О признании отказа в выдаче путевки незаконным



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст ДАТА года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Закировой С.Л.

при секретаре Батуровой О.С.

с участием прокурора Козловой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Журавлевой Т.В. к ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования о признании отказа в предоставлении путевки незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Журавлевой Т.В. к ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования (далее ГУ ЧРО ФСС РФ), в котором просит признать незаконным бездействие ГУ ЧРО ФСС РФ, выразившееся в непредоставлении Журавлевой Т.В. путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА года, обязать ГУ ЧРО ФСС РФ предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Журавлева Т.В. с ДАТА года по ДАТА года являлась инвалидом НОМЕР группы и в соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» имела право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. ДАТА года Журавлева Т.В. обратилась в ЗФ НОМЕР ГУ Челябинского регионального филиала НОМЕР ФСС РФ с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки на лечение за ДАТА год. Путевка Журавлевой Т.В. своевременно в установленные законом сроки за ДАТА год не предоставлена по независящим от нее обстоятельствам. В ДАТА году ответчик отказал Журавлевой Т.В. в получение путевки на санаторно-курортное лечение, ссылаясь на то обстоятельство, что с ДАТА года у нее отсутствует право на получение набора социальных услуг, так как ей снята группа инвалидности, и она исключена из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг. В связи с тем, что ГУ ЧРО ФСС РФ НОМЕР своевременно ни в ДАТА, ни в ДАТА.г. не была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение, истица неправомерно была лишена права на дополнительную бесплатную медицинскую помощь в виде санаторно-курортного лечения.

В ходе производства по делу истец уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие ГУ ЧРО ФСС РФ, выразившееся в непредоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, обязать ГУ ЧРО ФСС РФ предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год.

В судебном заседании прокурор г. Златоуста, истица Журавлева Т.В. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали по указанным выше основаниям. Дополнительно истица пояснила, что в ДАТА году она не отказывалась от государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ Ларина Е.С., действующая по доверенности НОМЕР от ДАТА года л.д.25) с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве л.д.26-28), из которого следует, что Журавлевой Т.В. заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ЗФ НОМЕР ГУ ЧРО ФСС РФ подано ДАТАг. В ДАТА году на обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением выделены бюджетные ассигнования в размере 50,2% от потребности. Указанные средства в ДАТА году были израсходованы полностью. В связи с тем, что путевки были распределены и выданы в порядке очередности с учетом ранее поданных заявлений, Журавлева Т.В. осталась необеспеченной данным видом лечения. Законом не установлены гарантии ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и не предусмотрена обязанность исполнительных органов Фонда ежегодного обеспечения отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Также из закона не следует, что не реализованное в календарном году право гражданина на санаторно-курортное лечение переходит на следующий календарный год. В ДАТА. Журавлева Т.В. утратила право на получение государственной социальной помощи в связи со снятием инвалидности. Путевка на санаторно-курортное лечение Журавлевой Т.В. в ДАТА. не могла быть предоставлена, поскольку на июнь ДАТА года все приобретенные на этот момент путевки распределены и выданы гражданам, подавшим заявления ранее.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия. В письменных возражениях на исковое заявление, направленных в адрес суда л.д.30-31), указал, что Министерство финансов является ненадлежащим третьим лицом по делу. Решение по данному делу не может повлиять на права или обязанности Министерства финансов РФ, так как на указанный орган действующим законодательством не возложены полномочия по удовлетворению заявленных требований. В соответствии с действующим законодательством путевки на санаторно-курортное лечение инвалидам предоставляются Фондом социального страхования РФ. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования на реализацию мер по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из пояснений истца и не оспаривается ответчиком, Журавлева Т.В. в период с ДАТА года по ДАТА года являлась инвалидом НОМЕР группы.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В силу ч. 2. ст. 6.3 названного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 01 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07. 1999 года № 178-ФЗ, в том числе инвалидам.

В соответствии с п. 3.1 Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДАТА года Журавлева Т.В. обратилась в Златоустовский филиал НОМЕР ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение на ДАТА года (заявление –л.д.36, выписка из журнала регистрации заявлений –л.д. 34-35). К заявлению была приложена справка для получения путевки формы НОМЕРу от ДАТА года л.д.37).

Из пояснений истца Журавлевой Т.В. в судебном заседании следует, что в ДАТА году она воспользовалась правом на получение путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год.

Из письменного отзыва ГУ ЧРО ФСС РФ л.д. 26-28), письма директора Златоустовского филиала НОМЕР ГУ ЧРО ФСС РФ на имя Журавлевой Т.В. л.д.5), пояснений в судебном заседании представителя ГУ ЧРО ФСС РФ Лариной Е.С. следует, что ДАТА года истица обратилась с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. С ДАТА года истица утратила право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и исключена из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в связи со снятием инвалидности. На ДАТА года все приобретенные за счет средств федерального бюджета санаторно-курортные путевки распределены и выданы гражданам, подавшим заявления ранее. Таким образом, Златоустовский филиал НОМЕР ГУ ЧРО ФСС РФ не имеет правового основания для выдачи ей путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год.

Суд считает отказ в предоставлении Журавлевой Т.В. путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год незаконным, нарушающим ее права.

Из материалов дела следует, что Журавлева Т.В. своевременно, в срок до ДАТА года в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДАТА года НОМЕР, обратилась в Златоустовский филиал НОМЕР ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с необходимыми для этого документами, в связи с чем у Фонда возникла обязанность предоставить санаторно-курортную путевку заявителю в ДАТА году, что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка.

Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДАТА года НОМЕР, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии денежных средств.

Частью 4 статьи 7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на ДАТА год и на плановый период ДАТА и ДАТА годов» от ДАТА года НОМЕРФЗ установлено, что в ДАТА году Фонд вправе осуществлять финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»), в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется с учетом этих коэффициентов.

Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, (утв. постановлением Правительства РФ от ДАТА года НОМЕР), финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год (п. 4).

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19).

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20).

Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21).

При таких обстоятельствах Фонд обязан предоставить санаторно-курортную путевку Журавлевой Т.В. за ДАТА год в натуре.

Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Журавлевой Т.В. права на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ.

Снятие с Журавлевой Т.В. инвалидности в ДАТА года также не является основанием для освобождения ГУ ЧРО ФСС РФ от обязанности предоставить санаторно - курортную путевку за ДАТА год, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления ей социальных услуг в ДАТА году является период с ДАТА года до даты снятия инвалидности – до ДАТА года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ с ГУ ЧРО ФСС РФ подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 400 руб, от уплаты которой при подаче иска обратившийся в суд в интересах истца прокурор освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Журавлевой Т.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившееся в непредоставлении Журавлевой Татьяне Владимировне путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год.

Обязать ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Журавлевой Татьяне Владимировне путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий С.Л. Закирова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200