Именем Российской Федерации
ДАТА г. г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.
при секретаре Бедрик М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истицы Попковой Н.В.,
гражданское дело по иску Попковой Надежды Владимировны к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязывании включить периоды работы в спецстаж и назначить пенсию,
у с т а н о в и л :
Попкова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее ГУ УПФР), и впоследствии уточнив и дополнив требования заявлениями от ДАТА г., от ДАТАг., просит признать незаконным протокол заседания комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав НОМЕР от ДАТАг. в части невключения в её специальный педагогический стаж периодов работы с ДАТАг. по ДАТАг., с ДАТАг. по ДАТАг., с ДАТАг. по ДАТАг., с ДАТАг. по ДАТАг.; признать незаконным решение руководителя ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА г. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего трудового педагогического стажа; обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды работы, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 29.06. 2010г. л.д. 3-4, 56, 57).
В обоснование заявленных требований указала, что ДАТАг. она обратилась в ГУ УПФР с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего педагогического стажа работы. Из её специального стажа полностью исключены периоды работы; с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя МДУ НОМЕР в связи с тем, что детский сад НОМЕР являлся структурным подразделением ПО «ЗМЗ» и не имел статуса юридического лица; с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя Комплекс «Детский сад-школа НОМЕР», так как наименование учреждения не соответствует разделу «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДАТАг. НОМЕР; с ДАТАг. по ДАТАг. и с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя МДОУ детский сад НОМЕР в связи с отсутствием выполнения нормы рабочего времени, что фактически действительности не соответствует. Истица не согласна с указанным решением, полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии, поскольку независимо от наличия статуса юридического лица и наименования учреждения, она в спорные периоды занималась педагогической деятельностью.
В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом л.д. 58). Из отзыва на исковое заявление НОМЕР от ДАТАг. л.д. 43-48) следует, что законных оснований для включения в специальный трудовой стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. спорных периодов работы не имеется.
Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад НОМЕР» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие л.д. 55). Ранее в судебном заседании от ДАТАг. исковые требования поддержал в полном объеме. Считает, что полностью спорные периоды с ДАТАг. по ДАТАг. и с ДАТАг. по ДАТАг. исключать из педагогического стажа истицы нельзя, поскольку необходимо расчет стажа производить по фактически отработанному времени.
Суд, заслушав истицу, исследовав материалы дела, находит иск Попковой Н.В. подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых педагогическим трудом, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.
Как видно из копии трудовой книжки истицы л.д. 9-12), протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТАг. л.д.6-8), и следует из пояснений истицы, она с 1979 года осуществляла педагогическую деятельность на различных должностях в различных образовательных учреждениях.
ДАТА г. Попкова Н.В. обратилась с заявлением в ГУ УПФР в г. Златоусте о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как выработавшей необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 25-летний педагогический стаж л.д. 17-18).
На основании решения Комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТАг., установившей, что истица не имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, решением начальника ГУ УПФР в г. Златоусте НОМЕР от ДАТАг. Попковой Н.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа л.д. 5,6-8).
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТАг. следует, что ответчик исключил из специального стажа истицы ряд периодов работы, в числе которых периоды: с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя МДУ НОМЕР в связи с тем, что согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от ДАТАг. НОМЕР образовательное учреждение должно являться юридическим лицом с ДАТАг., независимо от его организационно-правовых форм подчиненности, а детский сад НОМЕР являлся структурным подразделением ПО «ЗМЗ» и не имел статуса юридического лица. Первичный Устав утвержден Постановлением Главы администрации АДРЕС НОМЕР(2) от ДАТАг.; с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя Комплекс «Детский сад-школа НОМЕР», так как наименование учреждения не соответствует разделу «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДАТАг. НОМЕР; с ДАТАг. по ДАТАг. и с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя МДОУ детский сад НОМЕР, поскольку отсутствует выполнение нормы рабочего времени. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТАг. НОМЕР, периоды работы в должности в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в специальный трудовой стаж с ДАТАг. при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных Правилами. Специальный стаж истицы определен продолжительностью 21 год 07 месяцев 04 дня.
Суд находит незаконным не включение в специальный стаж спорных периодов работы на основании следующего.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам. Указанным списком предусмотрено, что лица, работающие в качестве воспитателя, имеют право на досрочную пенсию по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Аналогичное положение содержалось в Списках 1991, 1999 года.
Невключение в специальный педагогический стаж истицы периода работы со ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя МДУ НОМЕР суд считает необоснованным.
Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», который действовал в спорный периоды работы Попковой Н.В. Указанным Списком предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии имеют воспитатели детских дошкольных учреждений всех типов, в том числе детских садов, садов-яслей, детских яслей.
Аналогичное положение содержится в ныне действующем Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.
