О признании незаконными действий



Дело НОМЕР

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.

при секретаре Курчатовой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Шерстобитовой Алисы Юрьевны к Управлению социальной защиты населения о признании незаконным удержания, возложении обязательств,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа в интересах Шерстобитовой А.Ю. о признании незаконным удержания 100% начисленного пособия на ребенка в сумме 330 рублей ежемесячно, возложении обязанности производить удержания из пособия в размере не свыше 20% суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате ежемесячного пособия, не свыше 66 рублей ежемесячно.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ДАТАг. в прокуратуру поступило заявление Шерстобитовой А.Ю. о неправомерных действиях ответчика по удержанию 100% начисленного пособия на ребенка. В ходе проверки было установлено, что решением начальника Златоустовского УСЗН Шерстобитовой А.Ю., как матери - одиночке, назначено ежемесячное пособие на одного ребенка в сумме 161 рублей. ДАТАг. установлен факт переплаты пособия на ребенка в сумме 6015 рублей за период с ДАТАг. по ДАТАг. по вине получателя и принято решение о возмещении излишне выплаченной суммы пособия путем удержании за счет ежемесячного пособия на ребенка в нарушение требований ст. 19 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ч. 2 ст. 8 Закона Челябинской области « о ежемесячном пособии на ребенка». В нарушение приведенных норм закона из личного дела получателя пособия Шерстобитовой А.Ю. следует, что в период с ДАТА. по ДАТА. Шерстобитовой А.Ю. было начислено пособие на ребенка, которое составило 330 рублей ежемесячно. Все начисленные суммы были удержаны в размере 100% в счет возмещения ранее излишне выплаченной суммы пособия. В требовании, указанном в представлении, в их устранении было отказано.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении требований настаивала в полном объеме.

Истец Шерстобитова А.Ю. на удовлетворении требований настаивала в полном объеме. Суду пояснила, что не оспаривает факт переплаты ей денежного пособия. Ей было предложено признать размер задолженности, взамен чего ими будет предложена помощь в оформлении субсидии на ее квартиру. Она подписала заявление о согласии с суммой задолженности, однако, ей в оформлении субсидии было отказано. В настоящее время она имеет единственный источник дохода - заработную плату, поскольку пособие на ребенка она не получает.

Представитель ответчика - Министерства управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа -Аплеснина Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, пояснив суду, что на момент посещения УСЗН ЗГО ДАТАг. истец согласилась с размером излишне переплаченного пособия и с удержанием начисленных сумм пособия в размере 100% в счет погашения излишней переплаты. О какой-либо договоренности ей ничего не известно. После получения представления прокурора г.Златоуста, они обратились в вышестоящую организацию - Министерство социальных отношений по Челябинской области, где было разъяснено о том, что их действия являются законными, не противоречат соглашению с истцом. Действие заявления от ДАТАг. длится до окончания взимания суммы задолженности. За истцом остался долг в размере 1995 рублей.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 Конституции РФ).

Одним из основных законов, регламентирующих предоставление гражданам социального обеспечения в виде пенсий и пособий, в настоящее время является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В соответствии со ст. 2 указанного ФЗ законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Указанным Федеральным законом установлен, в том числе вид государственного пособия, а именно ежемесячное пособие на ребенка (ст. 3 ФЗ). Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ст. 16 ФЗ от 19 мая 1995г. N81-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Челябинской области
от 28 октября 2004 г. N299-ЗО "О ежемесячном пособии на ребенка" размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на детей одиноких матерей.

В соответствии со ст. 7 указанного ФЗ получатели ежемесячного пособия на ребенка обязаны своевременно извещать органы местного самоуправления о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пособия или прекращение его выплаты (установление отцовства, усыновление, лишение родительских прав, определение на полное государственное обеспечение, изменение состава семьи, выезд получателя пособия за пределы территории Челябинской области, получение сведений о прекращении розыска должника и другие обстоятельства). Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

Из материалов дела следует, что по заявлению Шерстобитовой А.Ю. от ДАТАг. л.д. 10) решением руководителя УСЗН г. Златоуста от ДАТАг. назначено пособие на одного ребенка в сумме 161 рубля ежемесячно л.д. 9), как одинокой матери, поскольку из представленного истцом заявления, а также документов о рождении ребенка следует, что Шерстобитова А.Ю. является одинокой матерью.

