Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой Г.А.,
при секретаре Журавлевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Искандаровой Валентины Ивановны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Златоусте» (далее - ГУ УПФ РФ) о включении периода работы в трудовой стаж,
у с т а н о в и л :
Искандарова В.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ о включении периода работы с ДАТА года по ДАТА года истопником в сельской школе с. Злоказово Кусинского района в трудовой стаж.
В обоснование своих требований сослалась на то, что в ДАТА года она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте с заявлением о включении периода работы с ДАТА года по ДАТА года истопником в сельской школе с. Злоказово Кусинского района в трудовой стаж. Решением от ДАТА года во включении данного периода в трудовой стаж истице было отказано. С данным решением ГУ УПФ РФ в г. Златоусте Искандарова В.И. не согласна. Отец истицы погиб в ДАТА году, а мать болела и слегла. Поскольку дети остались без попечения родителей, они вынуждены были работать. В ДАТА году истице исполнилось 12 лет, и она вместе со своей старшей сестрой работала истопником в сельской школе с. Злоказово Кусинского района. В обязанности истицы входило: заготовка дров и складывание их в дровяник, а в ночное время топка печи. Факт работы Искандаровой В.И. с ДАТА года по ДАТА года истопником в сельской школе с. Злоказово Кусинского района подтверждается свидетельскими показаниями ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4 и записями в их трудовых книжках. Поскольку документы сгорели во время пожара в школе, подтвердить документально период работы истицы не представляется возможным.
В судебном заседании истица Искандарова В.И. на удовлетворении своих исковых требований настаивала.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом л.д. 27).
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Искандаровой В.И. подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Искандарова В.И. является пенсионеркой, имеет страховой стаж 33 года 4 месяцев 22 дня, в том числе периоды работы во время Великой Отечественной войны с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года, которые подтверждены документами л.д. 11).
Как следует из материалов дела, Искандарова В.И.в ДАТА года обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте с заявлением о включении периода работы с ДАТА года по ДАТА года истопником в сельской школе с. Злоказово Кусинского района в трудовой стаж.
Решением от ДАТА года во включении данного периода в трудовой стаж истице было отказано, поскольку не приложена справка администрации Кусинского района о причинах утраты архивов за указанный период; в указанный период Искандаровой В.И. было 12 лет, а Кодексом законов о труде ДАТА года, действовавшим в указанный период, было запрещено привлечение к труду граждан до достижения 16 лет, в исключительных случаях допускалось привлечение к труду на постоянной основе малолетних граждан, но не моложе 14 лет. Кроме того, дата заполнения трудовых книжек свидетелей, указанных в протоколе опроса, - ДАТА года, хотя они подтверждают своими показаниями период работы Искандаровой В.И. в 1944-1945гг. л.д. 4).
Между тем, статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.
Согласно ст. 89 Закона РФ "О государственных пенсиях в РСФСР", действующего на момент возникновения спорных правоотношений, в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Статьями 96 и 97 названного Закона предусмотрено, что трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Стаж работы, указанный в части первой статьи 89 Закона, может устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясение, наводнение, ураган, пожар и т.п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (например, вследствие иного их хранения, умышленного уничтожения и т.п.).
Из содержания данных актов следует, что юридически значимым при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы на предприятии или в колхозе является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя. Ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя законом не предусмотрено, следовательно, установление по свидетельским показаниям стажа работы в период войны несовершеннолетним лицам, не достигшим работоспособного возраста, допускается.
На основании п. 28 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Согласно п.30 указанных Правил при установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается: период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений; свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Из пояснений истицы следует, что она, являясь несовершеннолетней, с ДАТА года по ДАТА года работала истопником в сельской школе с. Злоказово Кусинского района Челябинской области, поскольку ее отец погиб в ДАТА году, а мать болела и слегла, а дети, оставшиеся без попечения родителей, вынуждены были работать. В ДАТА году истице исполнилось 12 лет, и она вместе со своей старшей сестрой работала истопником в сельской школе с. Злоказово Кусинского района. В обязанности истицы входило: заготовка дров и складывание их в дровяник, а в ночное время топка печи.
Истица также пояснила, что периоды работы с ДАТА года по ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года включены в ее трудовой стаж на основании протоколов допросов свидетелей ФИО6, ФИО7 Протоколы допросов свидетелей, подтверждающих стаж работы истицы истопником в Злоказовской школе в период с ДАТА года по ДАТА года истица своевременно в пенсионный орган не представила, так как не могла разыскать этих свидетелей. После допроса свидетелей ФИО9 и ФИО4 истица не могла предоставить протоколы допроса в пенсионный орган, так как была в тяжелом состоянии после перенесенного инфаркта.
Указанные обстоятельства подтверждаются ее медицинскими документами.
Как следует из протоколов опроса свидетеля ФИО4, ДАТА года рождения, она знает истицу по совместной работе в Злоказовской школе. В период с ДАТА года по ДАТА года ФИО4 работала преподавателем математики и физики. Искандарова (ранее – Тукачева) В.И. работала истопником в Злоказовской школе с ДАТА года по ДАТА года. Он работала постоянно, полный рабочий день.
Как следует из протоколов опроса свидетеля ФИО5, ДАТА года рождения, она знает Тукачеву (в настоящее время Искандарову) В.И. по совместной работе в Злоказовской школе. ФИО9 работала учителем с ДАТА года до ухода на пенсию, т.е. до ДАТА года. Тукачева В.И. работала истопником в Злоказовской школе в отопительный сезон с ДАТА года по ДАТА год. Работа носила постоянный характер, полный рабочий день л.д. 9 – 9 об.).
Допросить свидетелей ФИО5 и ФИО4 непосредственно в судебном заседании не представляется возможным в связи с их смертью.
По мнению суда, протоколы допроса этих свидетелей являются надлежащим доказательствами, так как составлены компетентной комиссией Управления социальной обеспечения Кусинского района Челябинской области, подписи свидетелей в протоколах допроса заверены комиссией.
Тот факт, что дата заполнения трудовых книжек свидетелей не соответствует периоду работы истицы в 1944-1945гг, который они подтверждают, также не может повлиять на выводы суда.
Из протоколов допроса свидетелей ФИО5 и ФИО4 следует, что свидетели работали в Злоказовской школе соответственно с ДАТА и ДАТА годов.
Оценив указанные доказательства в их совокупности, суд считает, что истцом достаточно подтвержден факт ее работы в тылу в период Великой Отечественной войны, а именно: в качестве истопника в сельской школе с. Злоказово Кусинского района Челябинской области с ДАТА года по ДАТА года.Согласно архивной справке Администрации Кусинского района л.д. 10), документальные материалы по личному составу Злоказовской школы в архивный отдел администрации не поступали за ДАТА-ДАТА. Документы сгорели во время пожара школы, поэтому подтвердить стаж работы Тукачевой В.И. нет возможности.
Следовательно, имеется документ, подтверждающий факт утраты документов о трудовой деятельности в связи со стихийным бедствием.
Период работы истицы в годы ВОВ подлежит включению в трудовой стаж Искандаровой В.И., дающий право на увеличение процента валоризации его пенсии в соответствии с ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".Отказ во включении спорного периода в трудовой стаж истца влечет уменьшение процента валоризации его пенсии, и, следовательно, нарушение его пенсионных прав, предусмотренных действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Искандаровой Валентины Ивановны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте включить в трудовой стаж Искандаровой Валентины Ивановны, ДАТА года рождения, период ее работы с ДАТА года по ДАТА года в качестве истопника в сельской школе с. Злоказово Кусинского района Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.
Председательствующий: Г.А. Фролова