Дело НОМЕР
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДАТА г.
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску прокурора г.Златоуста в интересах Окишевой Ванды Васильевны к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным в части распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Златоуста в интересах Окишевой В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Златоустовского городского округа, в котором просит признать незаконным и отменить пп.1 п.1 распоряжения главы Златоустовского городского округа (далее - ЗГО) от ДАТА г. НОМЕР, признать за Окишевой В.В. право на улучшение жилищных условий, право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, возложить обязанность восстановить ее в очереди на улучшение жилищных условий и включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, а также в резерв на получение жилищных субсидий.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Окишева В.В. постановлением главы г.Златоуста от ДАТА г. НОМЕР была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет. С ДАТА г. Окишева В.В. является инвалидом 2 группы бессрочно. В соответствии с ФЗ от ДАТА г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Челябинской области от ДАТА г. НОМЕР «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до ДАТА года» Окишева В.В. ДАТА г. обратилась в отдел жилищной политики администрации ЗГО с заявлением о включении ее в список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории Челябинской области. Подпунктом 1 пункта 1 распоряжения Главы ЗГО от ДАТА г. НОМЕР Окишева В.В. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием снятия ее с учета явилось то обстоятельство, что она надлежащим образом обеспечена жилым помещением по нормам, установленным на территории ЗГО, и у нее отпали основания дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма. Считает решение Администрации ЗГО о снятии Окишевой В.В. с учета незаконным, поскольку при принятии решения не учтено, что АДРЕС в г.Златоусте, расположена в цокольном этаже, и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00.
В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Истец Окишева В.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом л.д.58), просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика Администрации ЗГО Соснина Т.В., действующая на основании доверенности л.д.62), в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив суду, что на момент вынесения распоряжения Окишева В.В. была обеспечена жилым помещением по норме предоставления. Сведений о том, что квартира, в которой она проживает, принадлежит ей на праве собственности в учетном деле, имеющемся в администрации ЗГО, не было. Также не было сведений о том, что квартира является непригодной для проживания. В установленном законом порядке не признано, что квартира Окишевой В.В. не отвечает санитарным требованиям к жилым помещениям.
Представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. л.д.57,60). Министерство социальных отношений Челябинской области просило рассмотреть дело без их участия л.д.61).
В отзыве на исковое заявление Министерство социальных отношений Челябинской области указало, что Окишева В.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации г.Златоуста с ДАТА года. По состоянию на ДАТА года в областном реестре, сформированном Министерством социальных отношений Челябинской области, заявитель значится под номером НОМЕР. Однако, в соответствии со статьей 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по утрате ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Златоуста в интересах Окишевой В.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего до ДАТА г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Пунктом 1 ст.51 ЖК РФ установлены критерии для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, к которым отнесены в том числе, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Окишева В.В. на основании постановления Главы г.Златоуста от ДАТА г. НОМЕР л.д.13), была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий за НОМЕР по третьему общему списку.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно справке МСЭ л.д.20), с ДАТА г. Окишевой В.В. установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
В соответствии со ст.1 Закона Челябинской области от 28 января 2010 г. N528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в установленных настоящим Законом формах и в порядке, определяемом настоящим Законом и Правительством Челябинской области, в том числе, инвалидам, вставшим на учет до 1 января 2005 года.В целях реализации Закона Челябинской области "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006г. N 149-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, согласно которому, органами местного самоуправления составляются списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение субсидии граждан.
Администрацией ЗГО ДАТА. было направлено извещение Окишевой о том, что она включена в список граждан, претендующих на получение субсидий на приобретение жилья в ДАТА г. и предложено для формирования дела представить документы по приведенному списку. л.д.14)
ДАТА г. Окишевой В.В. было подано заявление Главе администрации ЗГО о включении ее в список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность. л.д.15).Распоряжением Главы ЗГО НОМЕРр от ДАТАг. на основании ст. 56 ЖК РФ Окишева В.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма л.д.26).
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика такое решение было принято в связи с тем, что Окишева обеспечена жильем общей площадью, превышающей учетную норму и норму предоставления в г.Златоусте.
В соответствии с п. 2 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Окишева В.В. является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС, на основании договора купли-продажи от ДАТА г. л.д.18), зарегистрированного БТИ г.Златоуста ДАТА г. (справкал.д.17).