Из материалов личного дела л.д. 8) следует, что Шерстобитова А.Ю. имеет на иждивении несовершеннолетнего сына Шерстобитова Льва Вячеславовича, ДАТАг. рождения, который проживает вместе с матерью, бабушкой и дедушкой по адресу АДРЕС (справкал.д. 12).

Из ответа на запрос, выданного Отделом ЗАГС администрации ЗГО л.д. 13) следует, что в запись акта о рождении НОМЕР от ДАТАг. были внесены сведения об отце на основании решения суда об установлении отцовства.

Таким образом, Шерстобитова А.Ю. была обязана поставить в известность УСЗН в месячный срок о наступлении указанного обстоятельства, о чем ей было известно, поскольку о возложении на нее данной обязанности ей было разъяснено под роспись, о чем имеется отметка об ознакомлении л.д. 10, оборот). Однако, в связи с неисполнением истцом обязанности решением руководителя УСЗН ЗГО установлен факт переплаты, возникшей в связи с установлением отцовства л.д. 14) в размере 6015 рублей за период с ДАТАг. по ДАТАг. (расчетл.д. 15).

В связи с выявленной переплатой, сокрытием данных, влияющих на право назначения пособия и исчисление его размера, с ДАТА. по заявлению Шерстобитовой А.Ю. л.д. 22) была удержана излишне перечисленная сумма в размере 100% начисленного пособия.

Не согласившись с решением УСЗН, Шерстобитова А.Ю. обратилась в прокуратуру г. Златоусту, в связи с чем, на имя руководителя УСЗН направлено представление от ДАТАг. л.д. 24) об устранении допущенного нарушения, которое исполнено до настоящего времени не было.

По-мнению суда, решение ответчика об удержании 100% начисленного Шерстобитовой А.Ю. пособия на ребенка в сумме 330 рублей ежемесячно является незаконным и необоснованным.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Закона Челябинской области от 28 октября 2004 г. N 299-ЗО "О ежемесячном пособии на ребенка" органы местного самоуправления, осуществляющие назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, имеют право на выборочную проверку сведений о доходах семьи, в процессе которой они вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособия и исчисление его размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате ежемесячного пособия. В случае прекращения выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Таким образом, учитывая вину Шерстобитовой А.Ю. в сокрытии информации, УСЗН вправе было производить удержания лишь в размере не свыше двадцати процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате ежемесячного пособия.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ, ст. 1 СК РФ, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. УСЗН ЗГО, действующее в интересах государства, должно проявлять заботу о семье, в том числе посредством комплекса социально-экономических, мер, особое место среди которых отведено законодательным мерам по укреплению семьи. Напротив, решение же УСЗН ЗГО о 100%-ом удержании пособия с Шерстобитовой А.Ю. нарушает законные права и интересы не только истца, но и ее несовершеннолетнего ребенка.

Из личного дела Шерстобитовой А.Ю. следует, что размер начисленного пособия на ребенка составлял 330 рублей ежемесячно.

Таким образом, на ответчика УСЗН ЗГО следует возложить обязанность производить удержания из пособия Шерстобитовой А.Ю. в размере не свыше двадцати процентов суммы, причитающейся получателю при каждом последующей выплате ежемесячного пособия, то есть не свыше 66 рублей ежемесячно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста удовлетворить.

Признать незаконным удержание МУ «Управление социальной защиты населения» Златоустовского городского округа 100% начисленного Шерстобитовой А.Ю. пособия на ребенка в сумме 330 рублей ежемесячно.

Обязать МУ «Управление социальной защиты населения» Златоустовского городского округа производить удержания из пособия Шерстобитовой А.Ю. в размере не свыше двадцати процентов суммы, причитающейся получателю при каждом последующей выплате ежемесячного пособия, то есть не свыше 66 рублей ежемесячно.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий С.В. Васильев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200