Как следует из копии трудовой книжки л.д. 9-12), архивной справки ОАО «Златмаш» л.д.22), на основании приказа НОМЕР от ДАТАг. Попкова Н.В. была переведена воспитателем в ясли-сад НОМЕР. ДАТАг. детское дошкольное учреждение ПО «ЗМЗ» передано в систему ГОРУНО постановлением Главы администрации НОМЕР от ДАТАг. Согласно справке МОУ «НШДС НОМЕР» НОМЕР от ДАТАг. л.д.25), детское дошкольное учреждение ясли-сад НОМЕР функционировало в ведомстве Златоустовского машиностроительного завода с ДАТАг. На основании Временного положения о дошкольном детском учреждении - яслях-саде (утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от ДАТАг. НОМЕР) указанное учреждение с ДАТАг. является юридическим лицом, так как имело: собственную смету расходов и финансово-хозяйственный учет с ДАТАг. по ДАТАг.; печать и штамп соответственного наименования по решению Исполнительного комитета Златоустовского городского Совета Депутата трудящихся от ДАТАг. НОМЕР; книгу приказов от ДАТАг. по ДАТАг.; штатное расписание и ведомость комплектования с ДАТАг. по ДАТАг. Постановлением главы администрации АДРЕС НОМЕР(2) от ДАТАг. зарегистрирован Устав муниципального дошкольного учреждения НОМЕР целями и задачами которого являются: общее развитие детей дошкольного возраста, реализация государственных стандартов дошкольного образования; получения квалифицированной помощи в коррекции имеющихся недостатков в речи детей и т.д. Постановлением главы администрации г. Златоуста НОМЕР(2) от ДАТАг. детское дошкольное учреждение ПО ЗМЗ, переданное в систему ГорУО получило статус Муниципального дошкольного учреждения НОМЕР.
Пунктом 2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. действительно предусмотрено, что образовательные учреждения являются юридическими лицами. Вместе с тем, Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 предусматривают, что лица, работающие в качестве воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях (детский сад, ясли-сад и т.д.), являющихся структурным подразделением государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены ли эти организации в Списке или нет), имеют право на пенсию по выслуге лет в соответствии с п. 1 п.п. 19 ст. 27 Закона «О трудовой пенсии в РФ».
Отсутствие статуса юридического лица у учреждения для назначения пенсии по выслуге лет правового значения не имеет, так как Попкова Н.В. вне зависимости от статуса детского образовательного учреждения работала в сфере образования, в должности, предусмотренной Списком.
Доводы истицы о том, что она в оспариваемые периоды занималась педагогической деятельностью, подтверждены в судебном заседании трудовой книжкой, являющейся основным документом, подтверждающим трудовой стаж истицы в должности воспитателя л.д. 9-12). Какой-либо другой деятельностью, кроме педагогической, истица не занималась, при переименовании и реорганизации дошкольного детского учреждения ее должностные обязанности с 1990 г. не изменялись.
Требования к статусу образовательного учреждения, как юридическому лицу, ни в Законе № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни в Списках должностей и учреждений, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не содержатся. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
На основании вышеизложенного не включение в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию, периода работы Попковой Н.В. со ДАТАг. по ДАТАг., общей продолжительностью 06 дней, следует признать незаконным, ущемляющим законные права истицы.
Как следует из справки МОУ «НШДС НОМЕР» НОМЕР от ДАТАг. л.д.25), что Муниципальное дошкольное учреждение НОМЕР было реорганизовано в Комплекс «Детский сад-школа НОМЕР» на основании постановления главы администрации АДРЕС НОМЕР от ДАТАг., впоследствии, на основании постановления главы г. Златоуста от ДАТАг. НОМЕР(3) Комплекс «Детский сад-школа НОМЕР» переименован в Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад НОМЕР»
Не включение в льготный стаж периода работы истицы с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя Комплекса «Детский сад - школа НОМЕР» по причине отсутствия в Списках наименования учреждения «Комплекс», суд считает не законным. Список 1991г., утвержденный постановлением СМ РСФСР от ДАТА г. НОМЕР, предусматривает, что лица, работающие в качестве воспитателей в детских садах независимо от ведомственной подчиненности имеют право на пенсию за выслугу лет. Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости... в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы засчитывается работа в должностях (воспитателя), указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка.
Наличие в наименовании учреждения слова «Комплекс» не может служить основанием для отказа во включении периода работы в специальный стаж, поскольку оно отражает специфику образовательного учреждения, совмещающего в себе два типа образовательных учреждений - учреждения дошкольного образования и общеобразовательной школы.
Следовательно, период работы истицы с ДАТАг. по ДАТАг. продолжительностью 2 года 09 месяцев 14 дней подлежит включению в специальный стаж истицы.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, установлено, что периоды работы, начиная с 1 сентября 2000 г. засчитываются в стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).Постановлением Правительства РФ № 191 от 03.04.2003г. “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений” установлено, что норма преподавательской работы за ставку заработной платы для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования составляет 36 часов в неделю.
