О признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной пенсии



Дело НОМЕРР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Курчатовой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузиной Галины Владимировны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Златоусте Челябинской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении в льготный стаж периодов работы, обязывании назначить досрочную пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

Лузина Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее - ГУ УПФ), в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ НОМЕР от ДАТА г., включить в специальный стаж работы периоды ее работы с ДАТАг. по ДАТА1г. в должности воспитателя Муниципального учреждения управления здравоохранения, Муниципального учреждения управления здравоохранения специализированный «Дом ребенка», обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с ДАТА г.

В обоснование своих требований сослалась на то, что ДАТАг. обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, решением ГУ УПФ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет. В льготный период ее работы не были включен указанный выше период ее работы. Решение ГУ УПФ считает незаконным. Без учета спорного периода работы не набирается 25 лет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании Лузина Г.В. на удовлетворении исковых требований настаивала. Суду пояснила, что в спорный период с ДАТАг. по ДАТАг. она работала в должности воспитателя МУЗ «Специализированный дом ребенка». Название указанного учреждения несколько раз менялось, однако, ее функциональные обязанности и название должности не изменялись. Считает, что решение ГУ УПФ РФ в г.Златоусте от ДАТАг. НОМЕР не соответствует требованиям законодательства. Просила удовлетворить требования, включив период работы с ДАТАг. по ДАТАг. в специальный стаж, назначить мне пенсию с ДАТАг.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка НОМЕР» - Щербакова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что в ДАТА года дом ребенка стал структурным подразделением МУУЗ г.Златоуста. Согласно постановления Главы г.Златоуста от ДАТАг. МУЗ Специализированный Дом ребенка выделен из структуры МУУЗ г.Златоуста и имеет статус юридического лица. Считает, что перемена названий учреждения не должна отражаться на пенсионных правах истца. Аналогичные требования работников уже рассматривались судом, при этом удовлетворив их требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» - Косарева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования по основаниям, изложенным в отзыве л.д. 20).

Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из копии трудовой книжки л.д. 9-13), пояснений истца, представителя третьего лица Щербаковой Л.А, истец с ДАТА года по настоящее время работает воспитателем в МУУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики», который за время работы истицы неоднократно менял свое наименование.

ДАТА года Лузина Г.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в городе Златоусте с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, как педагогическому работнику л.д. 16).

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА года, Лузина Г.В. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального трудового стажа, к зачету в который не принят период работы с ДАТА года по ДАТА года продолжительностью 2 года 6 месяцев 16 дней в должности воспитателя Специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики МУУЗ по основаниям несоответствия наименования учреждения Спискам должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Нет возможности применить п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях по старости в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, такие учреждения не предусмотрены и документально не подтвержден статус юридического лица данного учреждения л.д. 7-8).

Решением НОМЕР Лузиной Г.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ по причине отсутствия требуемого 25-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ л.д. 6).

Не включение спорного периода работы в специальный стаж истицы, а также отказ ГУ УПФ РФ в городе Златоусте в назначении досрочной трудовой пенсии по старости суд полагает незаконными.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством. Статьями 80, 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшим до 01 января 2002 года, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия по выслуге лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

Согласно пп.. 19 п. 1 ст. 27 (до 30.12.2008г. п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ) «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в силу с 01 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Утверждение списков работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанный вид пенсии, поручено Правительству РФ (п. 3 ст. 28).

Положения подпункта 19 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N319-ФЗ) в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 г.

Как следует из трудовой книжки Лузиной Г.В. л.д. 9-13) она с ДАТА года работала воспитателем в Доме ребенка НОМЕР, ДАТАг. переведен на должность старшего воспитателя группы. ДАТАг. по ДАТА года учреждение именовалось Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» МУ «Управление здравоохранения».

Согласно представленной исторической справки л.д. 19), на основании Постановления Главы администрации г. Златоуста НОМЕР от ДАТА года специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики стал именоваться Муниципальным учреждением здравоохранения специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Учреждению выдано свидетельство о государственной регистрации НОМЕР серии НОМЕР

На основании Постановления Главы города от ДАТА года НОМЕР «Специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» вошел в состав муниципального учреждения управления здравоохранения г. Златоуста (МУУЗ).

