Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.,
при секретаре Курчатовой Т.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Вилкова Евгения Юрьевича к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности выделить земельные участки на правах аренды,
у с т а н о в и л:
Вилков Е.Ю. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа НОМЕР от ДАТА г. «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» в части, отказывающей в предоставлении ему земельного участка, примерной площадью 250 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, район трамвайного кольца, под размещение временного сооружения - открытой парковки для автомобилей, и примерной площадью 880 кв.м. по адресу АДРЕС, район трамвайного кольца, под размещение временного сооружения - закрытой парковки для автомобилей, а также возложении обязанности выделить ему земельные участки на правах аренды.
В обоснование заявленных требований указал, что ДАТАг. он обратился в комиссию по землеотводам ЗГО с заявлением об отводе указанных земельных участков. Из газеты «Златоустовский рабочий» ДАТАг. ему стало известно об отказе в отводе земельных участков. И рекомендовано обратиться в собрание депутатов ЗГО для проведения публичных слушаний по вопросу условно разрешенного вида использования земельных участков. Решением собрания депутатов ЗГО НОМЕР от ДАТАг. назначены публичные слушания, которые проведены в 17-00 часов ДАТАг., о чем составлен протокол, в котором указано, что все проголосовали «за». Все документы были представлены в Администрацию ЗГО для отвода земельных участков. ДАТАг. из газеты ему стало известно о том, что ему оказано в отводе земельных участков, с чем он не согласен. Поскольку считает, что законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок в порядке и на условиях установленных ЗК РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Определениями суда л.д. 31, оборот) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены от ДАТАг. Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом ЗГО», определением от ДАТАг. л.д. 50) - Муниципальное унитарное предприятие «Автохозяйство Администрации ЗГО».
Истец Вилков Е.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца - Васильев Ю.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме. Суду пояснил, что Считаем, что срок подачи встречной заявки был пропущен. В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ сначала должна поступить заявка на отвод участка. С момента публикации должно пройти не более месяца до подачи заявки на отвод земельного участка. Срок подачи заявки необходимо рассчитывать с ДАТАг.
Представитель ответчика Администрации ЗГО - Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, пояснив суду, что заявление Вилкова Е.Ю. об отводе было рассмотрено по существу. Решение по повторной заявке было также принято, после чего назначены торги. Повторно в отводе отказывать нет необходимости. Заявитель, которому отказано, может принимать участие в торгах. Не считает, что права Вилкова были нарушены.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом ЗГО», Муниципального унитарного предприятия «Автохозяйство Администрации ЗГО» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Вилковым Е.Ю. требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как следует из искового заявления, истец обратился с заявлением к Главе ЗГО ДАТАг. л.д. 6-7) с заявлениями об отводе земельных участков площадью 238 кв.м. и 875 кв.м. по адресу: АДРЕС, район трамвайного кольца. Как указал истец, им было подано заявление с предварительным согласованием мест размещения объектов, которое не предусматривает проведение торгов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Процедура выбора земельного участка предусмотрена ст. 31 ЗК РФ, в силу п.1 которой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Таким образом, данная статья регулирует процедуру выбора земельных участков в тех случаях, когда предполагается строительство различного рода объектов, включающих в себя несколько этапов.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п.3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (п. 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 7).
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от ДАТА года НОМЕР утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, согласно которому для разрешения вопроса об отводе земельного участка для строительства заявитель обращается в комиссию по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования (далее - комиссия по землеотводам) с заявлением о предоставлении земельного участка (п.п.1 п.6).Комиссия по землеотводам по результатам рассмотрения заявления принимает одно из следующих решений: об отводе земельного участка и утверждении проекта его границ (схемы земельного участка на выкопировке из плана города); об отказе в предоставлении земельного участка (п.п.2 п.6).
Решение комиссии публикуется в газете «Златоустовский рабочий» (п.п.3 п.6).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДАТАг. Вилков Е.Ю. обратился в Главе ЗГО об отводе земельного участка площадью 238 кв.м. по адресу: АДРЕС, район трамвайного кольца, под размещение временного сооружения - открытой парковки для автомобилей л.д. 6), а также с заявлением л.д. 7) об отводе земельного участка площадью 875 кв.м. по указанному адресному ориентиру для строительства закрытой автостоянки.