Согласно справке МУП «РКБ» л.д. 19), Окишева В.В. с ДАТА г. постоянно зарегистрирована в АДРЕС в г.Златоусте. Общая площадь указанной квартиры составляет 37,3 кв.м., жилая площадь - 12,2 кв.м. (карточка лицевого счетал.д.19, инвентарное делол.д.63-65).
Общая площадь указанной квартиры превышает установленную Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 6 мая 2009 г. N22-ЗГО "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений" учетную норму площади жилого помещения - 9 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и в отдельных квартирах многоквартирных домов.
Поскольку Окишевой В.В. была приобретена в собственность однокомнатная квартира общей площадью 37,3 кв.м., что значительно превышает учетную норму по ЗГО, то у нее отпали основания состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, пп.1 п.1 распоряжения главы ЗГО НОМЕР-р от ДАТА. о снятии Окишевой В.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является законным и обоснованным, а требования прокурора о признании данного решения незаконным и возложении обязанности восстановить ее на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворению не подлежат.
Не подлежат удовлетворению также и требования прокурора о признании за Окишевой права на улучшение жилищных условий и права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку основанием для предоставления жилья является нуждаемость в жилом помещении, а истец в настоящее время утратил основания состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование своих требований прокурор указывает на то, что Окишева В.В. имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку принадлежащая ей квартира не соответствует санитарным требованиям, т.к. расположена в цокольном этаже, что в силу п.23 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о несоответствии квартиры Окишевой требованиям к жилым помещениям. Поскольку у администрации имелись сведения о расположении квартиры в цокольном этаже, решение о снятии истицы с учета является преждевременным.
Однако, суд находит данные доводы ошибочными и основанными на неверном толковании закона.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47.
Данное Положение устанавливает помимо требований к жилому помещению также порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. (п.1 Положения)
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).(п.47 Положения) При этом признание помещения непригодным для проживания производится по основаниям, предусмотренным п.п.33-41 Положения.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами постановлением Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от ДАТА г. N29-п была создана межведомственная комиссия Златоустовского городского округа для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в задачи которой входит рассмотрение вопросов, связанных с признанием помещений муниципального жилищного фонда жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и принятие по ним одного из решений, в числе которых, о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Анализ вышеуказанных норм, позволяет суду прийти к выводу, что решение вопроса о соответствии жилого помещения установленным требованиям отнесено только к компетенции вышеуказанной комиссии. Администрация ЗГО не наделена правом самостоятельно принимать подобные решения.
Поскольку ответчику Окишевой не было представлено заключение комиссии о несоответствии принадлежащей ей квартиры требованиям, установленным к жилым помещениям, то у администрации ЗГО не было оснований сохранять за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по пп.3 п.1 ст.51 ЖК РФ.
Также и суду не представлено доказательств того, что однокомнатная благоустроенная квартира НОМЕР общей площадью 37,3 кв. м. по адресу АДРЕС, дом НОМЕР, была признана межведомственной комиссией ЗГО не пригодной для проживания. Тот факт, что квартира находится на цокольном этаже, сам по себе не может являться основанием для признания Окишевой нуждающейся в жилом помещении. Истец с момента приобретения квартиры в ДАТА году и по настоящее время проживает в ней, однако не получала заключения вышеуказанной межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) своего жилья для проживания.
Доводы прокурора о том, что непригодность квартиры для проживания подтверждается заключением ТО Роспотребнадзора в г.Златоусте и Кусинском районе от ДАТАг. л.д.28), суд также не может принять во внимание. Данное заключение подлежит оценке вышеуказанной межведомственной комиссией при проведении соответствующего обследования квартиры Окишевой в совокупности с иными доказательствами.
Заключение Роспотребнадзора также не может являться для суда основанием для признания квартиры Окишевой непригодной для проживания. Поскольку разрешение вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания находится в ведении специального органа, и в силу ст.10 Конституции РФ не отнесено к компетенции суда, то оно не подлежит рассмотрению в судебном порядке. В данной ситуации предметом судебного разбирательства может являться действие (бездействие) данного органа.
На основании вышеизложенного, суд считает требования прокурора г.Златоуста в интересах Окишевой В.В. о признании незаконным в части распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании права на получение мер социальной поддержки не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать прокурору г.Златоуста в удовлетворении исковых требований в интересах Окишевой Ванды Васильевны к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным в части распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании права на получение мер социальной поддержки.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.Ю.Фомин