О признании права на внеочередное получение жилья



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст ДАТА года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Закировой С.Л.

при секретаре Батуровой О.С.

с участием прокурора Казаковой Т.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Белоусовой Натальи Вячеславовны к Администрации Златоустовского городского округа о признании права на внеочередное получение жилья и возложении обязанности по его предоставлению, признании незаконным распоряжения главы Златоустовского городского округа и возложении обязанности отменить распоряжение,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста обратился в суд в интересах Белоусовой Н.В. о признании пп. 12 п.1 распоряжения главы ЗГО от ДАТА года НОМЕР о снятии Белоусовой Н.В., ДАТА года рождения, с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным; признании за Белоусовой Н.В. права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма; обязании Администрации ЗГО предоставить Белоусовой Н.В. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по нормам предоставления жилого помещения, установленным на территории ЗГО.

В обоснование своих требований ссылается на то, что Белоусова Н.В. постановлением главы г.Златоуста от ДАТА года НОМЕР была принята на очередь по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Пп.12 п.1 распоряжения главы ЗГО от ДАТАг. НОМЕР Белоусова Н.В. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием регистрации в г. Златоусте. Истица считает указанное распоряжение незаконным, поскольку регистрация по месту жительства является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решение вопроса о месте жительства гражданина. При этом, отсутствие регистрации не исключает возможности установление места жительства гражданина на основании других данных. Сам по себе факт снятия с регистрационного учета гражданина, когда он не уведомил соответствующие органы о своем новом месте жительства (не зарегистрировался по новому месту жительства), не дает оснований к определению его места жительства в другом муниципальном образовании и, как следствие, снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Белоусова Н.В. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении только на основании информации об отсутствии регистрации в г.Златоусте. Иных сведений о выезде Белоусовой Н.В. из г. Златоуста и избрании своим местом жительства иного муниципального образования не имелось. Кроме того, Белоусовой Н.В. не было выдано или направлено решение о снятии ее с учета, в связи с чем она была лишена права его обжаловать.

Впоследствии прокурор г. Златоуста в интересах Белоусовой Н.В. уточнил исковые требования л.д. 83-85), просит признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕР «О внесении изменений в распоряжение главы Златоустовского городского округа от ДАТАНОМЕР»; признать незаконным подпункт 12 пункта 1 распоряжения главы Златоустовского городского округа от ДАТАг. НОМЕР о снятии Белоусовой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признать за Белоусовой Натальей Вячеславовной право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма; обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Белоусовой Н.В. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по нормам предоставления жилого помещения, установленным на территории Златоустовского городского округа.

В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б. настаивала на удовлетворении исковых требований.

Истец Белоусова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом л.д. 88), просит рассматривать дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме л.д. 82).

Представитель ответчика Администрации ЗГО в судебное заедание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом л.д.90). Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика Платонова Е.А., действующая на основании доверенности НОМЕР от ДАТАг. л.д. 29), с исковыми требованиями не согласилась, представила отзыв на исковое заявление л.д.63), из которого следует, что решение администрации округа о снятии Белоусовой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным и обоснованным, поскольку у истицы отсутствовала регистрация по месту жительства в г. Златоусте, фактически Белоусова Н.В. в г. Златоусте не проживала.

Представитель третьего лица УСЗН ЗГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом л.д.91). Представил отзыв на исковое заявление л.д.77), из которого следует, что с исковыми требованиями согласен, просит рассмотреть дело без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 08.02.1998 года, действующей на момент признания Белоусовой Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятия ее на учет по списку детей-сирот) (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от ДАТА года НОМЕР «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Белоусова Наталья Вячеславовна родилась ДАТА года в г.Златоусте л.д.6). Ее родителями являлись ФИО7 и ФИО6 Из справки бюро ЗАГС г. Златоуста от ДАТА года следует, что в актовой записи о рождении на Белоусову Н.В. сведения об отце записаны со слов матери л.д.6).

На основании решения Златоустовского городского суда от ДАТА года Белоусова Н.В. была отобрана у матери ФИО6 и передана на попечение органам опеки и попечительства л.д.8).

Решением Златоустовского городского суда ДАТА года ФИО6 была лишена родительских прав в отношении дочери Белоусовой Н.В. л.д.20).

На основании решения Исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов г. Златоуста НОМЕР от ДАТА года Белоусова Н.В. определена в дошкольный детский дом на полное государственное обеспечение л.д. 9).

С ДАТА года по ДАТА года Белоусова Н.В. обучалась и воспитывалась в муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернате НОМЕР г. Челябинска л.д. 22).

С ДАТА года по ДАТА года Белоусова Н.В. обучалась ГОУ НПО «Профессиональном училище НОМЕР» г. Челябинска л.д.23).

Постановлением Главы администрации г. Златоуста от ДАТА года НОМЕР (3) за несовершеннолетней Белоусовой Н.В. закреплено жилье по адресу: АДРЕС л.д.41).

Учитывая указанное обстоятельство, постановлением Главы администрации г. Златоуста от ДАТА года НОМЕР несовершеннолетняя Белоусова Н.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на очередь по списку детей-сирот, под НОМЕР л.д.13-16).

Таким образом, Белоусова Н.В. правомерно была принята на учет на очередь по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Соответственно, распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕР «О внесении изменений в распоряжение Главы ЗГО от ДАТА года НОМЕР», является незаконным.