Распоряжением администрации ЗГО НОМЕРр от ДАТАг. в удовлетворении заявки Вилкова Е.Ю. на отвод земельных участков отказано. Заявителю рекомендовано обратиться в собрание депутатов ЗГО для проведения публичных слушаний по вопросу условно разрешенного вида использования земельных участков.
Из смысла ст. 31 ЗК РФ следует вывод о том, что по заявлению Вилкова Е.Ю. об отводе земельных участков площадью 238 кв.м. и площадью 875 кв.м. по адресу: АДРЕС, район трамвайного кольца должна была быть проведена определенная процедура выбора указанных земельных участков.
Первый этап, включающий в себя обращение Вилкова Е.Ю. с заявлением об отводе земельных участков, которое по- мнению суда, предполагалось по своему смыслу заявление о выборе земельных участков в орган местного самоуправления, был соблюден истцом. На что комиссия по землеотводам в своем протоколе НОМЕР от ДАТАг., извлечение л.д. 20) отказала истцу в отводе земельных участков, дав рекомендацию обратиться в Собрание депутатов ЗГО для проведения публичных слушаний по вопросу изменения условно-разрешенного вида использования.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства предусмотрен ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ и Положением «Об организации и проведении публичных слушаний в Златоустовском городском округе», утвержденном Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДАТА г. НОМЕР.В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В соответствии с п. 14 Положения «Об организации и проведении публичных слушаний в Златоустовском городском округе», утвержденного Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 октября 2005 г. N 55-ЗГО решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа, постановление Главы Златоустовского городского округа подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом местного самоуправления в течение 10 дней.
Рекомендации на заседании публичных слушаний принимаются открытым голосованием. Каждый участник публичных слушаний по каждому вопросу может проголосовать "За" или "Против". Рекомендации на заседании публичных слушаний считается принятыми, если за него проголосовало простое большинство от числа участников публичных слушаний (п. 30). Рекомендации, принятые на публичных слушаниях подлежат официальному опубликования в течение 10 дней со дня их принятия в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом местного самоуправления. Рекомендации, принятые на публичных слушаниях учитываются при принятии муниципального правового акта (п. 32).
Решением Собрания депутатов ЗГО НОМЕР от ДАТАг. на основании заявлений ИП ФИО8, Вилкова Е.Ю., ФИО7, ФИО6, ГСПК «Ока-2», ООО «СПМУ-2М», ИП ФИО5 и рекомендациями комиссии по землеотводам администрации ЗГО назначены публичные слушания на ДАТАг. в 17-00 часов.
Согласно протокола публичных слушаний по вопросу разрешенного использования земельного участка …, инициатор Вилков Е.Ю. в присутствии председателя, секретаря, инициативной группы, в числе которых участвовали жители ближайших домов, предложил использование земельного участка, расположенного между автостоянкой машзавода и тяговой подстанцией НОМЕР трамвайного управления, возле трамвайного кольца по направлению п. Балашиха, под размещение открытой автостоянки и строительства закрытой автостоянки, указав на то, что строительство автостоянки будет проводиться с соблюдением всех санитарных и эпидемиологических норм и технических нормативов, предполагая благоустройство прилегающей территории. За предложение Вилков Е.Ю. проголосовали все присутствующие слушатели.
После чего, ДАТАг. Вилков Е.Ю. повторно обратился к Главе ЗГО с заявлениями об отводе земельных участков площадью 238 кв.м. и площадью 875 кв.м. по адресу: АДРЕС, район трамвайного кольца л.д. 16-17). О поступлении в адрес администрации заявлений имеются отметки на заявлениях истца.
