Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Златоуст ДАТА года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Закировой С.Л.
при секретаре Братцевой Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Анны Васильевны к Администрации Златоустовского городского округа о восстановлении в очереди на получение государственной помощи,
у с т а н о в и л:
Александрова А.В. обратилась с иском к Администрации Златоустовского городского округа о признании решения НОМЕР от ДАТА года Главы администрации Златоустовского городского округа «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, отказа в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность, незаконным; обязании Администрации Златоустовского городского округа восстановить ее в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставить ей федеральную субсидию на приобретение нового жилья в собственность.
В обосновании своих требований ссылается на то, что ее супруг ФИО5 являлся участником Великой Отечественной Войны и состоял в списках на улучшение жилищных условий как участник войны. При этом жилье должно было быть предоставлено на семью, то есть на нее и ее супруга. Таким образом, она наряду с ФИО5 имела право на льготу в виде получения новой квартиры, этой льготой она воспользовалась до ДАТА года. Распоряжением НОМЕР от ДАТА года Главы администрации Златоустовского городского округа «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет. Администрация Златоустовского городского округа ей отказала в предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность, сославшись на то, что, при постановке на учет в качестве нуждающейся, она была собственником дома НОМЕР по АДРЕС. Однако указанный дом для жилья был не пригоден и был продан ею в ДАТА году. С ДАТА года по настоящее время она проживает в квартире НОМЕР специализированного жилого дома НОМЕР по АДРЕС. Решение Администрации Златоустовского городского округа считает необоснованным и незаконным.
В судебном заседании ДАТА года истица исковые требования уточнила, просит признать решение НОМЕР от ДАТА года Главы администрации Златоустовского городского округа «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, отказа в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность, незаконным; обязать Администрацию Златоустовского городского округа восстановить ее в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить ей федеральную субсидию на приобретение нового жилья в собственность. Уточнила, что в первом исковом заявлении допущена опечатка в части указания фамилии ее мужа, просила считать ее мужа ФИО6
Истица Александрова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца адвокат Жидких И.Н., действующая на основании ордера НОМЕР от ДАТА года, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Златоустовского городского округа Соснина Т.В., действующая на основании доверенности от ДАТА года, выданной Главой ЗГО А.Н. Караваевым, в судебном заседании пояснила, что в случае предоставления истицей необходимых доказательств, свидетельствующих о подтверждении обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, против удовлетворения исковых требований в части восстановления в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении не возражает.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому органами местного самоуправления составляются списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на ДАТА года. Указанные списки представляются в Министерство социальных отношений Челябинской области, которое, в свою очередь, осуществляет формирование реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в установленные сроки направляет указанный реестр в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, а также в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области для представления в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. На каждый год в соответствии с Реестром в зависимости от объема финансирования из Федерального бюджета согласно очередности составляются основной и резервный список на получение субсидий. В случае, если учетные дела соответствуют требованиям жилищного законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях Министерство социальных отношений АДРЕС осуществляет оформление документов на получение субсидии. В списках, представленных органами местного самоуправления города Златоуста от ДАТА года Александрова А.В. значится под НОМЕР. Другими сведениями об Александровой А.В. Министерство социальных отношений Челябинской области не располагает.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Александрова А.В. состояла в зарегистрированном браке с ФИО10 л.д.23), который являлся участником Великой Отечественной войны. ФИО10 умер ДАТА года л.д.24). МУ «Центр социальной защиты населения» на имя Александровой А.В. выданы удостоверения в том, что она имеет право на льготы, установленные ст.ст.20-23 ФЗ «О ветеранах» л.д.8).
Как следует из справки ГорСО от ДАТА года, Александрова А.В. согласно архивных документов, имеющихся в ее пенсионном деле, работала в годы Великой Отечественной войны свыше 6 месяцев л.д.30), является женой умершего участника ВОВ и имеет право на получение льгот по оплате с 50% скидкой жилой площади, коммунальных услуг и топлива, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 21 декабря 1982 года № 1118 «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни некоторых категорий граждан» л.д.30).
На основании заявления ФИО10 от ДАТА года о предоставлении жилой площади л.д.32) решением исполкома города Златоуста НОМЕР от ДАТАг. он включен на очередь в список 2, его очередь НОМЕР, жилплощадь будет предоставлена в порядке очереди л.д.29).
