию радиации, из числа военнослужащих, сотрудников и пенсионеров «силовых ведомств» для назначения денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг этой категории граждан, имеющих право на данную меру социальной поддержки. В связи с этим МУ «УСЗН ЗГО» будет организована работа по извещению военнослужащих, сотрудников и пенсионеров «силовых ведомств» о необходимости обращения в органы социальной защиты населения по месту регистрации с заявлением о назначении денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг с приложением необходимых документов.

Представитель заинтересованного лица - Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что в соответствии с действующим законодательством все вопросы мер социальной поддержки (в том числе льготной оплате жилищно-коммунальных услуг), предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам данной категории должны решаться в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. № 542. Поскольку финансирование расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется через федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, органы социальной защиты не располагают сведениями о гражданах, подвергшихся воздействию радиации, указанной ведомственной принадлежности. Механизм взаимодействия органов социальной защиты населения с федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, по созданию и ведению Регистра граждан, пострадавших от радиационного воздействия, Правительством РФ не определен. Более того, сведения о сотрудниках некоторых ведомств не подлежат разглашению, поэтому управления социальной защиты населения области не имеют информации о действующих сотрудниках и пенсионерах «силовых» ведомств. До настоящего времени органы социальной защиты населения области не вели учёта данной категории граждан, поскольку федеральным законодательством такая обязанность не предусмотрена. В настоящее время принято решение данную категорию граждан принимать на учёт в органы социальной защиты населения и организовать работу по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг.

Представитель заинтересованного лица - Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав помощника прокурора г. Златоуста, заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором г. Златоуста в интересах Малашкевича Б.И. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов гражданина, в связи с его обращением с заявлением о защите социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, включая социальное обеспечение.

Судом установлено, что ДАТА г. Малашкевич Б.И. обратился к прокурору г. Златоуста с заявлением по вопросу неправомерного отказа МУ «УСЗН ЗГО» в назначении денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг.

Воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 45 ГПК РФ, прокурор г. Златоуста обратился в суд с заявлением в защиту социальных прав и законных интересов Малашкевича Б.И.

В силу ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, принимавшие участие в 1986-1987 годах участие в работе по ликвидации последствий ЧАЭС, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий ЧАЭС, имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в том числе и членами их семей, проживающим с ними и по оплате 50% коммунальных услуг.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными суду удостоверениями, Малашкевич Б.И. является ветераном военной службы и участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ДАТА г. он обратился к руководителю МУ «УСЗН ЗГО» с заявлением о предоставлении с ДАТА г. мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. В заявлении указал, что, являясь участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, он до ДАТА г. пользовался льготой по оплате коммунальных услуг в размере 50%. С ДАТА г. данная льгота ему не предоставлена.

Письмом МУ «УСЗН ЗГО» от ДАТА г. НОМЕР Малашкевичу Б.И., как получателю пенсии по линии Министерства обороны РФ, отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде денежной компенсации для оплаты жилья и коммунальных услуг. При этом в письме указано, что в связи с переходом на систему денежных выплат взамен предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки не изменился.

В материалах дела имеется ответ центра социального обеспечения военного комиссариата Челябинской области на заявление Малашкевича Б.И., которым заявителю разъяснено, что каких-либо особенностей в порядке финансирования и предоставления льгот гражданам в зависимости от их ведомственной принадлежности ни Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, ни Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оплаты жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2004 г. № 652, не установлено. Российская Федерация, согласно Закону, передает полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, а также средства из Фонда компенсаций федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, в виде субвенций, органам государственной власти субъектов РФ. Субвенции зачисляются в установленном порядке для исполнения федерального бюджета на счета бюджетов субъектов РФ. Военному комиссариату Челябинской области указанные субвенции из федерального бюджета не выделяются. Отсутствие механизма, регламентирующего порядок возмещения расходов по предоставлению льгот, или их несвоевременная компенсация не могут служить основанием для отказа в предоставлении этих льгот. Военные комиссариаты правомочны предоставлять пенсионерам Министерства обороны России только те меры социальной поддержки (льготы и компенсации), порядок реализации которых Законом не возложен на иные органы исполнительной власти.

Статьей 254 ГПК РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд считает отказ МУ «УСЗН ЗГО» в назначении участнику ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС Малашкевичу Б.И. денежной компенсации для оплаты жилья и коммунальных услуг незаконным, нарушающим его право на получение мер социальной поддержки, гарантированное государством..

