О признании решения незаконным



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Петуховой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Салахиевой Наили Камильевны к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж в льготном исчислении и о назначении пенсии,

у с т а н о в и л :

Салахиева Н.К. обратилась в суд с иском к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – «ГУ УПФР в г. Златоусте»), в котором просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол НОМЕР от ДАТА г.) ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» НОМЕР от ДАТА г. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в ее специальный трудовой стаж период работы с ДАТА г. по ДАТА г. в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения НОМЕР ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДАТА г.

В обоснование своих требований истица сослалась на то, что оспариваемым решением ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 30-летнего специального трудового стажа. В специальный стаж не включен указанный в иске период работы в связи с тем, что наименование учреждения не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Применить п. 6 Правил исчисления периодов работы от ДАТА г. НОМЕР не представляется возможным в отношении спорного периода, так как отдел медицинского обеспечения как структурное подразделение государственного или медицинского учреждения (организации) в вышеуказанном пункте не предусмотрен. Однако фактически она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. С учетом оспариваемого периода ее льготный стаж составляет более 30 лет, что дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Истица Салахиева Н.К. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в должности фельдшера работает с ДАТА года, с этого времени ее должностные обязанности и место работы не менялись.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ОАО «Златмаш» - Гарманова Л.И. требования истицы поддержала по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что характер работы фельдшеров отдела медицинского обеспечения НОМЕР ОАО «Златмаш» идентичен характеру работы фельдшеров отрасли здравоохранения.

Заслушав истицу, представителя третьего лица, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Салахиевой Н.К. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) (в предыдущей редакции – п.п. 11 п. 1 ст. 28) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено из трудовой книжки Салахиевой Н.К. и пояснений истицы, она с ДАТА г. и до настоящего времени осуществляет деятельность по охране здоровья населения на различных должностях в различных медицинских учреждениях.

ДАТА г. истица обратилась с письменным заявлением в ГУ УПФР в г. Златоусте о назначении ей досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол НОМЕР от ДАТА г.) ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» НОМЕР от ДАТА г. в назначении пенсии Салахиевой Н.К. было отказано в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального трудового стажа. С учетом выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица специальный стаж Салахиевой Н.К. определен в 15 лет 0 месяцев 0 дней.

К зачету в специальный трудовой стаж истицы не принят период работы с ДАТА г. по ДАТА г. в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения НОМЕР ОАО «Златоустовский машиностроительный завод».

Отказ мотивирован тем, что наименование учреждения не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Применить п. 6 Правил исчисления периодов работы от ДАТА г. НОМЕР не представляется возможным в отношении спорного периода, так как отдел медицинского обеспечения как структурное подразделение государственного или медицинского учреждения (организации) в вышеуказанном пункте не предусмотрен.

Изложенную в оспариваемом решении позицию ответчика суд считает не законной, нарушающей права истицы.

Согласно трудовой книжке истицы, она на основании приказа НОМЕР от ДАТА г. была принята на работу в МСЧ машиностроительного завода г. Златоуста фельдшером здравпункта. Приказом НОМЕР от ДАТА г. была уволена в связи с переводом в МСЧ НОМЕР ЦМСЧ НОМЕР МЗ СССР по согласованию между руководителями предприятий. На основании приказа НОМЕРЛ от ДАТА г. принята переводом в МСЧ НОМЕР ЦМСЧ НОМЕР на должность фельдшера здравпункта.

На основании решения исполкома г. Златоуста НОМЕР от ДАТА г. и письма 3-го ГУ при МЗ СССР 92/34 от ДАТА г. приказом НОМЕРл от ДАТА г. медсанчасть машиностроительного завода и МСЧ НОМЕР ЦМСЧ НОМЕР объединены и создано единое Лечебно-профилактическое учреждение «Медсанчасть ПО «Златоустовский машзавод».

В связи с объединением МСЧ НОМЕР машзавода и МСЧ НОМЕР ЦМСЧ НОМЕР на основании приказа НОМЕРл от ДАТА г. истица переведена на должность фельдшера в отдел здравоохранения Медсанчасти ПО «ЗМЗ».

Из совместного приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 130 от 23.06.1994 г. «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения» следует, что, в целях повышения медицинского контроля за состоянием здоровья трудящихся и обеспечения целенаправленной деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи приняты меры по упорядочению функционирования врачебных и фельдшерских здравпунктов, организованных на предприятиях (в учреждениях, организациях) в индивидуальном порядке с финансированием их из средств предприятий. Рекомендованы штатные нормативы медицинского персонала врачебных и
фельдшерских здравпунктов.

Для обеспечения четкой организации медицинской помощи на предприятии приказом генерального директора ПО «ЗМЗ» НОМЕР от ДАТА г. был создан отдел медицинского обеспечения НОМЕР, утверждено штатное расписание, разработано Положение об отделе медицинского обеспечения ФГУП ПО «ЗМЗ». До этого медицинское обслуживание осуществлялось здравпунктом медсанчасти ПО «ЗМЗ».

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДАТА г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. С ДАТА г. применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, что предусмотрено п. 3 названного Постановления Правительства РФ № 1066.

Названные Списки утверждены в развитие ранее действующего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». В частности ст. 83 названного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. По Закону «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии за выслугу лет, в частности работникам, занимающимся лечебной деятельности, трансформированы в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в трудовые пенсии по старости, назначаемые ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона. Условия назначения данных пенсий по закону «О трудовых пенсиях» по сравнению с ранее действующим законодательством не изменились.

