Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Фролова Г.А.,
при секретаре Журавлевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шепелевой Натальи Михайловны к Обществу с ограниченной ответственностью «Дирекция единого заказчика НОМЕР» (далее ООО «ДЕЗНОМЕР»), Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Комитет городского хозяйства» о защите прав потребителей
у с т а н о в и л:
Шепелева Н.М. обратилась в суд с иском к ООО «ДЕЗ НОМЕР» об устранении недостатков при оказании коммунальных услуг, компенсации морального вреда в сумме 20000 руб.
В обоснование своих исковых требований истица ссылается на то, что она является собственницей кв. НОМЕР в доме НОМЕР на АДРЕС в г. Златоусте. Неоднократно в устной и письменной форме она обращалась к ответчику с просьбой произвести ремонт кровли балконного козырька. Ответчик неоднократно сообщал истице, что включил работы по ремонту козырька в план работ, но ремонт балкона до настоящего времени не произведен.
К участию в деле в качестве ответчика с согласия истицы привлечено Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Комитет городского хозяйства».
Впоследствии истица уточнила свои исковые требования, просила обязать ответчиков произвести ремонт балконного козырька в кв. НОМЕР в доме НОМЕР на АДРЕС в г. Златоусте Челябинской области.
В судебном заседании ДАТА года истица отказалась от своих исковых требований к ООО «ДЕЗ НОМЕР», ООО УК «КГХ» об обязании ответчиков произвести ремонт балконного козырька в кв. НОМЕР в доме НОМЕР на АДРЕС в г. Златоусте Челябинской области в связи с добровольным удовлетворением требований, производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении своих исковых требований о компенсации морального вреда в сумме 20000 руб.
Представитель ответчика ООО УК «КГХ» Лисицына О.П., действующая на основании доверенности, исковые требования Шепелевой Н.М. о компенсации морального вреда не признала, ссылаясь на то, что истицей не представлено доказательств причинения ей морального вреда.
Представитель ответчика ООО «ДЕЗ НОМЕР» и представитель третьего лица ООО «ДЕЗ НОМЕР», третьи лица Шепелев Ю.Н., Шепелев Д.Ю. в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования Шепелевой Н.М. подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», при рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать в том числе из договоров в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ)/
Следовательно, взаимоотношения между собственницей жилого помещения Шепелевой Н.М. и организацией, выполняющей работы, оказывающей услуги по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, регулируются Законом о защите прав потребителей от 07.02.1992 N 2300-1.На основании материалов дела установлено, что Шепелева Н.М. является собственником кв. НОМЕР в доме НОМЕР на АДРЕС в г. Златоусте.
Как следует из представленных истицей квитанций, оплата за содержание и текущий ремонт жилья, коммунальные услуги осуществляются ею на расчетный счет ООО УК «КГХ».
Из имеющихся в материалах делах договоров видно, что ДАТА года ООО УК «КГХ», действующее на основании Устава и договоров с собственниками жилых помещений многоквартирных домов ЗГО, заключило договор возмездного оказания жилищных услуг с ООО «ДЕЗ НОМЕР» в соответствии с которым ООО УК «КГХ» поручает, а ООО «ДЕЗ НОМЕР» оказывает собственникам и нанимателям, проживающим в домах муниципального жилищного фонда в соответствии с перечнем жилищные услуги, в том числе: по текущему ремонту строительных конструкций, по содержанию строительных конструкций дома. В приложении к договору указан дом НОМЕР на АДРЕС.л.д.17-19,22-24) В свою очередь ООО «ДЕЗ НОМЕР» заключило договор об оказании жилищных услуг по текущему ремонту и содержанию жилья с ООО «ДЕЗ НОМЕР»л.д.16)
Поскольку оплату за оказание жилищных услуг истица производит ООО УК «КГХ», суд полагает, что между истицей и ООО УК «КГХ» сложились фактические договорные отношения на предоставление жилищных услуг по текущему ремонту и содержанию жилья и ответственность за надлежащие оказание этих услуг перед истицей должно нести ООО УК «КГХ».
В свою очередь ООО УК «КГХ» вправе требовать надлежащего исполнения обязательств по договорам на оказание возмездных жилищных услуг с подрядчика ООО «ДЕЗ НОМЕР», а ООО «ДЕЗ НОМЕР» с ООО «ДЕЗ НОМЕР».
П. 1.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170) предусмотрено, что управление жилищным фондом включает в себя организацию эксплуатации жилищного фонда, техническое обслуживание (содержание) жилья и текущий ремонт.
Согласно раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно п. 4.2.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), в ходе технического обслуживания жилищного фонда:
4.2.4.1. Работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения.
4.2.4.2. При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты, и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
4.2.4.3. Отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с п. 7 Перечня работ, относящихся к текущему ремонту жилых домов Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170) в него включено восстановление или замена отдельных участков и элементов, балконов.