Действующим законодательством право граждан на получение мер социальной поддержки, в частности, компенсационных выплат для оплаты жилья и коммунальных услуг, не поставлено в зависимость от их ведомственной принадлежности.

Согласно п. З ст.13, ст. 14, 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» военнослужащие, а также пенсионеры из их числа, подвергшиеся радиационному воздействии, относятся к гражданам, на которых распространяется действие указанного закона.

Возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом являются расходными обязательствами Российской Федерации, Правила финансирования которых установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. № 542.

Пунктом 6 Правил определено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба (далее по тексту - военнослужащие, сотрудники и пенсионеры «силовых» ведомств), то есть все вопросы предоставления мер социальной поддержки (в т.ч. по льготной оплате жилищно-коммунальных услуг), предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам данной категории должны решаться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. № 542.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате ЖКУ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на их реализацию предусматриваются в составе Фонда компенсаций, образованном в Федеральном бюджете в виде субвенций. Указанные субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Каких либо исключений в части касающейся порядка финансирования предоставления мер социальной поддержки участникам ликвидации Чернобыльской АЭС, являющимся военнослужащими, указанный закон не содержит.

В настоящее время в рамках переданных полномочий на территории области принят закон Челябинской области от 25.12.2008 г. № 345-30 «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», установивший предоставление федеральным категориям льготников мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме ежемесячных денежных выплат. Назначение указанных ежемесячных денежных выплат осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. № 5-П «О Положении о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в Челябинской области».

В связи с переходом в 2010 году на систему денежных выплат взамен предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки не изменился. Органами социальной защиты населения назначение денежной компенсации для оплаты жилищно-коммунальных услуг производится гражданам, в отношении которых ранее осуществлялось возмещение расходов, связанных с предоставлением таких услуг, жилищно-коммунальным организациям.

В материалах дела имеется письмо Министерства социальных отношений Челябинской области от 07.06.2010 г. № 1680-У, которым разъяснен порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на территории Челябинской области для постановки на учет граждан подвергшихся воздействию радиации, из числа военнослужащих, сотрудников и пенсионеров «силовых ведомств» для назначения денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг этой категории граждан, имеющих право на данную меру социальной поддержки. В связи с этим рекомендовано организовать работу по извещению военнослужащих, сотрудников и пенсионеров «силовых ведомств» о необходимости обращения в органы социальной защиты населения по месту регистрации с заявлением о назначении денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с «Положением о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидов и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в Челябинской области», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. № 5-П, к заявлению должны быть предоставлены необходимые документы.

Законом Челябинской области от 24.11.2005 г. №430-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержки отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан. Постановлением главы ЗГО от 25.07.2008 года № 173-п исполнение указанных полномочий возложено на МУ «УСЗН ЗГО».

При таких обстоятельствах МУ «УСЗН ЗГО» обязано при принять меры по предоставлению Малашкевичу Б.И. денежной компенсации для оплаты жилья и коммунальных услуг.

Оценив предоставленные доказательства в их совокупности, учитывая согласие МУ «УСЗН ЗГО» с заявленными требованиями в полном объеме, суд считает требования прокурора г. Златоуста, действующего в интересах Малашкевича Б.И., о признании незаконным отказа МУ «УСЗН ЗГО» в назначении Малашкевичу Б.И. денежной компенсации для оплаты жилья и коммунальных услуг; и об обязывании обязать МУ «УСЗН ЗГО» назначить Малашкевичу Б.И. с ДАТА г. денежную компенсацию в размере 50% оплаты жилья и коммунальных услуг исходя из регионального стандарта стоимости жилого помещения и коммунальных услуг, но не ниже денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной до ДАТА г., подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198, 254-258 ГПК РФ,

р е ш и л :

Заявление прокурора г. Златоуста в интересах Малашкевича Бориса Ивановича о признании отказа незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в форме социальных выплат, удовлетворить.

Признать незаконным отказ МУ «Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа» в назначении Малашкевичу Борису Ивановичу денежной компенсации для оплаты жилья и коммунальных услуг.

Обязать МУ «Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа» назначить Малашкевичу Борису Ивановичу с ДАТА года денежную компенсацию в размере 50% оплаты жилья и коммунальных услуг исходя из регионального стандарта стоимости жилого помещения и коммунальных услуг, но не ниже денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной до ДАТА года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней.

Председательствующий: Короленко В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200