Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой Г.А.,
при секретаре Журавлевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Труниной Татьяны Геннадьевны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Златоусте» (далее ГУ УПФ РФ) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л:
Трунина Т.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в г. Златоусте о признании решения незаконным, включении спорных периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с ДАТА года.
В обоснование своих исковых требований сослалась на то, что ДАТА года она обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Но на основании решения ГУ УПФ РФ НОМЕР от ДАТА года в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием 25-летнего педагогического стажа. С указанным решением истица не согласна, полагает, что в льготный стаж должны быть включены периоды ее работы: с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя дошкольного учреждения НОМЕР; с ДАТА года по ДАТА года и с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок». Общая продолжительность данных периодов составляет 3 года 2 месяца 1 день, без зачета в льготный стаж спорных периодов 25 лет работы, дающей право на досрочную пенсию, не набирается.
В ходе рассмотрения дела истица Трунина Т.Г. уточнила свои исковые требования, просит включить в льготный стаж периоды ее работы: с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя дошкольного учреждения НОМЕР; с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок».
В судебном заседании истица Трунина Т.Г. на удовлетворении своих исковых требований настаивала.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Златоусте Косарева А.А., действующая на основании доверенности л.д. 42), исковые требования Труниной Т.Г. не признала, суду пояснила, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж истицы в связи с несоответствием наименований учреждений, в которых работала истица, утвержденным Правительством Спискам и в связи с отсутствием статуса юридического лица
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Труниной Т.Г. подлежащими удовлетворению.
На основании материалов дела, пояснений истицы Труниной Т.Г. установлено, что истица с ДАТА года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, в том числе работала: с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя дошкольного учреждения НОМЕР; с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок» (трудовая книжка -л.д. 4-10, решение ГУ УПФ РФ -л.д. 11-14).
ДАТА года Трунина Т.Г. обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии л.д. 33-36).
Решением ГУ УПФ РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА года в назначении досрочной трудовой пенсии Труниной Т.Г. было отказано в связи с отсутствием 25-летнего специального трудового стажа, в который ГУ УПФ РФ не были включены периоды ее работы:
- с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя дошкольного учреждения НОМЕР, поскольку наименование учреждения не соответствует разделу «наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДАТАг. НОМЕР, т.е. на момент ликвидации в наименовании дошкольного учреждения отсутствует тип и вид учреждения;
- с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поскольку отсутствует наличие статуса юридического лица у учреждения. Учреждения, созданные после ДАТА года, наличие статуса подтверждают документами о регистрации учреждения, в данном случае Устав учреждения зарегистрирован постановлением Главы города Златоуста НОМЕР от ДАТАг.;
- с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок», поскольку наименование учреждения не соответствует разделу «наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Специальный трудовой стаж работы Труниной Т.Г. засчитан продолжительностью 23 года 2 месяца 25 дней л.д. 11-14).
По мнению суда, спорные периоды работы истицы не включены в специальный стаж Труниной Т.Г. по мотиву отсутствия у учреждения статуса юридического лица, несоответствия наименования учреждения Спискам необоснованно.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в пункте 1 Перечня должностей указана должность «воспитатель», в п. 1.3 «Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Перечня учреждений предусмотрены виды учреждений: школы-интернаты всех наименований, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; в п. 1.5. «специальные(коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии» Перечня учреждений предусмотрены виды учреждений: школа, школа – интернат.
Как следует из пояснений истицы, записи в ее трудовой книжке л.д. 4-10), архивной справки л.д. 37), справки Городского управления образования л.д. 39) в период с ДАТА года по ДАТА года Трунина Т.Г. работала воспитателем в детском саду НОМЕР отдела детских учреждений Златоустовского машиностроительного завода им. В.И. Ленина, уволена переводом в Златоустовский Гороно. Приказом Гороно НОМЕР от ДАТА принята переводом в дошкольное учреждение НОМЕР воспитателем с ДАТА года. Постановлением главы администрации города от ДАТА года НОМЕР дошкольное учреждение НОМЕР ликвидировано с ДАТА года, приказом НОМЕР от ДАТА года по ДУ НОМЕР Трунина Т.Г. уволена в связи с ликвидацией дошкольного учреждения с ДАТА года.
