дело НОМЕРР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА г. г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.
при секретаре Бедрик М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истицы Русских Н.Н., представителя ответчика ГУ УПФР в г. Златоусте Сидоровой Н.К.,
гражданское дело по иску Русских Натальи Николаевны к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязывании включить периоды работы в спецстаж,
у с т а н о в и л :
Русских Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по г. Златоусту» (далее ГУ УПФР), и впоследствии уточнив заявленные требования заявлением от ДАТА г., просит признать незаконным решение комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТАг. в части не включения в её специальный трудовой стаж периодов работы с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя ясли-сад НОМЕР отдела детских дошкольных учреждений ПО «ЗМЗ», когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста 1,5 лет, со ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя муниципального дошкольного учреждения НОМЕР; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указанные периоды работы л.д. 3,25).
В обоснование заявленных требований указала, что ДАТАг. она обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального педагогического стажа. В ее специальный стаж не были включены указанные выше периоды работы. Считает решение комиссии ГУ УПФР о не включении в ее спецстаж указанных периодов работы незаконным, так как на основании постановления Конституционного Суда от ДАТАг. НОМЕР и постановления Минтруда и социального развития РФ от ДАТАг. НОМЕР при определении права на досрочное пенсионное обеспечение зачету в спецстаж подлежат периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ДАТАг. В период с ДАТАг. по ДАТАг. муниципальное дошкольное учреждение НОМЕР, не имея надлежащим образом оформленных документов о юридическом статусе, функционировало и выполняло функции по воспитанию и образованию детей, её должностные обязанности, как воспитателя, не изменялись.
В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте Сидорова Н.К., действующая по доверенности НОМЕР от ДАТАг. л.д. 26) с иском не согласна по основаниям, изложенным в оспариваемом протоколе заседания комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав НОМЕР от ДАТА АДРЕС пояснила, что в спецстаж истицы включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком только до достижения им возраста 1,5 лет, поскольку в Постановлении Конституционного Суда НОМЕР не высказана позиция о зачете в спецстаж периода отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. Период с ДАТАг. по ДАТАг. не включен в спецстаж истицы в связи с тем, что в спорный период учреждение не имело никакого статуса. Однако, не оспаривает, что в этот период педагогическая деятельность истицы не прекращалась.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Русских Н.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых педагогическим трудом, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.
Как видно из копии трудовой книжки истицы л.д. 8-11), протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТАг. л.д.6-7), и следует из пояснений истицы, она с 1984 года осуществляла педагогическую деятельность на различных должностях в различных образовательных учреждениях.
ДАТА года Русских Н.Н. обратилась с заявлением в ГУ УПФР в г. Златоусте о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как выработавшей необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 25-летний педагогический стаж л.д. 19-20).
На основании решения Комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТАг., установившей, что истица не имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, решением начальника ГУ УПФР в г. Златоусте НОМЕР от ДАТАг. Русских Н.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа л.д. 6-7,5).
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТАг. следует, что ответчик исключил из специального стажа истицы ряд периодов её работы, в числе которых периоды с ДАТАг. по ДАТАг. – в должности воспитателя ясли-сад НОМЕР отдела детских дошкольных учреждений ПО «ЗМЗ» и нахождения её в отпуске по уходу за ребенком возрастом более 1,5 лет, ссылаясь на то, что согласно абз.2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТАг. НОМЕР с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДАТАг. НОМЕР, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Кроме того, на основании постановления Конституционного Суда РФ от ДАТАг. НОМЕР и постановления Минтруда и социального развития РФ НОМЕР от ДАТАг. при определении права на досрочное пенсионное обеспечение зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежат периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ДАТАг. Также не включен в спецстаж период работы с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя муниципального дошкольного учреждения НОМЕР в связи с тем, что согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от ДАТАг. НОМЕР образовательное учреждение должно являться юридическим лицом с ДАТАг., независимо от его организационно-правовых форм подчиненности. Учреждения, созданные после ДАТАг.(даты введения в действие гл. 4 ГК РФ), наличие статуса подтверждают документами о регистрации учреждения. В данном случае учредительные документы, то есть Устав утверждены постановлением Главы администрации г. Златоуста НОМЕР от ДАТАг.
Суд находит незаконным не включение в специальный стаж спорных периодов работы на основании следующего.
Как следует из копии свидетельства о рождении л.д. 16), копии решения ГУ УПФР л.д.6-7), справки ОАО «ЗМЗ» от ДАТА г. НОМЕР л.д. 21), Русских Н.Н. имеет сына Евгения, родившегося ДАТА года, с ДАТА года по ДАТА года находилась отпуске по уходу за ребенком. Ответчиком в специальный стаж истицы учтен период с ДАТА по ДАТАг. нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста 1,5 лет.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившего в силу с ДАТА г., женщинам, имеющим детей, помимо оплачиваемого отпуска по беременности и родам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработка до достижения ребенком возраста одного года.
В последующем положения данной нормы закона менялись в части увеличения срока дополнительного отпуска, а также условий его оплаты.
Так, Указом Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 г. срок дополнительного неоплачиваемого отпуска продлен до достижения ребенком возраста 1,5 лет, а постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет. При этом законом гарантировалось включение периода нахождения в указанном отпуске во все виды стажа: в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Дополнительный отпуск мог быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет.
