Дело НОМЕР г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА г. г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Т.Д. Руновой,
при секретаре Г.Р. Шугаипова,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истицы Гладких Н.С., представителя ответчика Домрачевой Е.В., третьего лица Гладких С.Г.,
гражданское дело по иску Гладких Надежды Салаватовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным,
у с т а н о в и л :
Гладких Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте (далее – ГУ УПФ РФ в г. Златоусте), в котором просит признать решение ГУ УПФ РФ в г. Златоусте Челябинской области НОМЕР от ДАТА г. об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным л.д. 4).
В обоснование своих требований сослалась на то, что ДАТА года она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка в соответствии с Федеральным законом НОМЕРФЗ от ДАТА г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». К заявлению она приложила документы, подтверждающие рождение детей: на первого ребенка - справку из ЗАГСа, так как первый ребенок умер, а на второго - свидетельство о рождении. В выдаче сертификата на материнский капитал ей было отказано, поскольку на первого ребенка нет свидетельства о рождении. Считает отказ необоснованным, так как из смысла закона следует, что право на материнский капитал зависит от количества рождений (или усыновлений) детей, а не от реального числа живых детей на момент подачи заявления о выдаче сертификата.
Определением судьи от ДАТА г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Гладких С.Г. л.д. 17).
В судебном заседании истица Гладких Н.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований по указанным выше основаниям. л.д. 21)
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Златоусте Домрачева Е.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что по смыслу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине в случае, если у неё имеется не менее двух детей. Женщина, родившая мертвого ребенка, такого права не имеет л.д. 21).
Третье лицо Гладких С.Г. исковые требования поддержал в полном объеме. Считает отказ ГУ УПФ РФ в г.Златоусте в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным. л.д.21)
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее Правила).
Согласно п. 5 Правил заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
В соответствии с ч.6,7 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Гладких Н.С. ДАТА года в г. Златоусте Челябинской области родила мертвого ребенка, в связи с чем отделом ЗАГС Администрации ЗГО была составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым, за НОМЕР от ДАТА г. и истице выдана справка о рождении НОМЕР от ДАТАг. л.д. 5).
ДАТА г. Гладких Н.С. родила сына ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным ДАТА г. отделом ЗАГС Администрации ЗГО л.д.6).
В связи с рождением второго ребенка после ДАТА года, ДАТА года истица обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте по вопросу выдачи ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал л.д.11).
Решением руководителя ГУ УПФ РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТАг. Гладких Н.С. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в виду отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки на основании п.1 ч.6 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". л.д.10)
В уведомлении руководителя ГУ УПФ РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТАг. Гладких Н.С. разъяснено, что оснований для выдачи ей сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка не имеется, поскольку ею не представлен документ, подтверждающий рождение первого ребенка – свидетельство о рождении л.д.7).
Отказ ГУ УПФ РФ в г. Златоусте в выдаче Гладких Н.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал суд считает законным и обоснованным.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство.
В соответствии со ст. 47 ГК РФ, с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в т.ч. рождение, смерть.
Согласно п. 2 ст. 6, ст. 8 вышеназванного Закона, государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния. В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Пунктом 1 ст. 20 Закона РФ «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.
В соответствии с ч.3 ст.22 указанного Закона в случае рождения мертвого ребенка сведения о его имени и отчестве в запись акта о рождении не вносятся.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм для подтверждения права на дополнительную меру государственной поддержки необходимо предоставление свидетельств о рождении детей, однако такие свидетельства о рождении на мертворожденных детей не выдаются. Сведения о фамилии, имени, отчестве детей, о реквизитах их свидетельств о рождении отнесены к числу обстоятельств, влияющих на возникновение права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и в справке о рождении мертвого ребенка такие сведения отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
При этом согласно преамбуле указанного Закона его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющих детей, достойную жизнь.
Частью 7 ст. 3 Закона предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Из содержания указанных положений следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у неё имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 1 января 2007г.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истицы суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Гладких Надежды Салаватовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о признании решения НОМЕР от ДАТАг. об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий Т.Д. Рунова