О признании решения незаконным, возложении обязанности



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Максимова А.Е.,

при секретаре Сержантове Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Ахметчиной Лилии Карамовны к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить пенсию,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Ахметчиной Л.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее ГУ УПФР) о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в г.Златоусте» от ДАТА года НОМЕР в части отказа Ахметчиной Л.К. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ» периодов работы: с ДАТА года по ДАТА года работы в должности медицинской сестры Саткинского психоневрологического интерната продолжительностью 10 месяцев 5 дней; с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года - обучения на курсах повышения квалификации продолжительностью 2 месяца 29 дней; с ДАТА года по ДАТА года нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении дополнительно продолжительностью 1 месяц 25 дней; с ДАТА года по ДАТА года нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет продолжительностью 1 месяц 7 дней; возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДАТА года.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в прокуратуру города с заявлением о необоснованном отказе ГУ УПФ РФ в назначении досрочной трудовой пенсии обратилась Ахметчина Л.К. В ходе проверки было установлено, что ДАТА года Ахметчина Л.К. обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением от ДАТА года о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА года в назначении досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием 30-летнего специального трудового стажа, в который не были включены указанные периоды работы. Специальный трудовой стаж работы засчитан продолжительностью 29 лет 01 месяц 00 дней. Решение ГУ УПФР по г. Златоусту НОМЕР от ДАТА года об отказе Ахметчиной Л.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого 30-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ является незаконным. В соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Согласно п.п. 20 п. 1 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно п.п. 7-13 настоящей статьи, а также правила и исчисления периодов работ утверждаются Правительством РФ. Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» утвержден постановлением правительства РФ от ДАТА года НОМЕР. В период с ДАТА года по ДАТА года Ахметчина Л.К. работала в должности медицинской сестры Саткинского психоневрологического интерната. Указанный период работы не зачтен в специальный трудовой стаж в связи с несоответствием наименования учреждения номенклатуре учреждений здравоохранения НОМЕР от ДАТА года. В соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДАТА года НОМЕР, период работы в должности медицинской сестры психоневрологического интерната подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении независимо от количества отработанного времени. Кроме того, согласно справки от ДАТА года НОМЕР Саткинский психоневрологический интернат находится на территории п. Чулковка Саткинского района Челябинской области, то есть стаж должен учитываться, как стаж работы в сельской местности.

Из специального стажа Ахметчиной Л.К. необоснованно были исключены периоды учёбы на курсах повышения квалификации: с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года. В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ НОМЕР от ДАТА года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, соответственно работодателем за указанный период производится отчисление за командированного работника страховых взносов в ПФР. Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Следовательно, указанные периоды должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Отказ в льготном исчислении стажа за период с ДАТА года по ДАТА года нахождения в отпуске по беременности и родам и исключение из стажа периода с ДАТА года и ДАТА года нахождения в отпуске по уходу за ребенком также не основаны на действующем законодательстве. В соответствии с п.5 Правил от ДАТА года НОМЕР в льготный стаж работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам является периодом получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и, следовательно, подлежит включению в льготный стаж. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от ДАТА года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», а также пунктом 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от ДАТА года НОМЕР «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанные отпуска подлежали зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. До введения в действие закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Ахметчина Л.К. находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие указанных изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, следовательно, в соответствии с нормами законодательства, действовавшего на тот период времени, дополнительный отпуск по уходе за ребенком до достижения им возраста 3 лет подлежал включению в специальный стаж работы.

В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Морщинина И.В. уточнив исковые требования, просила возложить на ГУ УПФР в г. Златоусте обязанность назначить Ахметчиной Л.К. пенсию с ДАТА года. В остальной на удовлетворении исковых требований настаивала.

Истец Ахметчина Л.К. исковые требования поддержала.

Суду пояснила, что все работники Саткинского психоневрологического интерната имеют право на пенсию на льготных условиях. Ее коллегам, также работавшим медицинскими сестрами в данном учреждении, период работы в интернате зачтен в специальный стаж.