Истица в судебном заседании пояснила, что из-за наличия повреждений в козырьке балкона на протяжении длительного времени на балкон ее квартиры, в том числе по внутренним стенам балкона протекают талые и дождевые воды, в результате постоянного воздействия влаги вымылся раствор между кирпичами, постоянно приходится убирать воду с балкона. Начиная с ДАТА года, она стала обращаться в жилищно-эксплуатационные организации, обслуживающие дом с заявлениями о ремонте козырька балкона, ремонт был выполнен только в ДАТА года.
Указанные обстоятельства подтверждаются заявлениями истицы от ДАТА года, от ДАТА года, от ДАТА года л.д.3-5 ), ответами жилищно-эксплуатационных организаций от ДАТА года, от ДАТА года, от ДАТА года с обещаниями выполнить ремонт л.д.13-15), а также актом обследования НОМЕР от ДАТА года, в соответствии с которым в результате обследования квартиры выявлено, что листы металлического свеса над козырьком лоджии установлены внахлест без замкового соединения. Козырек лоджии имеет контруклон, в результате чего талые и дождевые воды застаиваются на козырьке. Выявленные дефекты -строительный брак. В настоящее время начат ремонт козырька со сменой металлических свесов. За длительный период под воздействием атмосферных осадков произошло частичное выкрашивание раствора из кирпичной кладки и частичное раскрашивание кирпича внутри лоджии, а также просматривается микротрещина длиной 3м на внутренней поверхности плиты. С целью устранения недостатков было решено произвести ремонт козырька лоджии с устройством стяжки и сменно металлических свесов, после чего произвести ремонт внутри лоджии с устранением выше перечисленных недостатков. л.д.46)
Как следует из пояснений сторон, запланированный ремонт козырька лоджии и внутри лоджии завершен ДАТА года.
В соответствии со ст. 15 Законом о защите прав потребителей от 07.02.1992 N 2300-1, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Истица Шепелева Н.М. в судебном заседании пояснила, что ей было тяжело во время таянья снега и дождя выносить с балкона емкости наполненные водой, она переживала и нервничала, что несмотря на ее обращения в организацию, которая осуществляла техническое обслуживание дома недостатки на балконном козырьке длительное время не устраняются, переживала, так как видела, что начала разрушаться кладка на стенах внутри лоджии.
Поскольку судом установлено, что ООО УК «Комитет городского хозяйства» ненадлежащим образом выполняло свои обязательства по оказанию услуг по техническому обслуживанию, текущему содержанию и ремонту и этим причинил истице нравственные страдания, требования истицы о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Учитывая обстоятельства причинения истице морального вреда, в том числе длительность неустранения недостатков при оказании услуг, характер нравственных страданий истицы, а также требования разумности и справедливости суд оценивает моральный вред причиненный истице в денежном выражении 2000 руб.
Довод представителя ООО УК «КГХ» о том, что истицей не представлено доказательств причинения ей морального вреда, является необоснованным.
В данном случае компенсация морального вреда предусмотрена Законом о защите прав потребителей и подтверждается самим фактом нарушения прав истицы на качественные услуги по текущему содержанию и ремонту жилья и пояснениями истицы.
Не может служить основанием для освобождения от ответственности ООО УК «КГХ» тот факт, что заявления о ремонте козырька лоджии истица подавала не ООО УК «КГХ», а в ООО «ДЕЗНОМЕР».
Судом установлено, что у истицы сложились договорные отношения об оказании услуг по содержанию и ремонту жилья с ООО УК «КГХ» и, именно этим обществом должно было быть организовано надлежащее и своевременное техническое обслуживание, содержание и ремонт жилья истицы.
Согласно п. 4.2.4.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с возникшими договорными отношениями, организация надлежащего выполнения этих жилищных услуг: выявление и устранение недостатков, должна осуществляться ООО УК «КГХ», а не только по заявлению собственников жилых помещений.
Следовательно, ООО УК «КГХ» должно нести ответственность за некачественное оказание услуг.
С ООО «ДЕЗ НОМЕР» истица в договорных отношениях не состоит и не вправе требовать от них выполнения каких-либо услуг.
В свою очередь ООО УК «КГХ» может требовать с ООО «ДЕЗНОМЕР» возмещения убытков, причиненных некачественным выполнением услуг.
Из пояснений представителя ООО «ДЕЗ НОМЕР» в судебном заседании следует, что о заявках истицы о ремонте козырька балкона ООО УК «КГХ» было известно, для выполнения ремонта козырька лоджии необходимы специалисты - промышленные альпинисты, которых в штате ООО «ДЕЗ НОМЕР» нет. Договор подряда со специалистами должен был быть заключен и оплачен. Финансирование таких договоров осуществляется управляющей компанией.
Не может служить основанием для освобождения от ответственности ООО УК «КГХ» тот факт, что истица обращалась за ремонтом козырька с ДАТА года, а ООО УК «КГХ» существует с ДАТА года. л.д.20,21), так как с ДАТА года до настоящего времени жилищные услуги истице оказывались ненадлежащим образом.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Шепелевой Натальи Михайловны удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Комитет городского хозяйства» в пользу Шепелевой Натальи Михайловны компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб.(две тысячи руб.)
В удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда к Обществу с ограниченной ответственностью «Дирекция единого заказчика НОМЕР» Шепелевой Наталье Михайловне отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Фролова Г.А.