Дело НОМЕР г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА г. г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.,
при секретаре Бедрик М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с участием прокурора Казаковой Т.Б., истца Белобровой О.В., представителя ответчика администрации ЗГО Костной Н.Д.
гражданское дело по иску прокурора г.Златоуста в интересах Белобровой Оксаны Владимировны к администрации Златоустовского городского округа об обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста в интересах Белобровой О.В. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее - администрация ЗГО), просит обязать ответчика предоставить истице на семью, состоящую из двух человек: Белобровой О.В. и её сына ФИО5, ДАТА г.р., вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению 26,6 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте г. Златоуста л.д. 2-5).
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что истице на праве собственности принадлежала однокомнатная квартира НОМЕР по адресу: АДРЕС, дом НОМЕР, общей площадью 26,6 кв.м, в которой проживали истица, её муж ФИО6, сын ФИО5, ДАТА г.р. Указанный жилой дом в результате произошедшего в нём пожара в ДАТА г. заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу. Семье Белобровой в ДАТА г. было предоставлено жилое помещение в маневренном жилом фонде по адресу: АДРЕС. Несмотря на то, что в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 57, ч.1, 2 ст. 89 ЖК РФ истица имеет право на предоставление жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма вне очереди, ответчик на неоднократные обращения истицы жилое помещение не предоставляет, ссылаясь на возможность предоставления жилья в порядке очередности по реестру ветхоаварийного жилья ЗГО и по мере финансирования программы «Расселение граждан из ветхоаварийных жилых помещений».
В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям.
Истица Белоброва О.В. просит иск удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что ответчик предлагал ей по договору социального найма комнату жилой площадью 18,7 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире НОМЕР по АДРЕС, д НОМЕР в г. Златоусте. С таким вариантом она не согласилась, поскольку ранее имела отдельную однокомнатную квартиру и проживать с семьей квартире с подселением не желает, указанная квартира не приспособлена для проживания нескольких семей. На предложение ответчика написать заявление о получении выкупной цены принадлежащей ей квартиры, находящейся в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, она не ответила, поскольку с ним не согласна, считает, что ответчик обязан обеспечить её отдельной квартирой, кроме того, решения об изъятии её жилого помещения для государственных или муниципальных нужд не принималось. Её жилье стало не пригодным для проживания не по её вине, а в результате пожара, который произошел из-за неисправной проводки в коридоре одной из принадлежащих муниципальному образованию ЗГО квартиры.
Представитель ответчика администрации ЗГО ФИО7, действующая по доверенности НОМЕР от ДАТА г. л.д. 30) с исковыми требованиями не согласна по изложенным в отзыве на иск основаниям л.д. 31-32). Указала, что органы местного самоуправления не вправе обеспечивать граждан жилыми помещениями по договору социального найма, если они не признаны малоимущими и не состоят на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истица не признана малоимущей, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит. В силу ст. 32 ЖК РФ и Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу, утвержденного постановлением Главы ЗГО НОМЕРп от ДАТА г., истица вправе по своему выбору получить выкупную цену своего жилого помещения либо другое благоустроенное жилое помещение в счет выкупной цены, но на такое предложение истица не ответила. Статьи 85-89 ЖК РФ, на которые в обоснование иска ссылается истец, в данном случае применяться не могут, поскольку распространяются только на граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Белобровой О.В. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истица на основании договора купли-продажи от ДАТА г. является собственником однокомнатной квартиры НОМЕР по АДРЕС, дом НОМЕР в г. Златоусте л.д. 10,11).
В указанной квартире с ДАТА г. зарегистрированы по месту жительства истица и её сын ФИО5, ДАТА г.р. л.д.7,8, 15,17-19). Муж истицы ФИО6 зарегистрирован по месту жительства в АДРЕС л.д. 43-44).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма предоставляется из государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьями 51 и 52 ЖК РФ определен порядок и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одним из таких оснований, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, является проживание граждан в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно акту НОМЕР от ДАТА г. об отнесении жилого помещения муниципального жилищного фонда к категории непригодного (пригодного) для проживания межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением Главы ЗГО НОМЕРп от ДАТА г. «О межведомственной комиссии Златоустовского городского округа по рассмотрению вопросов признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания», при обследовании жилого дома по АДРЕС, НОМЕР было установлено, что жилой дом ДАТА года постройки с износом 55%, на момент обследования в доме никто не проживает. Пожаром повреждена кровля на 80%, полностью повреждены стены второго этажа, отопление отсутствует, частично выгорели межэтажные перекрытия, полностью выгорели квартиры 1,3, при тушении пожара были залиты водой квартиры 2,4,6,8 в связи с этим произошли обрушения перекрытий, оконные и дверные блоки отсутствуют. На основании изложенного комиссия пришла к выводу об отнесении указанного жилого дома к категории непригодных для проживания л.д. 12).
На основании распоряжения Главы ЗГО НОМЕР от ДАТА г. с истицей был заключен договор социального найма на жилое помещение в маневренном жилом фонде сроком на один год - комнату НОМЕР жилой площадью 14,0 кв.м по АДРЕС л.д. 45-46).
Как следует из пояснений сторон, летом ДАТА г. жилой дом по АДРЕС, НОМЕР фактически был снесен.