Представитель третьего лица МЛПУЗ «Городская детская больница НОМЕР» Юдина Г.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Златоусте Косарева А.А., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

В письменном отзыве на исковое заявление ответчик указал, что в соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, выполнявшим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной сложностью и ведущую к утрате трудоспособности до достижения обще установленного пенсионного возраста, по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, т.е. по отношению к трудовой пенсии по старости, досрочные пенсии, назначаемые в связи с медицинской деятельностью, носят льготный характер. Так же пенсионное обеспечение в России основано на страховых принципах. При этом все категории работающих, в том числе медицинские работники, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на общих основаниях по единому тарифу. Объем этих взносов не обеспечивает обязательств по финансированию назначенных им досрочно пенсий. Таким образом, выводя пенсионное обеспечение отдельных граждан из-под действия общих правил без достаточных для этого оснований, нарушаются конституционно гарантированные права других граждан (престарелых, инвалидов, лиц, потерявших кормильцев, и других малообеспеченных категорий граждан) в области социального обеспечения, установленные ст. 19 Конституции РФ. Конституция РФ обуславливает и гарантирует право каждому на пенсию в связи с обстоятельствами, вызывающими необходимость в социальной защите - болезнью, старостью, инвалидностью. Конституцией РФ не закреплен порядок назначения пенсий в связи с особыми условиями труда, а акцент сделан на то, что государственные пенсии устанавливаются Законом (ч. 2 ст. 39). Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Период стажа с ДАТА года по ДАТА года в должности медицинской сестры Саткинского психоневрологического интерната рассмотрен согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от ДАТА года НОМЕР и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от ДАТА года НОМЕР. В исковом заявлении истец указывает, что в соответствии со Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДАТА года НОМЕР, данный период должен быть учтен в специальный трудовой стаж. Вместе с тем, п. 31 в разделе «Наименование учреждений» предусмотрен психоневрологический интернат как учреждение социального обслуживания. По периодам стажа с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года - время нахождения в отпуске по беременности родам и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев УПФР опирается на п. 5 абзаца 1 разъяснения Министерства труда РФ от ДАТА года НОМЕР, право на досрочное пенсионное обеспечение по старости имеют работники, постоянно занятые выполнением работ в течении полного рабочего дня, предусмотренных Списками. Периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет не могут рассматриваться как профессиональная деятельность. В данные периоды сохраняются только трудовые отношения и соответственно в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются указанные периоды календарно 1 год за 1 год. Истец указывает Правила НОМЕР от ДАТА года, которые также не предусматривают зачета указанных периодов в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев. При этом истцом не учтено, что указанные периоды засчитаны Управлением в специальный трудовой стаж в календарном исчислении 1 год за 1 год, для зачета их в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев нет оснований. Относительно времени нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации, п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА года НОМЕР, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости наравне с работой, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Периоды нахождения в командировках и на курсах в их числе не предусмотрены и, по общему правилу, зачету в стаж на соответствующих видах работ не подлежат, включены в страховой стаж. Период с ДАТА года по ДАТА года (время нахождения в отпуске по уходу за ребенком более 1,5 лет) не может быть засчитан в специальный трудовой стаж. Данный период учтен в страховой стаж на основании положений Постановления Конституционного Суда РФ от ДАТА года НОМЕРП, Постановления Минтруда и социального развития РФ от ДАТА года. НОМЕР, зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежат периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ДАТА года продолжительностью до 1,5 лет (независимо от того, оплачиваемые или неоплачиваемые) л.д. 55-56).

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ахметчиной Л.К. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.

Из материалов дела следует, что ДАТА года Ахметчина Л.К. обратилась в ГУ УПФ г. Златоуста с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как выработавшая необходимый для её назначения 30-летний специальный стаж л.д. 31-34).

На основании решения Комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА года, установившей, что истец не имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, решением начальника ГУ УПФР в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА года Ахметчиной Л.К. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 30-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ л.д. 7-11).