В части включения периода отпуска в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений ст. 167 КзоТ РСФСР действовала до 06.10.1992 г., до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.92 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», которым установлено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Суд полагает, что придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение гражданина, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, неправомерно, так как противоречит Конституции РФ, имеющей непосредственное действие на всей территории РФ.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования (п. 6). В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу (п.7).
По смыслу Конституции Российской Федерации (ст. 54, 57), Указа Президента № 763 от 23.05.96 г., общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, нормативный акт, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеют.
Часть 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего граждане не могли предвидеть в дальнейшем исключение из их специального стажа работы периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком возраста до трех лет. Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлениях Конституционного Cуда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».
Изменения в КЗоТ РСФСР были внесены Законом РФ от 25.09.92 № 3543-1, вступившем в действие с 01.10.1992 года, обратная сила этим изменениям законом не предавалась. Поэтому, данные изменения, как ухудшающие положения граждан, не могут иметь обратную силу. Таким образом, ГУ УПФ в г. Златоусте незаконно применило нормативный акт, ухудшающий положение истицы при реализации права на получение от государства пенсионного обеспечения, на период работы до вступления данного акта в силу. Следовательно, не включение в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДАТА г. по ДАТА г. следует признать незаконным.
Как следует из пояснений истицы, материалов дела, ДАТАг. она была принята на работу воспитателем в ясли-сад НОМЕР отдела детских дошкольных учреждений Златоустовского машиностроительного завода на основании приказа НОМЕР от ДАТАг.л.д.8-11). ДАТАг. ясли-сад НОМЕР отдела детских дошкольных учреждений ПО «ЗМЗ» переведено в систему Гор УНО л.д.9). Согласно справке НОМЕР от ДАТАг. о хронологическом переименовании муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного типа НОМЕР л.д.12) Детский сад НОМЕР ПО «ЗМЗ» переименован в Муниципальное дошкольное учреждение НОМЕР с ДАТАг. Устав МДУ НОМЕР зарегистрирован ДАТАг. постановлением Главы администрации г. Златоуста НОМЕР(15) от ДАТАг.
Из пояснений истицы, представленных документов, следует, что какой-либо другой деятельностью, кроме педагогической, она не занималась с 1985г. по настоящее время. Несмотря на передачу дошкольного образовательного учреждения ПО «ЗМЗ» в ведение ГорУНО, истица продолжала работать с теми же детьми, в одном и том же дошкольном образовательном учреждении, ее должностные обязанности не менялись.
Представителем ответчика не оспаривается осуществление Русских Н.Н. педагогической деятельности в указанный выше период, он не зачтен в специальный стаж только по формальным основаниям – отсутствие у дошкольного образовательного учреждения статуса юридического лица.
Пунктом 2 ст. 12 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании» действительно предусмотрено, что образовательные учреждения должны являться юридическими лицами. Вместе с тем, требования к статусу образовательного учреждения, как юридическому лицу, ни в Законе № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни в Списках должностей и учреждений, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не содержатся. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Отсутствие либо наличие статуса юридического лица у учреждения для назначения пенсии по выслуге лет правового значения не имеет, так как истица вне зависимости от статуса образовательного учреждения работала в сфере образования, в должности и в образовательном учреждении, предусмотренных Списком. Ответчик доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представил.
На основании вышеизложенного, не включение в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию, периода работы Русских Н.Н. с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя МДУ НОМЕР следует признать незаконным, ущемляющим законные права истицы.
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА г. л.д.6-7), таблицы трудовой деятельности застрахованного лица л.д. 22), специальный трудовой стаж истицы, без учета спорных периодов, составил 23 года 10 мес. 25 дн.
Следовательно, с учетом спорных периодов специальный трудовой стаж истицы, дающий право для назначения ей пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет на ДАТА г. (дата, на которую ответчик определял истице право на досрочную трудовую пенсию) 24 года 08 месяцев 22 дня (23 года 10 мес. 25 дн. + 09 мес. 21 дн. + 06 дн.), что на день обращения истицы в ГУ УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии не достаточно для ее назначения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию сумма 200,00 руб. в возврат госпошлины, уплаченной в доход государства при обращении с настоящим иском в суд л.д.2).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Русских Натальи Николаевны, - удовлетворить.
Признать незаконными решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от ДАТА года НОМЕР в части не включения в специальный трудовой стаж Русских Натальи Николаевны периодов работы с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя НОМЕР отдела детских дошкольных учреждений Златоустовского машиностроительного завода и нахождения в отпуске по уходу за ребенком возраста свыше 1,5 лет, с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя муниципального дошкольного учреждения НОМЕР.
Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить Русских Наталье Николаевне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы: с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя НОМЕР отдела детских дошкольных учреждений Златоустовского машиностроительного завода и нахождения её в отпуске по уходу за ребенком возрастом свыше 1,5 лет продолжительностью 09 месяцев 21 день, с ДАТАг. по ДАТАг. в должности воспитателя муниципального дошкольного учреждения НОМЕР продолжительностью 06 дней.
Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в пользу Русских Натальи Николаевны в возмещение судебных расходов сумму 200,00 руб (двести рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий Е.Ю.Квашнина