Согласно уточняющей справки МДОУ «Детский сад НОМЕР» НОМЕР от ДАТАг. л.д.24), истица работала с педагогической нагрузкой в периоды с ДАТА г. по ДАТА г. 0,97 ставки (217 часов), с ДАТА г. по ДАТА г. 0,98 ставки (740 часов), ДАТА г. день отпуска без оплаты.
В соответствии с представленной в ГУ УПФР справкой МДОУ «Детский сад НОМЕР» НОМЕР от ДАТА г. л.д. 26), которая имелась в распоряжении комиссии при оценке пенсионных прав истицы, Попкова Н.В. работала с педагогической нагрузкой с ДАТА г. по ДАТА г. 0,97 ставки (208 часов), с ДАТА г. по ДАТА г. 0,98 ставки (737 часов), ДАТА г. день отпуска без оплаты..
Из справки МДОУ «Детский сад НОМЕР» НОМЕР от ДАТА г. л.д. 23) следует, что истицей не выработана норма рабочего времени в феврале, апреле, июне, июле, 2001 г., ДАТА г. отпуск без оплаты.
Поскольку три представленные МДОУ «Детский сад НОМЕР» справки имеют противоречивые сведения, при разрешении данного дела суд руководствовался первичными документами- табелями учета рабочего времени истицы за период с января по декабрь 2001 г. л.д. 35-42).
Из табелей учета рабочего времени л.д. 35-42) следует, что в ДАТА. истицей полностью выработана норма рабочего времени, в ДАТА. истицей не полностью отработано 9 смен: 2,7,8,9,12,14,23,26,28, ДАТА г. день без оплаты; в ДАТА. - отработан полный месяц, в ДАТА. - не полностью отработана 1 смена: 28; в ДАТА. - отработан полный месяц, в ДАТА. - не полностью отработано 5 смен:1,5,7,9,14; в ДАТА. - не полностью отработано 2 смены:30 и 31; в ДАТА. - не полностью отработаны 4 смены: 3,10,17,31. Таким образом, за периоды с ДАТАг. по ДАТАг. и с ДАТАг. по ДАТАг. истицей не полностью отработан 21 день, и ДАТА г.- день без оплаты, следовательно, данные дни подлежат исключению из специального стажа истицы, то есть в специальный стаж истицы подлежит включению период с ДАТАг. по ДАТА г. продолжительностью 7 месяцев 8 дней.
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА г. л.д.6-8), таблицы трудовой деятельности застрахованного лица л.д. 19), результата расчета стажа л.д.20) специальный трудовой стаж истицы, без учета спорных периодов, составил 21 год 07 мес. 04 дн.
Следовательно, с учетом спорных периодов специальный трудовой стаж истицы, дающий право для назначения ей пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет на дату подачи заявления о назначении пенсии ДАТА г.: 25 лет 0 мес. 02 дня (21 год 07 мес. 04 дн. + 06 дней + 02 года 09 месяцев 14 дней + 07 месяцев 8 дней), что достаточно для ее назначения.
При таких обстоятельствах, вынесенное ДАТА г. решение руководителя ГУ УПФР НОМЕР об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25 летнего трудового стажа на соответствующих видах работ л.д. 5), также подлежит признанию незаконным.
Вопрос о возмещении в соответствии со ст. 98 ГПК РФ ответчиком истице судебных расходов в виде оплаты госпошлины в размере 200,00 руб., оплаты юридических услуг в размере 1000 руб. (квитанция-л.д. 2, квитанция -л.д. 13, договор об оказании возмездных услуг от ДАТАг. -л.д.14) по существу судом не разрешался, поскольку истица на возмещении судебных расходов не настаивает л.д. 57).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Попковой Надежды Владимировны, - удовлетворить.
Признать незаконными решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от ДАТА года НОМЕР в части невключения в специальный трудовой стаж Попковой Надежды Владимировны периодов работы со ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МДУ НОМЕР, с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя Комплекс «Детский сад-школа НОМЕР», с ДАТА года по ДАТА года и с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МДОУ «Детский сад НОМЕР» и решение руководителя ГУ УПФР в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА года об отказе Попковой Надежде Владимировне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить Попковой Надежде Владимировне в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы: со ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МДУ НОМЕР продолжительность 6 дней, с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя Комплекс «Детский сад-школа НОМЕР» продолжительностью 2 года 09 месяцев 14 дней, с ДАТА года по ДАТА года и с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МДОУ «Детский сад НОМЕР» продолжительностью 7 месяцев 8 дней и назначить ей пенсию по указанному выше основанию с ДАТА года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий Е.Ю.Квашнина