Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Габидуллина Рафаиля Ахмадулловича к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о перерасчете суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление, взыскании недоплаченных сумм, назначении выплат с учетом индексации,
у с т а н о в и л:
Габидуллин Р.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа (далее УСЗН) о перерасчете суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление с ДАТА г. по ДАТА г., взыскании недоплаченных сумм в размере 88519,41 руб. и 1281,37 руб., назначении выплат с ДАТА г. с учетом индексации.
В обоснование исковых требований сослался на то, что как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан в соответствии с частью первой ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в частности на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную выплату на оздоровление. Учитывая, что продпаек и ежегодная материальная помощь на оздоровление относятся к выплатам, направленным на полное возмещение вреда, причиненного здоровью потерпевших, подвержены инфляции, они подлежат индексации с применением повышающих коэффициентов. В связи с этим считает необходимым проиндексировать причитающиеся ему выплаты и взыскать недополученные суммы, начиная с ДАТА года по ДАТА года.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальных отношений по Челябинской области.
В судебном заседании истец Габидуллин Р.А. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения ЗГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.л.д.25)
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Серебрякова Н.Н., действующая на основании доверенности л.д.20), указала, что до ДАТА г. данной категории граждан была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная материальная помощь на оздоровление, размер которых зависел от минимального размера оплаты труда. ФЗ от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» внесены изменения в Базовый закон и установлены размеры данных выплат в твердых размерах. Индексация сумм в период с ДАТА года и до внесения соответствующих изменений в законодательство по данному вопросу, должно было производиться с учетом увеличения величины прожиточного минимума для пенсионеров в Челябинской области. Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ установлен новый механизм повышения в дальнейшем денежных выплат в возмещение вреда, а именно с применением коэффициента исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». В настоящее время индексация денежных выплат производится в порядке и на условиях, предусмотренных постановлениями Правительства РФ. Применение истцом произвольно определенных коэффициентов индексации за период с ДАТА г. по ДАТА г. является неверным и необоснованным. Органами социальной защиты населения области проведена централизованная ежегодная индексация (повышение) денежных выплат, гарантированных Базовым законом по ДАТА год включительно. Ежемесячный размер компенсации на приобретение продовольственных товаров и размер ежегодной компенсации на оздоровление, получаемые Габидуллиным Р.А. соответствует действующему законодательству.
Представитель 3-го лица - Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. л.д.26,31). В отзыве на исковое заявление указал, что до ДАТАг. размер компенсационных выплат истцу зависел от минимального размера оплаты труда. Поскольку компенсационные выплаты, назначенные истцу, не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как обязательные выплаты, для определения их размеров необходимо было руководствоваться ст. 4 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», которой установлено, что размер социальных выплат производится с ДАТА года по ДАТА года исходя из базовой суммы равной 83 руб. 49 коп., с ДАТА года исходя из базовой суммы равной 100 руб. Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ установлен новый механизм повышения в дальнейшем денежных выплат в возмещение вреда, предусмотренных Чернобыльским законом. Денежные выплаты индексируются с ДАТА гола с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установлено Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год». В настоящее время индексация денежных выплат производится в порядке и на условиях, предусмотренных в постановлениях Правительства РФ. Органами социальной защиты населения области проведена централизованная индексация денежных выплат, гарантированных Чернобыльским законом по ДАТА год включительно. Ежемесячный размер компенсации на приобретение продовольственных товаров и размер ежегодной компенсации на оздоровление, получаемые истцом соответствуют действующему законодательству, регулирующему индексацию денежных выплат, предусмотренных Чернобыльским законом л.д.32-34).
Представители 3-х лиц Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Златоустовского отделения Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом л.д.27-30).
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Габидуллина Р.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющимся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из статей 1,2,7 Конституции РФ во взаимосвязи ее со статьями 42 и 45 - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштаба и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Габидуллин Р.А. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается удостоверением о праве на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 3 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» л.д.8). С ДАТА года Габидуллину Р.А. установлена 3 группа инвалидности бессрочно (справки МСЭ-л.д.12).
Гражданам, указанным в пункте 3 части первой ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются меры социальной поддержки, указанные в законе, в том числе ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление.
В Постановлении от 01.12.1997 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из указанного постановления следует, что свое право как на установление, так и на пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, федеральный законодатель реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ).