Как следует из пояснений истицы, записи в ее трудовой книжке, в спорные периоды с ДАТА года по ДАТА года и с ДАТА года по ДАТА года Трунина Т.Г. работала в должности воспитателя Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За период работы Труниной Т.Г. в учреждении оно неоднократно переименовывалось.
Из исторической справки о переименованиях Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» для детей с отклонениями в развитии» л.д. 41) следует, что в 1962 году создана и пущена в эксплуатацию школа-интернат НОМЕР, которая впоследствии была переименована в «детский дом НОМЕР», «детский дом семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании Постановления Главы Администрации г. Златоуста НОМЕР от ДАТА года переименовано в Муниципальное образовательно-воспитательное учреждение «Детский дом-школа-интернат «Роса», а затем в Муниципальное образовательное учреждение «Детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Муниципальное образовательно-воспитательное учреждение «Детский дом «теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Муниципальное образовательное учреждение «Детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок».
Постановлением Главы города Златоуста НОМЕР от ДАТА года указанное учреждение было переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» для детей с отклонениями в развитии».
Основной целью деятельности данного учреждения (как в период, когда оно функционировало в качестве муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса», а затем в качестве муниципального образовательного учреждения «Детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», муниципального образовательного учреждения «Детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок», муниципального образовательного учреждения «Детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» для детей с отклонениями в развитии») являлось обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление преемственности в воспитании детей-сирот дошкольного, школьного возрастов, детей с отклонениями и недостатками в умственном и физическом развитии, выявление, диагностика детей, закрепленных территорий для создания надлежащих условий их обучения и воспитания.
Такие же цели деятельности определены в предусмотренных Списками образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. Само по себе не соответствие наименования учреждения Спискам не может повлечь ограничение прав истицы на досрочное пенсионное обеспечение.
Из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Закон РФ № 173- ФЗ от 17.12. 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", во исполнение которого было принято Постановление Правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781, не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно – правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждения для детей, его организационно – правовую форму, наличие статуса юридического лица, наличие в наименовании учреждения типа и вида учреждения.
Данный вывод подтверждается положением статьи 55 Федерального Закона "Об образовании" (в редакции от 7 августа 2000 года) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно – правовыми формами образовательных учреждений, наличием статуса юридического лица.
Аналогичная позиция нашла выражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06. 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан.
С учетом изложенного, необоснованным является и отказ УПФР в включении в специальный стаж истицы периодов ее работы: с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя дошкольного учреждения НОМЕР; с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок».
Следовательно, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы в полном объеме.
С учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж истицы, ее специальный трудовой стаж составит 26 лет 3 месяца (23 года 2 месяца 25 дней + 2 года 6 месяцев 16 дней + 2 месяца 9 дней + 3 месяца 10 дней)
Поскольку специальный педагогический стаж продолжительностью 25 лет Труниной Т.Г. выработан на момент подачи заявления о назначении пенсии, ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с момента обращения за ней, т.е. с ДАТА года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Труниной Татьяны Геннадьевны удовлетворить.
Признать решение ГУ Управление пенсионного Фонда РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТАг. об отказе Труниной Татьяне Геннадьевнев назначении досрочной трудовой пенсии на основании п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным.
Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного Фонда РФ в г. Златоусте» назначить Труниной Татьяне Геннадьевне с ДАТАг. досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», включив в стаж педагогической деятельности Труниной Т.Г. периоды ее работы:
- с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя дошкольного учреждения НОМЕР, продолжительностью 2 года 6 месяцев 16 дней;
- с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжительностью 2 месяца 9 дней;
- с ДАТА года по ДАТА года в должности воспитателя МОУ «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок», продолжительностью 3 месяца 10 дней.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Челябинского областного суда в течение десяти дней с момента его вынесения через суд, вынесший решение.
Председательствующий Г.А. Фролова