Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Закировой С.Л.,
при секретаре Батуровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морозова Александра Ивановича к Следственному комитету при МВД РФ, Следственному комитету при Прокуратуре РФ о предоставлении информации,
у с т а н о в и л :
Морозов А.И. обратился в суд с заявлением к Следственному комитету при МВД РФ, Следственному комитету при Прокуратуре РФ о предоставлении информации, восстановлении его нарушенных прав.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что Следственный комитет при МВД РФ в своем письме от ДАТА года НОМЕР не указал ссылок на входящие, исходящие реквизиты его обращения, которое переадресовал в Следственный комитет при Прокуратуре РФ, чем нарушил постановление Правительства РФ от ДАТА НОМЕР. Следственный комитет при Прокуратуре РФ не предоставляет заявителю информацию о переадресации его обращения в компетентный орган, либо решение, нарушает ч. 3 ст. 8 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ».
В судебное заседание заявитель Морозов А.И. не явился, отбывает наказание в ФБУ ИЗ-74/3 ГУФСИН России по Челябинской области, о времени и месте слушания дела извещен по месту отбывания наказания.
Представитель Следственного комитета при МВД РФ (далее СК при МВД РФ) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие, представил отзыв на заявление л.д.13-14), из которого следует, что с жалобой Морозова А.И. не согласен, поскольку его обращение в Следственный комитет при МВД РФ было направлено руководству Следственного комитета при Прокуратура РФ для проведения проверки, о чем было сообщено заявителю в письменной форме в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Следственного комитета при Прокуратуре РФ (далее СК при Прокуратуре РФ) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие, представил отзыв на заявление л.д.27-28), из которого следует, что с жалобой Морозова А.И. не согласен, поскольку заявителю был дан ответ об отсутствии оснований для проведения проверки в отношении указанных в заявлении Морозова А.И. адвокатов в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ и привлечении их к уголовной ответственности, а также разъяснен порядок обжалования данного решения.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные Морозовым А.И. требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Анализ положений ст. 255 ГПК РФ показывает, что в судебном порядке могут быть оспорены действия (бездействия) и решения, в результате которых нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и обязанностей, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
Обращаясь в суд с заявлением о признании бездействий СК при МВД РФ и СК при Прокуратуре РФ незаконными, Морозов А.И. ссылается на то, что СК при МВД РФ не указал на входящие, исходящие реквизиты его обращения, а СК при Прокуратуре РФ не предоставил ему информацию о переадресации его обращения в компетентный орган, либо решение.
В силу ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам (ч. 1).
При этом в силу ст. 4 Закона под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно ст. 5 указанного Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3), обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).
Для реализации указанного права гражданина обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п.1 ст.9 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1); запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (п. 2); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п. 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (п. 5).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления (ч. 2 ст. 10).
Согласно разделу 1 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 477 (далее Правила) настоящие Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти на основе настоящих Правил с учетом условий и специфики своей деятельности разрабатывает инструкцию по делопроизводству, утверждаемую руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию сфедеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.
В соответствии с разделом 3 Правил, документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата А4(210 х 297 мм) или А5 (148 х 210 мм) либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление. Образцы бланков утверждаются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти. В п.9 Правил приведен перечень реквизитов документов, создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти. Состав реквизитов документа определяется его видом иназначением (п. 11).
Согласно п. 5 раздела 1 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 22.09.2006 года № 750, установленный настоящей Инструкцией порядок работы распространяется на все обращения граждан, поступившие в подразделения системы МВД России, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно ч.3 ст. 8 ФЗ РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 50 раздела 4 указанной Инструкции обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию подразделения системы МВД России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При этом гражданин письменно уведомляется о переадресации его обращения.
В судебном заседании установлено, что Морозов А.И. обращался в Следственный комитет при МВД РФ с заявлением о проведении проверки в отношении должностных лиц адвокатской палаты г. Москвы и Московской области л.д. 19-21). Указанное обращение ДАТА года было направлено по подведомственности в Следственный комитет при Прокуратуре РФ, о чем было сообщено заявителю л.д.15-17). Указанное обстоятельство подтверждает реестр на корреспонденцию, направляемую через фельдъегерскую службу, НОМЕР от ДАТА года л.д.18).
Таким образом, Следственный комитет при МВД РФ предоставил в адрес Морозова А.И. сообщение о переадресации его обращения в установленной законом форме, в пределах своих полномочий.
Довод Морозова А.И. о том, что СК при МВД РФ в своем ответе не указал на входящие, исходящие реквизиты его обращения, что повлекло нарушение его прав на получение информации, суд находит необоснованным, поскольку состав реквизитов документа определяется его видом иназначением (п. 11 Правил), в связи с чем суд приходит к выводу, что в переписке с гражданами допускается отсутствие вышеуказанных реквизитов.
Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, а также обращений граждан, права и обязанности сотрудников СКП РФ по их рассмотрению определены Инструкцией о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Первого заместителя Генерального прокурора РФ - Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 года № 14 (далее Инструкция № 14) и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 года № 17 (далее Инструкция № 17).Инструкция № 17 устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, работников иных организаций и должностных лиц (п.1).
Согласно п. 3.4. Инструкции № 17, обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности (переадресовывается) с одновременным извещением об этом заявителей. Уведомление заявителю подписывается исполнителем.
ДАТА года Следственным комитетом при Прокуратуре РФ полученное из СК при МВД РФ обращение Морозова А.И. направлено для рассмотрения в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве, о чем сообщено Морозову А.И. л.д.30-32).
По результатам рассмотрения обращения Морозова А.И. следственным отделом по Пресненскому району г. Москвы ДАТА года заявителю дан ответ об отсутствии оснований для проведения в отношении указанных в заявлении адвокатов проверки в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, и привлечении их к уголовной ответственности, разъяснен порядок обжалования данного решения л.д. 37).
Из представленных доказательств следует, что Следственный комитет при Прокуратуре РФ предоставил в адрес Морозова А.И. сообщение о переадресации его обращения в Следственный комитет при прокуратуре РФ по г. Москве в установленной законом форме, в пределах своих полномочий.
Учитывая изложенное, в судебном заседании не нашли своего подтверждения факты непредставления заявителю Следственным комитетом при МВД РФ сообщения о переадресации заявления Морозова А.И. в установленной законом форме, и факты непредставления Следственным комитетом при Прокуратуре РФ информации о переадресации обращения Морозова А.И. в компетентный орган.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Право заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов предусмотрено ст. 3 ГПК РФ.
В судебном заседании установлено, что действия Следственного комитета при МВД РФ и Следственного комитета при Прокуратуре РФ по рассмотрению запроса Морозова А.И. не противоречат требованиям действующего законодательства, следовательно, не нарушают прав заявителя, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Морозова Александра Ивановича к Следственному комитету при МВД РФ, Следственному комитету при Прокуратуре РФ о предоставлении информации, восстановлении его нарушенных прав, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.Л. Закирова