В части 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31 -ФЗ) указано, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
При этом следует учитывать, что положения ст. 3 базового Закона предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации' предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» был определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в базовый закон, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом, ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000 г, № 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 01.01.2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно, пп. 2 и пп.9 пункта 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в п.10 ст. 15 и в ч. 1 ст.40 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 300 руб.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995 г. и от 12.02.2001 г.), Федеральных Законов от 12.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» и от 7.08.2000г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (п. 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847, от 07.05.2005 г. № 292, от 25.04.2006 г. № 246 и от 21.03.2007 г. № 171, от 24 декабря 2008 г. N992, от 21 декабря 2007 г. N914, 16 декабря 2009 г. N1024, утверждены Правила индексации в 2004-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанными постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеназванным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.
Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью для военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, к которым относится Габидуллин Р.А., индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно:
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 220 руб. (установленная законом 200 руб.), а ежегодная компенсация на оздоровление в размере 330 руб. (ранее установленная законом 300 руб.), коэффициент 1.1;
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА года в размере 244 руб. 20 коп., а ежегодная компенсация на оздоровление в размере 366,30 руб. - коэффициент 1,11;
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 266 руб. 18 коп., а ежегодная компенсация на оздоровление в размере 399,27 руб. - коэффициент 1,09;
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 287 руб. 47 коп., а ежегодная компенсация на оздоровление в размере 431,21 руб. - коэффициент 1,08.
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 317 руб. 65 коп., а ежегодная компенсация на оздоровление в размере 476,49 руб. - коэффициент 1,105;- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 358 руб. 94 коп., а ежегодная компенсация на оздоровление в размере 538,43 руб. - коэффициент 1,13;- в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДАТА г. в размере 394 руб. 83 коп., а ежегодная компенсация на оздоровление в размере 592,27 руб. - коэффициент 1,1.В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г, №. 35, в редакции от 05.04.2005 г. № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением КС РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.
Из искового заявления и пояснений истца Габидуллина Р.А. в судебном, заседании следует, что с ДАТА ему была назначена и выплачивалась ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 200 руб., а также ежегодная компенсация на оздоровление в сумме 300 руб., что соответствовало требованиям закона и его статусу на тот момент. В дальнейшем индексация данной суммы производилась по механизму, приведенному выше. Из пояснений истца и справки УСЗН ЗГО л.д.6-7) следует, что Габидуллину Р.А. были выплачены суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также суммы ежегодной компенсации на оздоровление, в размере указанном в Постановлениях Правительства за соответствующий год.
Доводы истца о занижении положенных ему выплат не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются следующими доказательствами.
Из отзыва представителя УСЗН и вышеуказанной справки судом установлено, что размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб. и ежегодной компенсации на оздоровление в размере 300 руб., выплачиваемый Габидуллину Р.А. в период с ДАТА г. по ДАТАг. соответствует установленному для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 базового закона, к которым он приравнен по статусу. Данный факт истцом не оспаривается.
Начисленные и выплаченные истцу компенсации в период с ДАТА г. по ДАТА г. в полном объеме соответствуют размеру ежемесячных компенсаций на получение продовольственных товаров, и ежегодной компенсации на оздоровление, установленных вышеприведенными постановлениями Правительства РФ.
На момент рассмотрения искового заявления на ДАТА года размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров для Габидуллина Р.А. с учетом индексации составляет 394,83 руб., а размер ежегодной компенсации на оздоровление составляет 592,27 руб., что, по мнению суда, полностью соответствует требованиям Закона.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Габидуллина Р.А. о перерасчете суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и суммы денежной компенсации на оздоровление за период с ДАТА г. по ДАТА г., взыскании недоплаченной суммы в размере 88519,41 руб. и 1281,37 руб. соответственно, назначении с ДАТА года выплат ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1672,25 руб., и с ДАТА года ежегодной компенсации на оздоровление в размере 825,25 руб. с последующей индексацией указанных сумм, основаны на неверном толковании закона и удовлетворению не подлежат. Какая-либо задолженность УСЗН ЗГО перед Габидуллиным Р.А. по выплате ежемесячных компенсаций на получение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление отсутствует. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.12,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать Гибадуллину Рафаилю Ахмадулловичу в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о перерасчете суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление, взыскании недоплаченных сумм, назначении выплат с учетом индексации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: С.Ю.Фомин