Распоряжением Главы ЗГО НОМЕРр от ДАТА г. «О признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания», жилые помещения по адресам, указанным в приложении НОМЕР, в том числе принадлежащая на праве собственности истице квартира по АДРЕС дом НОМЕР кв. НОМЕР, признаны непригодными для проживания л.д. 25).
На неоднократные обращения Белобровой О.В. к ответчику по вопросу предоставления жилого помещения ей разъяснялось, что дом НОМЕР по АДРЕС в г. Златоусте включен в реестр ветхоаварийного жилья в хронологическом порядке и жилое помещение будет предоставлено истице в порядке существующего реестра и финансирования программы «Расселение граждан из ветхоаварийных жилых помещений» из федерального бюджета л.д. 14, 16).
В ДАТА г. истице было предложено ответчиком подать заявление о предоставлении выкупной цены жилого помещения без предоставления другого жилого помещения либо предоставлении другого благоустроенного жилого помещения в счет выкупной цены по соглашению л.д. 47-48). Из пояснений истицы следует, что от такого варианта истица отказалась, поскольку нуждается в предоставлении жилого помещения, кроме признанного непригодным для проживания, иного жилья не имеет, считает, что имеет право на предоставление отдельной квартиры по договору социального найма.
В ДАТА г. ответчик предложил истице для предварительного осмотра жилое помещение - комнату площадью 18,7 кв.м в трехкомнатной квартире по адресу: АДРЕС л.д. 9), истица от предоставления указанной комнаты отказалась, поскольку ранее занимала отдельную однокомнатную квартиру.
Доводы прокурора в обоснование предъявленных в интересах Белобровой О.В. исковых требований основаны на законе.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 6 ст. 57 ЖК РФ установлено, что комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ, то есть при вселении в освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире. Белобровой О.В. же ответчиком предложена комната в коммунальной квартире в порядке обеспечения жильем в связи с признанием принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания, что закону противоречит.
Статьей 85 ЖК РФ определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из него с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст.ст. 87, 89 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, при этом, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Частью 7 ст. 57 ЖК РФ установлено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Согласно техническому паспорту жилого помещения - квартиры НОМЕР в доме НОМЕР по АДРЕС в г. Златоусте л.д. 33,34), копии договора купли-продажи от ДАТА г. л.д. 10), свидетельству о государственной регистрации права собственности истицы на указанную квартиру от ДАТА г. л.д. 11), площадь принадлежащего истице жилого помещения составляет 26,6 кв.м.
Кроме того дом, в котором находится квартира истца, является многоквартирным, построенным в ДАТА-м году, при этом четыре квартиры НОМЕР,НОМЕР,НОМЕР,НОМЕР находятся в муниципальной собственности, четыре квартиры НОМЕР,НОМЕР,НОМЕР,НОМЕР, в том числе квартира истицы - в собственности граждан л.д. 25).
Дом пришел в состояние, непригодное для проживание по причинам, не зависящим от действий истицы, проживающей в своей квартире с ДАТА года л.д. 7,15,17,18), а в силу произошедшего в ДАТА г. пожара л.д. 12,13). Летом ДАТА г. дом был снесен, что подтверждается представителем администрации ЗГО. Таким образом, проживание семьи истицы в жилом доме НОМЕР по АДРЕС в г. Златоусте объективно невозможно.
Учитывая изложенное, суд считает, что Белоброва О.В. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ст. 85, 87 ЖК РФ.
Доводы представителя ответчика администрации ЗГО о том, что п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 85-89 ЖК РФ распространяется на граждан, занимающих жилые помещения исключительно по договорам социального найма, при условии, что они являются малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд считает несостоятельными.
Указанные нормы ЖК РФ формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет.
Нахождение гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч 5 ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Несостоятельными суд считает и доводы ответчика о том, что в соответствии со ст. 32 ЖК РФ истица, как собственник признанного не пригодным для проживания жилого помещения, вправе получить выкупную цену жилого помещения, либо благоустроенное жилое помещение в счет выкупной цены по соглашению, не основаны на законе, поскольку ст. 32 ЖК РФ регулирует порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению об изъятии, которое принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Вместе с тем, решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой дом НОМЕР по АДРЕС в г.Златоусте, соответствующим органом не принималось, что ответчиком не оспорено.
Утвержденное Постановлением Главы ЗГО НОМЕРп от ДАТА г. Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу и выкупа помещений, являющихся собственностью граждан и юридических лиц», на нормы которого также ссылается ответчик л.д. 40-42), регулируют порядок и условия выкупа у собственников жилых помещений, подлежащих изъятию в связи с принятием решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу дома (пункты 2, 13). Однако, как следует из пояснений представителя ответчика, решений о признании многоквартирного жилого дома НОМЕР по АДРЕС в г. Златоусте аварийным и подлежащим сносу (п.4 Положения), а равно как и об изъятии у истицы жилого помещения в связи со сносом жилого дома либо в связи с признанием жилого дома аварийным, органом местного самоуправления также не принималось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Белобровой Оксаны Владимировны к администрации Златоустовского городского округа об обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма, - удовлетворить.
Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Белобровой Оксане Владимировне на состоящую из двух человек семью: Белобровой О.В. и её сына ФИО5, ДАТА г.р., вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению 26,6 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте г. Златоуста.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий Е.Ю.Квашнина