Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю. Фомина
при секретаре М.Е. Емельяновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Валиевой Гульнур Ансаровны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
Валиева Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – ГУ УПФ), в котором просит признать незаконным признать незаконным решение ГУ УПФ об отказе в назначении пенсии НОМЕР от ДАТАг., решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА г., обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с ДАТАг. по ДАТА г. в должности процедурной медицинской сестры МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Территориального объединения медико-социальной помощи в календарном исчислении 1 год за 1 год, с ДАТА г. по ДАТАг. в должности процедурной медицинской сестры МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Муниципального учреждения Управления здравоохранения в календарном исчислении 1 год за 1 год, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с ДАТА г.
В обоснование своих требований сослалась на то, что ДАТАг. обратилась в ГУ УПФ в г. Златоусте с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, вышеуказанным решением в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано. К зачету в специальный трудовой стаж работы указанные периоды не приняты в связи с несоответствием наименования учреждения номенклатуре учреждений здравоохранения, списку должностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР. Истица не согласна с решением ответчика, полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии, поскольку независимо от наименования учреждения она выполняла одну и ту же лечебную работу в должности процедурной медицинской сестры Противотуберкулезного диспансера.
Истица Валиева Г.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Представитель ГУ УПФ Косарева А.А., действующая на основании доверенности НОМЕР от ДАТА г. л.д.23), с иском не согласна по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости НОМЕР от ДАТА г. Считает отказ Валиевой Г.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости законным и обоснованным, так как наименование учреждения, в котором работала истица не соответствует Номенклатуре учреждений здравоохранения, Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ НОМЕР. Кроме того, документально не подтвержден статус юридического лица МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» в спорные периоды.
Представитель 3-го лица ГУЗ «Областная туберкулезная больница НОМЕР» Логинова Л.М., действующая на основании доверенности л.д.24), исковые требования поддержала.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск Валиевой Г.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей названного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.9 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как следует из копии трудовой книжки л.д.10-12), протокола заседания комиссии ГУ УПФ НОМЕР от ДАТА г. л.д. 7-9), истица с ДАТА г. работает в должности медицинской сестры, в том числе с ДАТА г. по настоящее время в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер», которое за время своего существования имело различные наименования. За период работы в указанном учреждении наименование должности истицы изменялось однократно с «процедурной медсестры» на «медицинская сестра процедурной».
ДАТА г. Валиева Г.А. обратилась с заявлением в ГУ УПФ о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику л.д. 14-16).
Однако в назначении пенсии ей было отказано решением НОМЕР от ДАТА г. л.д.6-9) в виду отсутствия требуемого 30-летнего специального трудового стажа на соответствующих видах работ. При этом специальный стаж был определен сроком 24 года 11 месяцев 14 дней. К зачету в специальный трудовой стаж не приняты оспариваемые истицей периоды работы:
- с ДАТАг. по ДАТАг. (продолжительность периода 1 год 4 месяца 11 дней) в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Территориального объединения медико-социальной помощи, с ДАТАг. по ДАТА г. (продолжительность периода 3 года 11 месяцев 9 дней) в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Муниципального учреждения Управления здравоохранения,
поскольку наименование учреждений не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения от ДАТАг. НОМЕР, а также наименование учреждения не соответствует разделу «наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДАТАг. НОМЕР и нет возможности применить п. 1 Правил исчисления сроков выслуги, т.к. «противотуберкулезный диспансер» как структурное подразделение государственных (муниципальных) учреждений ЛПУ не предусмотрен. Кроме того, документально не подтвержден статус юридического лица МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» в спорные периоды.
Суд находит незаконным не включение в специальный стаж спорных периодов работы по следующим основаниям.
Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 был утвержден «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который действовал в спорные периоды работы ФИО6 При этом в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДАТА г.Для периода работы с ДАТА г. до ДАТА г. применяются Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1066, что предусмотрено п. 3 данного Постановления. При этом в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются по Списку 1991 г.Названные Списки утверждены в развитие ранее действующего Закона РФ «О Государственных пенсиях в РФ». В частности ст. 83 названного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. По Закону « О трудовых пенсиях в РФ» пенсии за выслугу лет, в частности работникам, занимающимся лечебной деятельности, трансформированы в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в трудовые пенсии по старости, назначаемые ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона. Условия назначения данных пенсий по закону «О трудовых пенсиях» по сравнению с ранее действующим законодательством не изменились.
В силу ст. 76 Конституции РФ федеральные законы, в том числе и Закон РФ «О государственных пенсиях» имеют прямое действие.
Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 года №464 и от 22 сентября 1999 г. N 1066, которыми установлены требования к наименованию учреждения, сужена сфера действия Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Между тем Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", его статьи 80 и 83, во исполнение которых были приняты данные Постановления, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в зависимости от организационно - правовой формы лечебного учреждения, его наименования, наличия статуса юридического лица. Законодатель не уполномочивал Правительство Российской Федерации при утверждении Списков оговаривать форму собственности лечебного учреждений, его организационно- правовую форму или конкретное наименование. Следовательно, названные Постановления в части установления требований к организационно- правовой форме учреждения, наличию статуса юридического лица, как нарушающие право граждан на досрочную трудовую пенсию, и не соответствующие закону, применяться не должны. Т.е. досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе и лицам, занимающимся лечебной деятельностью, назначается в зависимости от вида деятельности (вида работ), а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях и не зависимо от организационно - правовой формы, наличия статуса юридического лица. Пенсионное законодательство является специальным по отношению к другим нормам, регулирующих деятельность учреждений здравоохранения, поэтому при решении вопроса о назначении пенсии приоритет должен отдаваться данным нормам права.
Кроме того, ст.12, 13, 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрена возможность создания государственной, муниципальной системы здравоохранения, что предполагает и различие наименований учреждения и их статуса.
Приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 г. N 395 утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, пунктом 1.1.4 которой предусмотрено такое наименование учреждения как «Туберкулезная больница» и п.1.3 - «Противотуберкулезный диспансер».
В п. 23 примечаний к данному приказу предусмотрено, что полное наименование учреждения здравоохранения, предусмотренного названной номенклатурой, может содержать сведения о ведомственной принадлежности, виде собственности, функциональной принадлежности, о специализации. В пункте 8 примечаний указано, что лечебно-профилактические учреждения могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в территориальные медицинские организации (ТМО), при этом, входящие в ТМО организации сохраняют свою самостоятельность и статус юридических лиц. Диспансеры создаются и находятся в подчинении территориальных органов здравоохранения системы Минздрава РФ.
Как следует из материалов дела, ДАТАг. Валиева Г.А. была принята на работу в противотуберкулезный диспансер процедурной медсестрой туберкулезного отделения НОМЕР на основании приказа НОМЕР от ДАТА г., с ДАТА г. на основании приказа МЗ РФ НОМЕР от ДАТА г. должность Валиевой Г.А. изменена на должность медицинской сестры процедурной (уточняющая справка-л.д.22).
Как следует из справки о переименовании л.д.21):
Согласно Постановлению Главы Администрации города НОМЕР от ДАТА г. Городской Противотуберкулезный диспансер зарегистрирован как МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер».
С ДАТА г. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» вошел в состав Территориального объединения медико-социальной помощи, согласно Постановления Главы администрации города НОМЕР от ДАТА г.
С ДАТА г. Территориальное объединение медико-социальной помощи реорганизовано в Муниципальное учреждение Управления здравоохранения и МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» являлось дочерним структурным подразделением МУУЗ (Постановление главы администрации города НОМЕР от ДАТА г.
С ДАТА г., согласно постановлению Главы города НОМЕР от ДАТА г. МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» реогранизован в МЛПУЗ «Противотуберкулезный диспансер» и имеет статус юридического лица.
При этом, хотя наименование учреждения неоднократно менялось, функции истицы, как процедурной медицинской сестры и наименование ее должности оставались неизменными, также как и принадлежность данного учреждения к системе муниципальных медицинских учреждений.
Вхождение Противотуберкулезного диспансера в ДАТА-ДАТА году в состав территориального объединения медико – социальной помощи, как лечебно-профилактического учреждения, а в последующем в состав муниципального учреждения Управление здравоохранения не может препятствовать в назначении истице досрочной трудовой пенсии. Согласно Постановлению Минтруда РФ от ДАТА года НОМЕР, работа, предусмотренная в Списках, в лечебно- профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, к которым, по существу относится и территориальное объединение медико-социальной помощи, включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона.
Из представленных документов, следует, что какой-либо другой деятельностью в оспариваемые периоды, кроме лечебной истица не занималась, с ДАТА. и по настоящее время Валиева Г.А. работала и работает в Противотуберкулезном диспансере в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР, характер ее работы в периоды, как включенные, так и не включенные в специальный стаж не менялся, что подтверждается должностными инструкциями л.д. 25-32). В спорные периоды учреждение, в котором работает истец, в наименовании всегда имело название «противотуберкулезный диспансер», независимо от полного названия учреждения в какой-либо из периодов. Вместе с тем, такое наименование учреждения входит как в номенклатуру медучреждений, установленную приказом Минздрава НОМЕР, так и в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР (п.14).
