О признании распоряжения незаконным



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Максимова А.Е.,

при секретаре Сержантове Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ляховка Георгия Сергеевича к Администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок,

у с т а н о в и л :

Ляховка Г.С. обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее - Администрации ЗГО) о признании распоряжения «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» от ДАТА года НОМЕРр в части отказа в отводе земельного участка незаконным, возложении обязанности выделить земельный участок примерной площадью 700 кв.м. по адресу: АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование заявления сослался на то, что ДАТА года обратился в Администрацию ЗГО с заявлением об отводе земельного участка примерной площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС для ведения личного подсобного хозяйства. ДАТА года из газеты «Златоустовский рабочий», в которой был опубликован протокол комиссии по землеотводам от ДАТА года НОМЕР, утвержденный Распоряжением Администрации ЗГО от ДАТА года НОМЕРр, он узнал об отказе в отводе ему земельного участка. Указанное распоряжение считает незаконным, поскольку в отношении спорного земельного участка не проведены работы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, а также не определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, участок не может быть предметом торгов.

В судебное заседание истец Ляховка Г.С. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Васильев Ю.В., допущенный к участию в деле определением суда, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Суду пояснил, что Ляховка Г.С. обратился с заявлением об отводе земельного участка в комиссию по землеотводам Администрации ЗГО. Ляховка Г.С. заинтересован в получении в аренду земельного участка по адресу: АДРЕС, для целей, не связанных со строительством и не планировал возведение на данном участке жилого дома. Встречных заявок на отвод земельного участка не имелось, в связи с чем полагает подлежащим применению положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ, а не ст. 30, 30.1 ЗК РФ, а также Закон «О личном подсобном хозяйстве». Ссылку представителя администрации о проведении торгов в отношении земельного участка полагает необоснованной, поскольку истец обратился в комиссию в землеотводам, а не Комитет по управлению имуществом ЗГО, полномочный решать вопросы о передаче земельного участка в собственность, указав целевым использованием участка именно ведение личного подсобного хозяйства.

Представитель ответчика Администрации ЗГО Мезенов Е.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать. Суду пояснил, что права истца не нарушены, так как он может принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Златоустовского городского округа регламентирован Земельным кодексом РФ, Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, утв. Решением Златоустовского городского собрания депутатов от ДАТА года НОМЕР (далее - Положение). Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа. Согласно п. 9 Положения, в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта гражданина или иного документа, удостоверяющего личность; 2) надлежащим образом оформленная доверенность, если заявление подается представителем гражданина или юридического лица. Заявители вправе представить иные документы, определяющие местоположение испрашиваемого земельного участка. Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату. В соответствии с п.3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Таким образом, действующее законодательство не ограничивает органы местного самоуправления на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что комиссия по землеотводам вынесла обоснованное и мотивированное решение, которое утверждено законным распоряжением Администрации ЗГО л.д. 12).

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Ляховкой Г.С. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от ДАТА года НОМЕР утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте.Разделом 3 указанного положения регламентирован Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, согласно которому Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете «Златоустовский рабочий». Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п. 9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта гражданина или иного документа, удостоверяющего личность; 2) надлежащим образом оформленная доверенность, если заявление подается представителем гражданина или юридического лица. Заявители вправе представить иные документы, определяющие местоположение испрашиваемого земельного участка (п. 10). Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет Администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления. В случае, если в отношении одного и того же земельного участка поступило более одного заявления, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается в пользу заявителя, подавшего заявку ранее других заявителей, если иное не установлено Законом или положением (п. 11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения; 2) соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п. 12). Администрация округа в случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным критериям в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (п. 13). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п. 14).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Ляховка Г.С. обратился в Комиссию по землеотводам с заявлением об отводе земельного участка примерной площадью 700 кв.м. по адресу: АДРЕС для ведения личного подсобного хозяйства.

Распоряжением администрации ЗГО от ДАТА года НОМЕРр утвержден протокол комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования от ДАТА НОМЕР, п.п. 1 пункта 4 которого МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» поручено сформировать земельные участки, после чего организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельных участков, в том числе примерной площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства. Указанное Распоряжение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» л.д. 8).