Однако, доказательств, подтверждающих дальнейшее действие в отношении оспариваемых земельных участков, в судебное заседание не представлено, а именно отсутствуют доказательства, подтверждающие направление рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения на имя Главы ЗГО, а также принятие Главой ЗГО в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций соответствующего решения, которое подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Кроме того, основой для выбора конкретного земельного участка являются документы государственного кадастра недвижимости. При принятии решения орган местного самоуправления должен был принять во внимание и экологические, градостроительные и иные условия размещения объектов, предусмотренные законодательством.
Постановлением Главы администрации города 27 октября 1995 г. N 1104 утверждено «Положение о порядке отвода земельных участков под строительство промышленных и социально-бытовых объектов», а также Акт предварительного согласования места размещения объекта.
Экологические требования к размещению объектов строительства установлены ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Кроме того, ответчиком не соблюден и третий этап предоставления земельного участка, предусматривающий оформление акта выбора участков путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, который имеет срок действия в три года, при этом обязательным является и установление санитарной зоны объекта, установленным аналогичным актом.
Требования, касающиеся предварительного согласования места размещения объекта содержатся в Земельном Кодексе РФ, Градостроительном Кодексе РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии со ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В материалах дела имеется лишь распоряжение администрации ЗГО НОМЕР от ДАТАг., опубликованное в Газете «Златоустовский рабочий» ДАТАг., т.е. по истечении срока, установленного вышеуказанными актами ( 10 дней) согласно п. 3 решено установить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью 2292 к.м. по адресу АДРЕС, отведенного ранее для общественно-деловых целей (для размещения площадки, используемой для отправки жителей г. Златоуста, выезжающих на напольные огороды и сады), на размещение временного сооружения - коммерческой автостоянки, после чего МУ КУИ организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельного участка для размещения временного сооружения - коммерческой автостоянки - с наложением публичного сервитута для организации проезда на территорию ОАО «Златмаш».
Однако, истец обращался с заявлением об отводе двух земельных участков площадью 250 кв.м. и площадью 880 кв.м. с предварительным согласованием мест размещения объектов, не предусматривающим проведение торгов, поскольку на момент подачи заявления ДАТАг. других заявлений на указанные Вилковым Е.Ю. земельные участки, не поступало. В то время как, исходя из смысла указанного акта, распоряжение вынесено относительно земельного участка площадью 2292 кв.м. без указания заявителя.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление от ДАТАг. МУП «Автохозяйство Администрации ЗГО» об отводе земельного участка площадью 2292 кв.м., расположенного по адресу АДРЕС, район трамвайного кольца для размещения автостоянки, которое на момент поступления и рассмотрения заявки истца, отсутствовало.
Из протокола комиссии по землеотводам от ДАТАг. л.д. 43-47) следует, что по данной заявке установлен разрешенный вид использования земельного участка площадью 2292 кв.м. по данному адресу, после чего МУ КУИ рекомендовано проведение торгов на предоставление в аренду земельного участка. Следовательно, распоряжение администрации ЗГО НОМЕР от ДАТАг., опубликованное в Газете «Златоустовский рабочий» ДАТАг., возможно, и имеет отношение к заявке МУП «Автохозяйство Администрации ЗГО», а не является результатом рассмотрения заявления истца Вилкова Е.Ю. об отведении земельных участков площадью 238 кв.м. и 875 кв.м. от ДАТАг. Откуда следует вывод о том, что заявление Вилкова Е.Ю. до настоящего времени не рассмотрено, окончательное решение по данному вопросу не вынесено.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или под писание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (п. 4 ст. 30 ЗК РФ).
Порядок проведения торгов урегулирован в ст. 447-449 ГК, в нормах ЗК и в Правилах организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N808.
Таким образом, условиями предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), на основании заявления юридического лица или гражданина являются:
а) предварительная (т.е. до реального предоставления земельного участка) и заблаговременная (с тем чтобы заинтересованные лица реально могли узнать о возможной аренде земельного участка и подготовить необходимые документы) публикация (только в не частных средствах массовой информации и не через электронные СМИ, сети Интернета и т.д.) о наличии земельных участков, право заключения договора аренды на которые предлагаются;
б) при наличии лишь одной заявки на участие в торгах;
5) подписание протокола о результатах торгов либо подписание договора аренды земельного участка (если торги не проводились). При этом договор аренды земельного участка должен соответствовать общим требованиям гражданского законодательства, а также ст. 22 ЗК.
