Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Златоуст ДАТА года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Закировой С.Л.,
при секретаре Батуровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морозова Александра Ивановича о признании незаконными бездействия Администрации Златоустовского городского округа, восстановлении его прав,
у с т а н о в и л:
Морозов А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Златоустовского городского округа по непредоставлению ему запрашиваемой информации, непереадресации запроса в компетентные органы, восстановлении его прав.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что запросил у ответчика информацию о границах судебных участков в Златоустовском городском округе, данные депутатов ЗГО, документы по уничтожению парковых насаждений в г.Златоусте. Администрация ЗГО указанную информацию ему не предоставила, не направила его запрос для разрешения в соответствующие органы, а, указала, куда он должен обратиться за получением запрашиваемой информации, чем затруднила ему доступ к информации, поскольку он не имеет бумаги и денег для оплаты заказных писем.
Морозов А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в местах лишения свободы.
Представитель Администрации Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие л.д. 21, 30). Представил письменный отзыв на заявление, из которого следует, что с требованиями Морозова А.И. не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку администрацией округа в установленные законом сроки был дан ответ по существу поставленных в обращении запросов. Кроме того, заявитель косвенно ставит вопрос о правовой оценке акта, принятого органом местного самоуправления, непосредственно не связанного с защитой его прав л.д. 17, 29).
Исследовав материалы дела, суд считает требования, заявленные Морозовым А.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Анализ положений ст. 255 ГПК РФ показывает, что в судебном порядке могут быть оспорены действия (бездействия) и решения, в результате которых нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и обязанностей, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с п.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно с п.1 ч.З. ст.6 названного ФЗ обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.
В силу ст. 2 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам (ч. 1).
При этом в силу ст. 4 Закона под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно ст. 5 указанного Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3), обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).
Для реализации указанного права гражданина обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п.1 ст.9 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1); запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (п. 2); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п. 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (п. 5).
Постановлением Главы Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕР «Об официальной публикации правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления и иных официальных материалов Златоустовского городского округа» в соответствии с Федеральным законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Златоустовского городского округа установлено, что официальными печатными изданиями для публикации правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления и иных материалов публичного характера являются газеты "Златоустовский рабочий" и "Златоустовская панорама".
Как следует из п. 25 Правил организации работы с обращениями граждан в Администрации Златоустовского городского округа, утвержденных Постановлением Главы Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕРп, ответы должны содержать конкретную и четкую информацию по вопросам, поставленным гражданами в обращении.
Как следует из материалов дела, ДАТА года Морозов А.И. обратился в Администрацию Златоустовского городского округа с запросом НОМЕР о предоставлении ему информации: постановления Главы г. Златоуста о границах судебных участков г. Златоуста, адресов, карт, данных мировых судей, их адресов и телефонов; данных депутатов г. Златоуста, данных депутатов от г. Златоуста в Законодательном Собрании Челябинской области; ознакомлении его с документами, на основании которых уничтожены парковые насаждения в районе швейной фабрики и построена на его месте автостоянка л.д. 18).
На обращение Морозова А.И., поступившее в Администрацию Златоустовского городского округа, ДАТА года исполняющая обязанности главы Златоустовского городского округа ФИО9 сообщила, что постановление Главы Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕРп «О границах судебных участков в Златоустовском городском округе» официально опубликовано в городской газете «Златоустовский рабочий» от ДАТА года. Результаты выборов депутатов Собрания депутатов Златоустовского городского округа, состоявшихся ДАТА года, опубликованы в газете «Златоустовский рабочий» от ДАТА года. Депутатами Законодательного Собрания Челябинской области от Златоустовского городского округа, созыв ДАТА-ДАТА.г., являются ФИО8, ФИО7 и ФИО6. Документы, на основании которых уничтожены парковые насаждения в районе швейной фабрики, переданы в архив по истечении пятилетнего срока хранения. Администрация ЗГО данными документами не располагает л.д.19).
Исходя из заявленных требований, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, в рамках данного гражданского дела доказыванию подлежат наличие (отсутствие) фактов нарушения Администрацией Златоустовского городского округа прав Морозова А.И. на предоставление информации, в связи с чем были нарушены его права, свободы и законные интересы.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.Согласно п.5 ст. 4 Закона Челябинской области от ДАТА года НОМЕРЗО «О порядке назначения и деятельности мировых судей Челябинской области» границы судебных участков, их номера определяются решениями глав муниципальных образований, принятыми на основе предложений Государственного комитета по обеспечению деятельности мировых судей Челябинской области (далее - Государственный комитет), согласованных с председателем областного суда.
Постановлением Главы Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕРп «О границах судебных участков в Златоустовском городском округе» утверждены границы судебных участков в Златоустовском городском округе. Указанное постановление опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДАТА года.Согласно ст. 72 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов по избирательному округу, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, избирателям, участникам референдума, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), комиссии референдума, определяющие результаты референдума, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу, результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов, референдума. Официальное опубликование результатов выборов, референдума, а также данных о числе голосов, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования. Комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись итоги голосования, результаты выборов, референдума в соответствующих комиссиях. Законом опубликование (обнародование) перечисленных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, действовавших на территории избирательного округа, может быть возложено на соответствующую окружную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".