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан следует, что ответчик исключил из специального трудового стажа истца, в числе других, периоды работы:

- с ДАТА года по ДАТА года - в должности медицинской сестры Саткинского психоневрологического интерната продолжительностью 10 месяцев 5 дней в связи с тем, что наименование учреждения не соответствует Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от ДАТА года НОМЕР;

- с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года - обучения на курсах повышения квалификации продолжительностью 2 месяца 29 дней в связи с тем, что включение указанных периодов в специальный трудовой стаж не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА года НОМЕР;

- с ДАТА года по ДАТА года нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении (1 месяц 25 дней) в связи с тем, что согласно п. 5 абзаца 1 разъяснения Министерства труда РФ от ДАТА года НОМЕР, право на досрочное пенсионное обеспечение по старости имеют работники, постоянно занятые выполнением работ в течении полного рабочего дня, предусмотренных Списками. Периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет не могут рассматриваться как профессиональная деятельность. В данные периоды сохраняются только трудовые отношения, в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются календарно 1 год за 1 год;

- с ДАТА года по ДАТА года нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет продолжительностью 1 месяц 7 дней, ссылаясь на то, что на основании постановления Конституционного Суда РФ от ДАТА года НОМЕР и постановления Минтруда и социального развития РФ НОМЕР от ДАТА года подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет до ДАТА года,

Суд находит незаконным не включение в специальный стаж спорных периодов работы.

Согласно копии трудовой книжки л.д. 12-15) в период с ДАТА года по ДАТА года Ахметчина Л.К. работала медицинской сестрой Саткинского психоневрологического интерната.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии в силу п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (с изменениями от 27 августа 1992 г., 23 июля, 22 сентября 1993 г.) предусматривалось право на пенсию по выслуге лет врачей и среднего медицинского персонала (в том числе медицинских сестер) независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. С 01 ноября 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, что предусмотрено п. 3 названного Постановления Правительства РФ № 1066.

Названные Списки утверждены в развитие ранее действующего Закона РФ «О Государственных пенсиях в РФ». В частности, ст. 83 названного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. По Закону «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии за выслугу лет, в частности работникам, занимающимся лечебной деятельности, трансформированы в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в трудовые пенсии по старости, назначаемые ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона. Условия назначения данных пенсий по закону «О трудовых пенсиях» по сравнению с ранее действующим законодательством не изменились.

В силу ст. 76 Конституции РФ федеральные законы, в том числе и Закон РФ «О государственных пенсиях» имеют прямое действие.

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», его статьи 80 и 83, во исполнение которых были приняты данные Постановления, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в зависимости от организационно - правовой формы лечебного учреждения, его наименования, наличия статуса юридического лица. Досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе и лицам, занимающимся лечебной деятельностью, назначается в зависимости от вида деятельности, работ, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях и не зависимо от организационно - правовой формы, наличия статуса юридического лица. Пенсионное законодательство является специальным по отношению к другим нормам, регулирующих деятельность учреждений здравоохранения, поэтому при решении вопроса о назначении пенсии приоритет должен отдаваться данным нормам права.

Статьями 12, 13, 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрена возможность создания государственной, муниципальной системы здравоохранения, что предполагает и различие наименований учреждения и его статуса.

Пунктом 31 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Социальное обслуживание» предусмотрено наименование учреждения «Психоневрологический интернат».

Из исторической справки от ДАТА года НОМЕР следует, что с ДАТА года организован Саткинский дом инвалидов, с 1973-го года - Саткинский психоневрологический интернат, с ДАТА года - государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Саткинский психоневрологический интернат» л.д. 16).

Как следует из приложения к исторической справке от ДАТА года НОМЕР, Саткинский психоневрологический интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, одной из основных задач интерната является оказание проживающим медицинской помощи л.д. 17).

Доводы ГУ УПФР в г. Златоусте на отсутствие в наименовании Саткинского психоневрологического интерната ссылки на то, что он является учреждением социального обслуживания, суд находит несостоятельными, поскольку Положением о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от ДАТА года НОМЕР, установлено, что Психоневрологический интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, координацию деятельности психоневрологических интернатов осуществляет Министерство социального обеспечения автономной республики, отдел социального обеспечения исполкома краевого, областного, районного (городского) Совета народных депутатов, расположенных на соответствующей территории (п. 1, 4).

Данная позиция о праве работников данного учреждения на включение периодов работы в нем в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании Положения о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от ДАТА года НОМЕР подтверждена письмом ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Челябинской области НОМЕР от ДАТА года «О праве на досрочное пенсионное обеспечение работников Саткинского психоневрологического интерната» л.д.18, 19).