Для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с неправомерными действиями должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, необходим вступивший в законную силу акт судебного органа, которым будет установлена виновность конкретного должностного лица.

Однако, таковых доказательств ответчиком не представлено. В судебном заседании не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что при решении вопроса о принятии на учет должностным лицом органа, осуществляющего принятие граждан на учет, были совершены какие - то неправомерные действия л.д. 86).

В соответствии с п.2 Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от ДАТА года НОМЕР, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

Распоряжением Главы г.Златоуста от ДАТА года НОМЕР Белоусова Н.В. была снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием регистрации в г. Златоусте л.д.21).

Поскольку решение об отобрании у ФИО6 несовершеннолетней дочери Белоусовой Н.В. было вынесено ДАТА года Новозлатоустовским районным судом г. Златоуста л.д.8), следовательно, местом первичного выявления и устройства Белоусовой Н.В. является город Златоуст.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Белоусова Н.В. согласно жилищному законодательству, действовавшему в период постановки ее на учет и на ДАТА год, когда была снята с учета, являлась лицом, имеющим право на предоставление жилья вне очереди.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п.3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянного или преимущественно проживает.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Таким образом, сам по себе факт снятия с регистрационного учета гражданина, когда он не уведомил соответствующие органы о своем новом месте жительства либо не зарегистрировался по новому месту жительства, не дает оснований к определению его места жительства в ином муниципальном образовании и как следствие, снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, Белоусова Н.В. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании информации об отсутствии регистрации в г. Златоусте. Иных сведений о выезде Белоусовой Н.В. из г. Златоуста и избранием своим местом жительства иного муниципального образования у администрации Златоустовского городского округа не имелось.

Из материалов дела л.д. 18, 72-73, 74), пояснений истца Белоусовой Н.В. следует, что после лишения родительских прав ее матери, она была направлена в детский дом г. Чебаркуля, затем обучалась в школе-интернате и ПУ НОМЕР в г. Челябинске. В указанных учреждениях она была зарегистрирована временно до окончания учебы. По окончании ПУ НОМЕР, в ДАТА году она через знакомых зарегистрировалась в г. Копейске, однако решением Копейского городского суда от ДАТА года была выселена без предоставления другого жилого помещения. По данному адресу она никогда не проживала, за регистрацию платила деньги. На сегодняшний день регистрации по месту жительства у нее нет.

Таким образом, оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, у администрации Златоустовского городского округа не имелось.

Поскольку Белоусова Н.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до ДАТА года, т.е. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и не утратила основания, которые давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, оснований, предусмотренных ст. 32 ЖК РСФСР и пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ для снятия ее с учета на ДАТА года не имелось и не имеется в настоящее время, то истица сохраняет право состоять на данном учете до получения ею жилого помещения по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, п.п.12 п. 1 распоряжения Главы Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕРр, согласно которому Белоусова Н.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует признать незаконным, поскольку им было нарушено право истца на внеочередное предоставление жилья.

В соответствии со ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

Как следует из уведомления отдела жилищной политики Администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА года, Белоусова Н.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на очередь по списку детей-сирот под НОМЕР л.д.16).

Однако, в силу Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года (вопрос 3) предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет Белоусовой Н.В. в качестве ребенка-сироты, поскольку для данной категории лиц Законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья.

Вместе с тем, ст.33 ЖК РСФСР, действовавшего до ДАТА года, предусматривала, что граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Обжалуемыми постановлениями Белоусова Н.В. в ДАТА году была исключена из списков детей-сирот и, следовательно, из соответствующей очереди, чем, как указывалось, было нарушено ее право на внеочередное получение жилья.

Как следует из пояснений истца и не оспаривается представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Белоусовой Н.В. не предоставлено.

Вместе с тем, требование прокурора о возложении на администрацию ЗГО предоставить Белоусовой Н.В. жилье в виде однокомнатной квартиры суд находит не подлежащим удовлетворению.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма урегулирован ст.57 ЖК РФ. Пункт 6 данной статьи предусматривает право органа местного самоуправления предоставить соответствующему нуждающемуся лицу комнату в коммунальной квартире, в случае предусмотренном ч.4 ст.59 ЖК РФ. Таким образом, закон прямо не возлагает на местную администрацию обязанность предоставления жилья в виде отдельных квартир. Возложение такой обязанности на ответчика повлекло бы ограничение его права, предусмотренного п.6 ст.57 ЖК РФ, и нарушение баланса прав и интересов сторон.

С учетом изложенного, нарушенное право Белоусовой Н.В. подлежит восстановлению путем возложения на Администрацию ЗГО обязанности признать за Белоусовой Н.В. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, и обязывании ответчика предоставления ей на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения, площадью не ниже установленных норм предоставления жилья на территории Златоустовского муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах Белоусовой Натальи Вячеславовны удовлетворить частично.

Признать незаконным подпункт 12 пункта 1 распоряжения главы Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕР о снятии Белоусовой Натальи Вячеславовны с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕР «О внесении изменений в распоряжение главы Златоустовского городского округа от ДАТАНОМЕР».

Признать за Белоусовой Натальей Вячеславовной право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Белоусовой Наталье Вячеславовне на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Златоустовского городского округа площадью не ниже установленных норм предоставления жилья.

Отказать прокурору г.Златоуста в удовлетворении исковых требований в интересах Белоусовой Натальи Вячеславовны к администрации Златоустовского городского округа в части возложения обязанности предоставления жилого помещения в виде отдельной квартиры.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий С.Л. Закирова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200