Результаты выборов в Собрание депутатов Златоустовского городского округа, состоявшихся ДАТА года, опубликованы в газете «Златоустовский рабочий» от ДАТА года.
Информация о депутатах от города Златоуста в Законодательном Собрании Челябинской области была приведена в ответе Администрации Златоустовского городского округа с указанием фамилии, имени, отчества трех избранных депутатов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией Златоустовского городского округа при ответе Морозову А.И. правомерно указано о возможности ознакомления с запрашиваемой информацией о мировых судьях г. Златоуста и депутатов Собрания Златоустовского городского округа в средстве массовой информации - газете «Златоустовский рабочий», являющейся официальным печатным изданием. Оснований для переадресации запроса Морозова А.И. в указанной части другому компетентному органу не имелось.
Запрашиваемая Морозовым А.И. информация размещена в газете «Златоустовский рабочий», дата опубликования сведений сообщена заявителю в ответе Администрации Златоустовского городского округа, препятствий для её получения не имеется, каких-либо условий для получения информации заявителю не предъявлялось.
Довод заявителя о том, что не обеспечив возможность ознакомиться с границами судебных участков, их адресами, картами, ФИО мировых судей, Администрация тем самым затруднила его доступ к правосудию, вследствие чего он не может определить подсудность по месту нахождения ответчика, не может обратиться к мировым судьям для защиты своих прав, суд считает необоснованным, поскольку права на судебную защиту, предусмотренное ст. ст. 46, 47 Конституции РФ, а также ст. 3 ГПК РФ, Администрация Златоустовского городского округа Морозова А.И. не лишала. Кроме того, заявитель не лишен возможности обратиться в вышестоящий суд с просьбой определить подсудность его возможного спора.
Из уточненного заявления Морозова А.И. следует, что непредставление администрацией Златоустовского городского округа информации об уничтожении парковых насаждений в районе швейной фабрики затрагивает его права и законные интересы, поскольку он лично садил эти деревья л.д.26).
Комиссией по землеотводам Златоустовского городского округа ДАТА года было принято решение по заявке ООО «Лера» на передачу земельного участка на территории, прилегающей к зданию швейной фабрики, с целью его благоустройства и организации функционального зонирования территории эксплуатируемого здания швейной фабрики. Вынесено решение Управлению архитектуры и градостроительства проработать варианты благоустройства указанного участка и предоставить материалы для рассмотрения вопроса на заседание комиссии по инфраструктуре Городского собрания депутатов. Указанное решение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДАТА года л.д.34).
Решением Златоустовского городского собрания депутатов от ДАТА года НОМЕР участок территории, прилегающей к швейной фабрике передан ООО «Лера» для организации парковки легковых автомобилей с условием благоустройства сквера по утвержденному Златоустовским городским Собранием проекту л.д.33).
В соответствии с актом предварительного согласования места размещения объекта от ДАТА года НОМЕРсоц. с восточной и южной стороны здания швейной фабрики выполнено благоустройство территории согласно разработанного и согласованного проекта, имеются зеленые насаждения - деревья и кустарники л.д.31-32).
Распоряжением Главы г. Златоуста от ДАТА года НОМЕР утвержден акт НОМЕРсоц. от ДАТА года предварительного согласования места размещения объектов благоустройства. ООО «Лера» разрешена разработка проектно-сметной документации и проведение благоустройства территории, прилегающей к зданию швейной фабрики, в том числе замене зеленых насаждений л.д. 35).
Решением Златоустовского городского собрания депутатов от ДАТА года НОМЕР утвержден план благоустройства территории, прилегающей к швейной фабрике л.д.33).
На основании изложенного можно сделать вывод, что при проведении благоустройства территории, прилегающей к швейной фабрике, парковые насаждения, располагающиеся на данной территории, не уничтожались, а были заменены.
Довод заявителя о том, что уничтожение парковых насаждений привело к нарушению его права на благоприятную окружающую среду, суд находит надуманным, поскольку в судебном заседании достоверно было установлено, что в районе швейной фабрики произошла замена зеленых насаждений, а не их уничтожение.
Действующее законодательство не связывает обязанность обладателя информации по её предоставлению с материальными возможностями лица, запрашивающего информацию, на ее получение.
Ссылки заявителя на то, что экономические возможности для оплаты заказных писем и отсутствие бумаги ограничивают его в получении информации из тех источников, которые были указаны в ответе Администрации Златоустовского городского округа, не свидетельствуют о лишение его доступа к запрошенной информации.
Доступ к информации он вправе реализовать в порядке, указанном в ответе на его запрос. Судебная защита возможна только в случае нарушения прав, а права заявителя не нарушены.
Поскольку в судебном заседании установлено, что действия Администрации Златоустовского городского округа по рассмотрению запроса Морозова А.И. не противоречат требованиям действующего законодательства, следовательно, не нарушают права заявителя на предоставление информации, то оснований для удовлетворения заявления Морозова А.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Морозова Александра Ивановича о признании незаконным бездействия Администрации ЗГО по непредоставлению ему запрашиваемой информации, непереадресации запроса в компетентные органы, восстановлении его прав, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий С.Л. Закирова