Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА г. г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Карповой О.Н.,
при секретаре Пеплер Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авдюхиной Татьяны Юрьевны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» об оспаривании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
у с т а н о в и л :
Авдюхина Т.Ю. обратилась суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее - ГУ УПФ в г. Златоусте), в котором просит признать незаконным отказ в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать ответчика выдать ей сертификат.
В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что она как мать, родившая второго ребенка после ДАТА г., обратилась в УПФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал. В выдаче сертификата ей было отказано. Истица считает отказ незаконным, поскольку Законом об актах гражданского состояния выдача свидетельства о рождении ребенка в случае, если он умер на первой неделе жизни, не предусмотрена. В этом случае документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является справка о его рождении.
В судебное заседание истица Авдюхина Т.Ю. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте указал л.д. 15), что с иском не согласен. Полагает, что у истицы отсутствует право на выдачу сертификата. Из системного толкования Закона № 256 ФЗ от 29.12.2006г. следует, что право на государственную поддержку имеют матери, имеющие двух и более детей, что предполагает наличие живых детей. Согласно п. 6 ст. 3 Закона со смертью ребенка право на получение государственной поддержки прекращается. Истицей не представлен документ, подтверждающий рождение у нее первого ребенка, которым является свидетельство о рождении.
Исследовав материалы дела, суд находит иск Авдюхиной Т.Ю. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон).
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства, а также у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки
Частью 7 ст. 3 Закона предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее Правила).
В соответствии с п. 4 Правил лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил.
Согласно п. 5 Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):
- удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;
- подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил;
- удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;
- подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если к заявлению не приложены документы или приложены не все документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения этих документов заявление и приложенные к нему документы. Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.
Согласно п. 7 Правил отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям:
а)отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
в)предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
г)прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Авдюхина Татьяна Юрьевна ДАТА г. в г. Златоусте родила дочь ФИО4, которая умерла ДАТА года, о чем ДАТА г. отделом ЗАГС администрации Златоустовского городского округа Челябинской области составлена запись акта о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни НОМЕР и выдано свидетельство о смерти (справка о рождениил.д. 6, свидетельство о смертил.д. 7).
ДАТА г. Авдюхина Т.Ю. родила второго ребенка сына ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным ДАТА г. отделом ЗАГС администрации ЗГО л.д.8).
В связи с рождением второго ребенка после ДАТА года Авдюхина Т.Ю. ДАТА года обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, представив справку о рождении первого ребенка ФИО4 формы НОМЕР, свидетельство о смерти ФИО4, свидетельство о рождении второго ребенка ФИО5, ДАТА г.рождения
ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал Авдюхиной Т.Ю. отказано в связи с отсутствием у нее права на получение сертификата на основании п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г., о чем свидетельствует уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 22.03.2010 г. № 183 л.д.5). Основанием для отказа в выдаче сертификата явилось то обстоятельство, что Авдюхиной Т.Ю. не представлен документ, подтверждающий рождение первого ребенка - свидетельство о его рождении, а представлена справка о рождении формы НОМЕР.
Из письменного отзыва представителя ГУ УПФР в г. Златоусте следует л.д. 15), что отказ Авдюхиной Т.Ю. в выдаче сертификата помимо того, что ею не представлены свидетельства о рождении первого ребенка, вызван тем, что из системного толкования Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006г. следует, что сертификат может быть выдан только матери, имеющей в живых двоих и более детей, а первый ребенок Авдюхиной Т.Ю. умер.
Отказ ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче Авдюхиной Т.Ю. сертификата на материнский (семейный) капитал суд считает незаконным и необоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в т.ч. рождение, смерть.
Согласно п. 2 ст. 6, ст. 8 вышеназванного закона государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния. В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Пунктом 2 ст. 20 Закона РФ «Об актах гражданского состояния» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения в ГУ УПФ заявления истицы) предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении (справка о рождении формы № 26, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274) и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Из вышеизложенного следует, что в соответствии с Законом об актах гражданского состояния, в случае смерти ребенка на первой неделе жизни, документом, подтверждающим факт его рождения, является не свидетельство о рождении, а справка о рождении формы № 26, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274.
Поскольку Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не предусмотрено, что единственным документом, подтверждающим рождение ребенка является свидетельство о его рождении, оснований для отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал Авдюхиной Т.Ю., представившей справку о рождении первого ребенка ФИО4, у ГУ УПФР в г. Златоусте не имелось.
Доводы представителя ответчика, изложенные в письменном отзыве, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата необходимо предоставление только документов, подтверждающих рождение двух и более детей.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются:
- дети, в отношении которых лица, претендующие на дополнительные меры государственной поддержки, были лишены родительских прав;
- дети, в отношении которых было отменено усыновление;
- усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами лиц, претендующих на дополнительные меры государственной поддержки.
В силу ч.6 ст. 3 Закона № 256-ФЗ прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае смерти ребенка или объявления его умершим, возможно только в том случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у самого ребенка по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 Закона (в случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка).
Таким образом, из смысла закона следует, что в качестве основания для возникновения права на получение дополнительных мер государственной поддержки законодатель называет рождение (усыновление) ребенка (детей). Право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей на момент подачи заявления о выдаче сертификата.
Такого основания для отказа в выдаче сертификата, как смерть одного из детей (когда она бы не наступила), законом не предусмотрено.
Законом Пенсионные органы также не уполномочены проверять при приеме документов на выдачу сертификата факт наличия в живых рожденных заявителем детей.
Само по себе указание в преамбуле закона на то, что он устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не может служить основанием для отказа в выдаче сертификата истцам, чьи первый и третий ребенок умерли в первую неделю жизни.
Поскольку у Авдюхиной Т.Ю. имеется право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г., ею были представлены все необходимые документы для получения государственного сертификата, предусмотренные п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата, отказ ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче им государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным.
В целях устранения нарушения прав истицы на получение дополнительных мер государственной поддержки на ГУ УПФР в г. Златоусте следует возложить обязанность выдать Авдюхиной Т.Ю. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ГУ УПФР в г. Златоусте подлежат взысканию в пользу Авдюхиной Т.Ю. понесенные ею расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Авдюхиной Татьяны Юрьевны.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в выдаче Авдюхиной Татьяне Юрьевне государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» выдать Авдюхиной Татьяне Юрьевне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в пользу Авдюхиной Татьяны Юрьевны расходы по оплате госпошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий О.Н. Карпова