Список, утвержденный Постановлением СМ РСФСР от ДАТА г. НОМЕР, устанавливал право на пенсию за выслугу лет для врачей и среднего медицинского персонала независимо от должности, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, поскольку истицей осуществлялась лечебная деятельность в должности, входящей в средний медицинский персонал, то данная деятельность до ДАТА г., подлежит включению в ее специальный стаж не зависимо от формы и наименования учреждения.
Представителем ответчика не оспаривается осуществление Валиевой Г.А. лечебной деятельности в указанные выше периоды, они не зачтены в специальный стаж только по формальным основаниям – несоответствие наименования учреждения номенклатуре учреждений здравоохранения, списку учреждений, утвержденных Правительством
По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет - в настоящее время досрочной трудовой пенсии - законодатель связывает лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на медицинского работника, зависит именно от выполняемой работы, а не от наименования учреждения или наличия у него статуса юридического лица.
Отсутствие либо наличие статуса юридического лица у учреждения для назначения пенсии по выслуге лет правового значения не имеет, так как истица вне зависимости от статуса лечебно-профилактического учреждения работала в сфере медицины, в должности и в учреждении, предусмотренных Списком.
В п.1 Правил исчисления сроков выслуги, на который ссылается представитель ответчика, содержатся условия назначения пенсии за выслугу лет, а именно, выполнение работы в течение полного рабочего дня в учреждениях, предусмотренных Списком и ряде других учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж. Вместе с тем, как уже указывалось выше, противотуберкулезные диспансеры входят в данный Список, как учреждения работа в которых засчитывается в специальный стаж.
Других замечаний по представленным истицей для назначения пенсии документам у УПФР не имеется.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников медицинских учреждений, Закон не связывает возможность их реализации с организационно–правовыми формами лечебных учреждений, наличием либо отсутствием статуса юридического лица.
Суд считает, что не включение периодов работы истицы в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР с ДАТА г. по ДАТА г. в МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Территориального объединения медико-социальной помощи в календарном исчислении 1 года за 1 год, продолжительностью 1 год 4 месяца 11 дней; с ДАТА г. по ДАТА г. в МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Муниципального учреждения Управления здравоохранение в календарном исчислении 1 года за 1 год, продолжительностью 3года 11 месяцев 9 дней, по мотиву отсутствия в учреждении, где она работала статуса юридического лица, и не соответствия наименования учреждения номенклатуре учреждений, утвержденных Минздравом, Списку должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДАТА г. НОМЕР, следует признать незаконным, ущемляющим законные права истицы.
С учетом спорных периодов, на день подачи Валиевой Г.А. заявления в УПФР ее специальный стаж составил 30 лет 3 месяца 4 дня (24 года 11 мес. 14 дней + 1 год 4 месяца 11 дней + 3 года 11 месяцев 9 дней), т.е. более 30 лет, следовательно, пенсия истице должна быть назначена с момента обращения – с ДАТАг.
Таким образом, решение ГУ УПФ НОМЕР от ДАТА г. об отказе Валиевой Г.А в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА г. в части не включения вышеуказанных периодов работы в специальный стаж истицы, подлежат отмене.
Вместе с тем, оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА г. в остальной части не оспаривается истицей. В связи с чем, требование о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА г. полностью, удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истицы понесенные ею расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Валиевой Гульнур Ансаровны удовлетворить частично.
Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА г. об отказе Валиевой Гульнур Ансаровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признать незаконным и отменить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте НОМЕР от ДАТА г. в части отказа Валиевой Гульнур Ансаровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и отказа во включении в специальный стаж периодов:
- с ДАТА года по ДАТА года в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Территориального объединения медико-социальной помощи в календарном исчислении 1 год за 1 год,
- с ДАТА года по ДАТА года в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Муниципального учреждения Управления здравоохранения в календарном исчислении 1 год за 1 год,
и отменить его в указанной части.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте назначить Валиевой Гульнур Ансаровне досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА г. в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», включив в специальный трудовой стаж периоды работы:
- с ДАТА года по ДАТА года в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Территориального объединения медико-социальной помощи продолжительностью 1 год 4 месяца 11 дней,
- с ДАТА года по ДАТА года в должности процедурной медицинской сестры туберкулезного отделения НОМЕР МЛПУ «Противотуберкулезный диспансер» Муниципального учреждения Управления здравоохранения продолжительностью 3 года 11 месяцев 9 дней.
В удовлетворении остальной части исковых требований Валиевой Г.А. отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте в пользу Валиевой Гульнур Ансаровны расходы по оплате госпошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.Ю.Фомин