В силу ст. 76 Конституции РФ федеральные законы, в том числе и Закон РФ «О государственных пенсиях» имеют прямое действие.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком (далее – «Список 1991 года») профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 постановления. Правила, утвержденные п. 1 постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999 г.

Списком 1991 года предусмотрено, что правом на получение пенсии по выслуге лет обладают врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности врачебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа на соответствующих должностях (включая средний медицинский персонал) в учреждениях, предусмотренных списком.

Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что истица в период с ДАТА г. по ДАТА г. работала в должности и в учреждении, предусмотренных Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Наличие в наименовании медицинского учреждения указания на ведомственную принадлежность не может расцениваться в качестве основания для отказа во включении в специальный стаж периода работы истицы в указанном отделе, поскольку по смыслу Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на медицинского работника, зависит от характера выполняемой работы, а не от наименования учреждения или ведомственной подчиненности.

Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395 утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, п. 23 которой установлено, что полное наименование учреждения здравоохранения, предусмотренного названной номенклатурой, может содержать сведения о ведомственной принадлежности (Минздрав России, МПС и др.) в виде собственности государственное учреждение, муниципальное учреждение и др.), функциональной принадлежности (клиническая), о специализации.

Из материалов дела, а именно из Положения об отделе медицинского обеспечения НОМЕР ОАО «Златмаш», Положения о службе медицинского обеспечения ПО «ЗМЗ», Положения о фельдшере здравпункта, Рекомендуемого штатного норматива медицинского персонала врачебных и фельдшерских здравпунктов (приложение НОМЕР к приказу Минздрава России НОМЕР от ДАТА г.), должностной инструкции фельдшера здравпункта, лицензии, штатных расписаний руководителей, специалистов, служащих, вспомогательных рабочих по отделу НОМЕР, пояснений истицы, представителя третьего лица, показаний свидетеля ФИО5 (исполняющей обязанности заведующего отделом НОМЕР) достоверно установлено, что, независимо от наименования учреждения и ведомственной принадлежности, задачами медсанчасти, здравпункта, а в настоящее время отдела НОМЕР, являются организация оказания первой медицинской помощи, медицинского обслуживания работающих предприятия в регламентируемое распорядком рабочее время, проведение профилактических работ по охране труда и снижению заболеваемости, организация пропаганды здорового образа жизни и труда, медицинское обслуживание инспекционных групп и участие в мероприятиях ГО объединения.

Так, согласно Положению о фельдшере, штатному расписанию на должность фельдшера назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «Лечебное дело», имеющий диплом и соответствующий сертификат. Функциональными обязанностями фельдшера отдела медицинского обеспечения и здравпункта медсанчасти предприятия являются: прием больных и оказание первичной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний непосредственно по месту работы и при несчастных случаях на производстве, несет ответственность в установленном законом порядке осуществляемую профессиональную деятельность в пределах своей компетенции, самостоятельно принимает решения. Специфика и характер труда аналогичны. Однако, как следует из протокола НОМЕР от ДАТА г. ГУ УПФР в г. Златоусте, в специальный трудовой стаж Салахиевой Н.К. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включены периоды ее работы в этой же должности фельдшера здравпункта медсанчасти, поскольку наименование учреждения соответствовало Списку.

Таким образом, из представленных документов суд установил, что отдел медицинского обеспечения НОМЕР ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» является лечебно-профилактическим отделом общества, созданным с целью охраны здоровья населения на предприятии по месту работы путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

Согласно справке ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» от ДАТА г. Салахиева Н.К. с ДАТА г. работает в должности фельдшера в отделе медицинского обеспечения НОМЕР (приказ генерального директора от ДАТА г. НОМЕР), являющемся структурным подразделением ОАО «Златмаш». В соответствии с должностной инструкцией в течение всего времени занимается лечебной деятельностью. Согласно табельным картам, лицевым счетам, личной карточки Т-2 (АСУ) отвлечений от основной работы не было.

На основании изложенного не включение в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию, периода работы Салахиевой Н.К. в качестве фельдшера отдела медицинского обеспечения НОМЕР ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» следует признать незаконным.

Следовательно, следует считать незаконным и отказ в назначении ей досрочной пенсии по старости.

Специальный трудовой стаж истицы с учетом спорного периода, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составляет более 30 лет, что дает ей право на досрочную пенсию по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Срок, с которого должна быть назначена пенсия - ДАТА г., поскольку Салахиева Н.К., имея необходимый для назначения пенсии специальный трудовой стаж с учетом спорного периода и все необходимые для назначения пенсии документы, в этот день обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении пенсии.

Допустимость и достоверность добытых в судебном заседании доказательств не вызывает у суда сомнения, а их совокупности достаточно для удовлетворения требований истицы Салахиевой Н.К. в полном объеме.

В соответствии со ст. ГПК 98 РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все судебные расходы.

С ответчика в пользу истицы следует взыскать госпошлину по иску в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Салахиевой Наили Камильевны к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж в льготном исчислении и о назначении пенсии удовлетворить.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол НОМЕР от ДАТА г.) ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» НОМЕР от ДАТА года признать незаконным.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить в специальный трудовой стаж Салахиевой Наили Камильевны период ее работы с ДАТА г. по ДАТА г. в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения НОМЕР ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДАТА года.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в пользу Салахиевой Наили Камильевны расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: Короленко В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200