Как следует из Справки от ДАТА года НОМЕР л.д. 21) Ахметчина Л.К. в период с ДАТА года по ДАТА года работала в Саткинском психоневрологическом интернате в должности медицинской сестры полный рабочий день, постоянно в объеме полной ставки. Должности медицинской сестры, согласно штатного расписания и оплаты труда, относятся к должностям среднего медицинского персонала. В указанный период работы в отпусках без сохранения заработной платы, простоях, учебных отпусках не находилась. Время работы в ГСУСОССЗН «Саткинский психоневрологический интернат» дает право на досрочное пенсионное обеспечение согласно ст. 27 п. 1 п.п. 20 Закона № 173 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании изложенного, не включение периода работы истца с ДАТА года по ДАТА года в должности медицинской сестры Саткинского психоневрологического интерната следует признать незаконным.

Как следует из материалов дела, Ахметчина Л.К. имеет детей: ФИО10, ДАТА года рождения, ФИО9 л.д. 57-58), в период с ДАТА года по ДАТА года находилась в отпуске по беременности и родам, в период с ДАТА года по ДАТА года находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Ответчиком в специальный стаж истца учтены периоды с ДАТА года по ДАТА года, а также с ДАТА года по ДАТА года в календарном исчислении.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее - Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Информационным письмом от ДАТА г. НОМЕР Минтруд РФ и ПФР разъяснили положения данного пункта Правил, указав, что по трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от ДАТА НОМЕР (в редакции от ДАТА), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от ДАТА, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ранее действовавшим законодательством были предусмотрены аналогичные положения.

Так, в п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5
"О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет"
(утв. Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29)
(с изменениями от 1 октября 1999 г.) содержится указание на то, что периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, засчитываются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившего в силу с 01 апреля 1972 года, женщинам, имеющим детей, помимо оплачиваемого отпуска по беременности и родам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработка до достижения ребенком возраста одного года.

В последующем положения данной нормы закона менялись в части увеличения срока дополнительного отпуска, а также условий его оплаты.

Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года срок дополнительного неоплачиваемого отпуска продлен до достижения ребенком возраста 1,5 лет, а постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет. При этом законом гарантировалось включение периода нахождения в указанном отпуске во все виды стажа: в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Дополнительный отпуск мог быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет.

В части включения периода отпуска в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений ст. 167 КЗоТ РСФСР действовала до 06 октября 1992 года, до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», которым установлено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Суд полагает, что придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение гражданина, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, неправомерно, так как противоречит Конституции РФ, имеющей непосредственное действие на всей территории РФ.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования (п. 6). В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу (п.7).

По смыслу Конституции Российской Федерации (ст. 54, 57), Указа Президента № 763 от 23 мая 1996 года, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, нормативный акт, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеют.

Часть 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего граждане не могли предвидеть в дальнейшем исключение из их специального стажа работы периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком возраста до полутора лет.

Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлениях Конституционного Cуда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», согласно которых «периоды нахождения граждан до 1992 года в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет подлежат зачету в трудовой и специальный стаж в соответствии с ранее действовавшим законодательством».

Изменения в КЗоТ РСФСР были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1, вступившем в действие с 06 октября 1992 года, обратная сила этим изменениям законом не предавалась. Поэтому, данные изменения, как ухудшающие положения граждан, не могут иметь обратную силу. Таким образом, ГУ УПФР в г. Златоусте незаконно применило нормативный акт, ухудшающий положение истца при реализации права на получение от государства пенсионного обеспечения, на период работы до вступления данного акта в силу.

Также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Следовательно, период нахождения истицы с ДАТА года по ДАТА года в должности медицинской сестры хирургического отделения Узловой больницы станции Дема в отпуске по беременности и родам, с ДАТА г. по ДАТА г. в той же должности в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1, 5 лет, с ДАТА года по ДАТА года в должности медицинской сестры палаты новорожденных Качканарской городской больницы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте более 1,5 лет подлежат включению в специальный стаж истицы из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев.