Иначе говоря, предполагалось проведение торгов и в данном случае, но поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что по состоянию на ДАТАг. была подана только одна заявка Вилкова Е.Ю., что и позволяет предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов с предварительным согласованием. Несоблюдение этих условий означает, что и правила пп. 3 п. 1 ст. 30 ЗК - нарушены администрацией ЗГО.
Доказательств, подтверждающих соблюдение всех необходимых условий для организации проведения торгов на предоставление в аренду земельного участка площадью 2292 кв.м., в судебное заседание также не представлено. Помимо заявления МУП «Автохозяйство» от ДАТАг. никаких других необходимых документов, подтверждающих соблюдение установленных законом условий, в деле не имеется. Доказательств, подтверждающих проведение работ по формированию земельного участка площадью 2292 кв.м., представителем ответчика в судебное заседание не представлено. Из распоряжения л.д. 11) следует, что земельный участок имеет разрешенный вид использования, кадастровый номер, однако, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствует. Согласно кадастрового паспорта земельного участка площадью 2292 кв.м. по адресу АДРЕС, целевое назначение земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для общественно - деловых целей.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Исходя из вышеизложенного, пункты 4 и 5 ст. 30 Кодекса детально и недвусмысленно определяют порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования (п. 4) и с предварительным согласованием (п. 5) места размещения объекта. В связи с чем, ответчику следует обратить внимание на то, что все нормы указанных пунктов являются императивными. Поэтому на практике установленные в них правила не могут быть проигнорированы или изменены органами и лицами, участвующими в предоставлении земельных участков для строительства.
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (п. 6 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с п. 8-9 ст. 30 ЗК РФ решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Таким образом, решение государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка или протокол о результатах торгов порождают для будущего владельца важные юридические последствия. В соответствии с п. 7 ст. 30 Кодекса указанное решение или протокол является основанием заключения указанных в данном пункте договоров, государственной регистрации прав за земельные участки и сделок с ними. Поэтому п. 8 статьи 30 ЗК РФ обязывает орган, осуществляющий предоставление земельных участков, выдать заявителю положительное или отрицательное решение по поводу предоставления земельного участка (или выписку из него) в указанный в данном пункте срок.
Следовательно, поскольку в судебное заседание не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение всех необходимых условий предоставления земельного участка площадью 2292 кв.м., распоряжение от ДАТАг. НОМЕРр в части возложения на МУИ «КУИ ЗГО» организации проведения торгов на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью 2292 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, является незаконным, противоречащим действующему земельному законодательству.
Поскольку до настоящего времени заявление Вилкова Е.Ю. об отводе земельных участков площадью 250 кв.м. и 880 кв.м. комиссией по землеотводам не рассмотрено, то исковые требования Вилкова Е.Ю. о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, рассмотреть вопрос об отводе указанных земельных участков подлежат удовлетворению.
Однако, поскольку органом местного самоуправления не определен порядок предоставления земельных участков площадью 250 кв.м. 880 кв.м., отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение работ по формированию земельных участков, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих соблюдение всех вышеуказанных необходимых требований и условий по предоставлению формированию, выбору земельных участков, в удовлетворении требований Вилкова Е.Ю. о возложении обязанности выделить земельные участки на правах аренды, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Вилкова Евгения Юрьевича удовлетворить частично.
Признать Распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДАТА г. НОМЕРр «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» незаконным в части возложения на МУИ «КУИ ЗГО» организации проведения торгов на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью 2292 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС.
Обязать администрацию ЗГО устранить допущенное нарушение и рассмотреть вопрос об отводе земельных участков примерной площадью 250 кв.м. и 880 кв.м. Вилкову Е.Ю.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию ЗГО выделить земельные участки 250 кв.м. и 880 кв.м. на правах аренды Вилкову Е.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий С.В. Васильев