Согласно ответу Администрации ЗГО на запрос суда, указанное решение следует расценивать, как отказ в предоставлении земельного участка, однако заявитель может принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства л.д. 29).

Ляховка Г.С. считает указанное решение незаконным.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Со ссылкой на указанные нормы права представитель ответчика в ответе на запрос суда указывает, что использование приусадебного земельного участка связано со строительством жилого дома и иных объектов строительства, предназначенных для целей ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем земельный участок по адресу: АДРЕС выставлен на торги в соответствии с п. 2 ст. 30, п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ л.д. 28-29).

Распространение на рассмотрение заявления Ляховки Г.С. об отводе земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по аналогии процедуры, предусмотренной для рассмотрения заявления об отводе земельного участка для строительства, является необоснованным, нарушающим права истца.

Осуществление на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, строительства жилого дома не может быть предопределено на момент принятия решения об отводе участка, поскольку является правом истца, которым он может воспользоваться в любое время с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Доводы представителя ответчика о возможности предоставления истцу земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах не может быть признана состоятельной, поскольку п.2 ст. 30 ЗК РФ, на который ссылается представитель ответчика, предусматривает проведение торгов лишь в отношении земельных участков, предоставляемых в собственность для строительства.

Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте также не предусматривает проведение торгов в отношении предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Кроме того, в соответствии с п.5 Положения, выставление земельного участка или права аренды земельного участка для строительства на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией.

Из содержания заявления следует, что истец не просил предоставить ему земельный участок для строительства в собственность, его заявка на предоставление участка была единственной.

С учетом изложенного, ссылка представителя ответчика на положения п. 11 ст. 30 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также ст. 30.1 ЗК РФ об особенностях предоставления земельных участков для жилищного строительства, к правоотношениям сторон не применима.

Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании, спорный земельный участок необходим Ляховке Г.С. исключительно для ведения личного подсобного хозяйства на условиях аренды, осуществлять на нем строительство и приобретать право собственности на участок он не намерен.

Из протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования от ДАТА года НОМЕР следует, что в результате рассмотрения заявления Ляховки Г.С. МУ «КУИ ЗГО» рекомендовано сформировать земельный участок и организовать проведение торгов на предоставление земельного участка в аренду, тогда как в соответствие со ст. 34 ЗК РФ уполномоченный орган должен был утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и последующего предоставления кадастрового паспорта в соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно заявлению об отводе земельного участка л.д. 4), оно содержит всю информацию, а также приложения, предусмотренные п. 10 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте.

Как следует из ответа Администрации ЗГО на запрос суда, заявка Ляховки Г.С. на отведение земельного участка примерной площадью 700 кв.м. по адресу: АДРЕС, была единственной л.д. 29).

Согласно Уведомлений Златоустовского отдела Управления Росреестра по Челябинской области, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: АДРЕС л.д. 5), в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации прав на указанный объект отсутствуют л.д. 6).

По данным технической инвентаризации от ДАТА года на указанном земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют (справка,л.д. 7).

Место нахождения и цели использования земельного участка, указанные в заявлении, соответствуют виду его разрешенного использования, его площадь не превышает предельные нормы предоставления земельных участков.

До настоящего времени МУ КУИ ЗГО не провело работы по формированию данного земельного участка, в связи с чем он не может являться предметом торгов.

При таких обстоятельствах у Администрации ЗГО отсутствовали основания для отказа Ляховке Г.С. в отводе земельного участка примерной площадью 700 кв.м. по адресу: АДРЕС для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем требования истца о признании незаконным распоряжения «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» от ДАТА года НОМЕРр в части отказа в отводе земельного участка являются законными и обоснованными. На Администрацию ЗГО следует возложить обязанность выделить Ляховке Г.С. указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Ляховки Георгия Сергеевича удовлетворить.

Признать Распоряжение администрации Златоустовского городского округа «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» от ДАТА года НОМЕРр в части отказа в отводе земельного участка незаконным.

Возложить на Администрацию ЗГО обязанность предоставить Ляховке Георгию Сергеевичу земельный участок примерной площадью 700 кв.м., расположенный по адресному ориентиру: АДРЕС на условиях аренды для ведения личного подсобного хозяйства в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий А.Е. Максимов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200