Исходя из положений п.3 ст. 196 ГПК РФ требования прокурора и пояснения истца, полагающих необходимым включение периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком более 1, 5 лет с ДАТА г. по ДАТА г. в специальный стаж в календарном исчислении, не включение в специальный стаж истца периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком более 1, 5 лет с ДАТА года по ДАТА года, а в отпуске по беременности и родам с ДАТА г. по ДАТА г. в льготном исчислении 1 год 6 месяцев за 1 календарный год следует признать незаконным.

С учетом вступления в силу с ДАТА года Закона РФ от ДАТА года НОМЕР требования прокурора о включении в специальный стаж периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДАТА г. по ДАТА г. удовлетворению не подлежат.

Суд также считает незаконным исключение из специального трудового стажа работы истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года общей продолжительностью 2 месяца 29 дней на основании следующего.

Для медицинского работника, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения им своей работы.

Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности; сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Из п. 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22 января 2007 года следует, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Статьей 196 Трудового кодекса РФ, устанавливается, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Как следует из справки МЛПУЗ «Городская детская больница НОМЕР» от ДАТА года л.д. 48), Ахметчина Л.К. в периоды с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года находилась в командировках на цикле усовершенствования с отрывом от производства.

Согласно копии Сертификата от ДАТА года 02 НОМЕР, Ахметчина Л.К. проходила обучение в ГОУ «Центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием» по специальности «сестринское дело в педиатрии» л.д. 22).

Согласно копии Свидетельства о повышении квалификации, в период с ДАТА года по ДАТА года повышала квалификацию в ГОУ дополнительного профессионального образования «Челябинский областной центр дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения» по циклу усовершенствования «Сестринское дело в стоматологии» в объеме 144 часов л.д. 23).

Как следует из копии удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, Ахметчина Л.К. в период с ДАТА года по ДАТА года проходила краткосрочное обучение в том же учебном заведении по тематическому циклу «Вакцинопрофилактика» в объеме 72 часов л.д. 24).

Согласно пункту 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Как следует из п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со статьей 112 КЗОТ РФ, статьей 187 вступившего в действие с ДАТА года ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Тематика курсов повышения квалификации соответствует специфике работы истца в соответствующие периоды работы.

Таким образом, указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, являются периодами работы по фактической должности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Кроме того, в пункте 21 Рекомендации Международной организации труда от 24 июня 1974 года. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав, на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как следует из оспариваемого решения Комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА года. л.д.8-11), специальный трудовой стаж истца по состоянию на ДАТА года без учета спорных периодов, составил 29 лет 01 месяц 3 дня.

Следовательно, с учетом спорных периодов, льготный стаж истца на ДАТА года составит 30 лет 04 месяца 12 дней: (29 лет 01 месяц 3 дня + 10 месяцев 5 дней + 10 дней + 1 месяц 25 дней + 2 месяца 29 дней), что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

При таких обстоятельствах, решение руководителя территориального органа ПФР от ДАТА года НОМЕР об отказе Ахметчиной Л.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному выше основанию следует признать незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Ахметчиной Лилии Карамовны удовлетворить.

Признать незаконными решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от ДАТА года НОМЕР в части отказа Ахметчиной Лилие Карамовне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы:

- с ДАТА года по ДАТА года работы в должности медицинской сестры Саткинского психоневрологического интерната продолжительностью 10 месяцев 5 дней;

- с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года - обучения на курсах повышения квалификации продолжительностью 2 месяца 29 дней;

- с ДАТА года по ДАТА года нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении дополнительно 1 месяц 25 дней;

- с ДАТА года по ДАТА года нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в календарном исчислении продолжительностью 10 дней.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить Ахметчиной Лилии Карамовне в специальный трудовой стаж периоды работы с ДАТА года по ДАТА года в должности медицинской сестры Саткинского психоневрологического интерната; с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года - обучения на курсах повышения квалификации; с ДАТА года по ДАТА года - нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении; с ДАТА года по ДАТА года нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет, назначить ей пенсию по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» с ДАТА года.

В удовлетворении требований прокурора г. Златоуста о включении в специальный стаж Ахметчиной Лилии Карамовны периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1, 5 лет с ДАТА г. по ДАТА г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через суд, его вынесший.

Председательствующий А.Е. Максимов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200