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и др..

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет.

Истец Лузина Г.В. в судебном заседании пояснила, что в спорный период, равно как и в периоды, включенные ей в специальный стаж, продолжала работать с детьми на группе, проводила занятия, подвижные игры и т.д.. В связи переименованием учреждения род ее деятельности не изменился, она продолжала работать на том же месте и выполнять ту же самую работу, что и ранее. Ее доводы подтверждены пояснениями представителя третьего лица.

Специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики является муниципальным учреждением здравоохранения на основании постановления Главы администрации города Златоуста НОМЕР (1) от ДАТА года, строит свою работы на основании Устава, зарегистрированного постановлением Главы администрации города Златоуста НОМЕР от ДАТА года НОМЕР (3), имеет свою печать и штамп. Учреждением получено свидетельство о государственной регистрации НОМЕР серия НОМЕР

Из справки, выданной главным врачом ГУЗ «Областной дом ребенка НОМЕР», следует, что Лузина Г.В. действительно работает в указанном учреждении. В основе работы лежит воспитание детей раннего возраста с патологией нервной системы. ДАТАг. в должности воспитателя по ДАТАг.; с ДАТАг. в должности старшего воспитателя группы по ДАТАг.; с ДАТАг. в должности воспитателя по настоящее время с выполнением нормы рабочего времени установлена за ставку заработной платы с ДАТАг. За данный период работы в отпуске без содержания заработной платы и в командировках не находилась.

Согласно Постановлению Главы г. Златоуста от ДАТА года НОМЕР (3) муниципальное учреждение здравоохранения специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики выделено из структуры муниципального учреждения управления здравоохранения г. Златоуста и имеет статус юридического лица.

Суд считает, что право работника на пенсию за выслугу лет вытекает не из правового статуса образовательного учреждения, в котором он работает, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

При переходе на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет в зависимости от принадлежности учрежднения.

С 1 ноября 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги лет для начисления пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781) предусматривает такие наименования учреждений, как детский дом, в том числе специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии, а также учреждения здравоохранения, в том числе специализированные дома ребенка.

По смыслу названных законодательных актов во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Соответственно, п.п. 19 п. 1 статьи 27 предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при специальном стаже более 25 лет при том, что Закон не содержит каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать только в государственных или муниципальных учреждениях.

В силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ при назначении пенсии следует исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе и от рода и места деятельности.

Применительно к рассматриваемому делу это конституционное предписание следует рассматривать, как гарантию прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся. Иное означало бы нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства.

Юридический статус учреждения правового значения не имеет, так как истица вне зависимости от наименования и статуса детского дома работала в сфере образования в должности, предусмотренной Списком.

Кроме того, п.п.19 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрено, что условием назначение пенсии за выслугу лет является наличие статуса юридического лица у образовательного учреждения. Нет такого требования и в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Предъявление требований наличия такого статуса означает установление ограничительного условия при реализации права на пенсию работниками образования, и как следствие, нарушение их конституционного права на пенсию.

В силу ст. 76 Конституции РФ федеральные законы, в том числе и Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» имеют прямое действие. Кроме того, Закон РФ «О трудовых пенсиях» является специальным нормативным актом по отношению к Закону РФ «Об образовании» и призван регулировать отношения, возникающие при реализации гражданами, в том числе и педагогическими работниками, своего конституционного права на пенсионное обеспечение. При наличии противоречий в законах, приоритет должен отдаваться специальному законодательству.

Следовательно, период работы Лузиной Г.В. с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя Специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики МУУЗ подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

С учетом спорного периода работы, на день обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть на ДАТА года, специальный стаж работы Лузиной Г.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 25 лет 2 дня. Требуемый специальный стаж составляет 25 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Лузиной Галины Владимировны удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ г. Златоуста Челябинской области НОМЕР об отказе Лузиной Галине Владимировне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Златоусте Челябинской области назначить Лузиной Галине Владимировне с ДАТА года досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», включив в специальный стаж период работы с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя Специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики Муниципального учреждения управления здравоохранения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней.

Председательствующий С.В. Васильев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200