На основании Постановления Главы администрации города Златоуста НОМЕР от ДАТА года «О рассмотрении заявлений граждан по переводу очередности на жилье» Александрова А.В. переведена в льготный список НОМЕР как вдова инвалида ВОВ л.д.21).
Согласно выписки из поквартирной карточки от ДАТА года, карточки лицевого счета за ДАТА года Александрова А.В. с ДАТА года зарегистрирована и проживает по адресу АДРЕС л.д.18), собственником указанного жилого помещения не является (справка Златоустовского отделения Челябинского филиала Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от ДАТА года л.д.27), в повторный брак не вступила, жилья, принадлежащего на праве собственности не имеет (сообщение УФРС – л.д.25), справка Златоустовского отделения Челябинского филиала Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДАТА года л.д.26). Принадлежащий ей дом НОМЕР по АДРЕС Александрова А.В. продала ДАТА году по договору купли-продажи (л.д.22).
ДАТА года Александрова А.В. обратилась к Главе ЗГО с заявлением о включении ее в список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений на территории Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до ДАТА года л.д.19).
Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕРр «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на основании решения межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа (протокол НОМЕР от ДАТА года), п.п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, Александрова А.В., ДАТА года рождения, зарегистрированная по адресу: АДРЕС снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет (принятие на учет граждан, не являющихся нуждающимися в улучшении жилищных условий) л.д.43-47).
Суд признает, что обжалуемое распоряжение является незаконным и необоснованным, нарушающим права истицы на предоставление жилого помещения.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, предусматривалось, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Таким образом, состоя на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, заявитель мог быть снят с учета лишь в случае улучшения его жилищных условий и утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд полагает доказанным, что на момент издания оспариваемого распоряжения предусмотренные законом основания для снятия Александровой А.В. с учета нуждающихся в жилом помещении отсутствовали.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако доказательств улучшения либо намеренного ухудшения жилищных условий заявителя после отчуждения АДРЕС в г. Златоусте ответчиками суду не представлено.
В силу п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, также признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В ходе судебного заседания установлено, что истица продала земельный участок и жилой дом НОМЕР по АДРЕС ФИО13 в ДАТА году. ДАТА года Южноуральской регистрационной палатой произведена государственная регистрация сделки л.д. 22).
В материалах дела имеются акты проверок жилищных условий заявителя от ДАТА года, от ДАТА года, в которых указано, что Александрова А.В. и ФИО10 проживают по адресу АДРЕС дом неблагоустроен, имеет износ 57 %, в связи с чем семья Александровых нуждается в благоустроенном жилье л.д. 34,35). Указанные обстоятельства подтверждены справкой БТИ от ДАТА года НОМЕР л.д. 36), актами проверки жилищных условий заявителя от ДАТА года, от ДАТА года л.д. 33, 34).
Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ (ч.3 ст. 15 ЖК РФ). Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания также устанавливаются Правительством РФ (ч.4 ЖК РФ).
Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 года № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно разделу III Положения наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В ходе рассмотрения дела установлено, что несоответствие дома НОМЕР по АДРЕС установленным санитарным и техническим требованиям в силу высокого уровня износа явилось основанием для принятия ФИО10 на учет до ДАТА года, в целях последующего предоставления ему жилого помещения. Отчуждение истцом указанного дома не привело к улучшению ее жилищных условий, позволяющему признать ее утратившей основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма. Другие доказательства улучшения жилищных условий заявителя, в результате чего отпали основания для предоставления ей жилого помещения, ответчиками суду не представлены.
Применение в данном случае ст. 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий недопустимо, поскольку эта норма распространяется только на граждан, ухудшивших свои жилищные условия с намерением постановки на учет, и не применяется к гражданам, состоящим на учете.
Таким образом, принимая во внимание, что Александрова А.В. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДАТА года, и принадлежащий ей на праве собственности дом НОМЕР по АДРЕС на момент принятия на учет не соответствовал санитарным и техническим требованиям в силу высокого уровня износа, суд полагает, что отчуждение истцом указанного дома не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
Согласно ч.2 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Реализуя указанные конституционные положения, Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.
Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к участникам Великой Отечественной войны и членам семьи умерших участников Великой Отечественной войны как лицам, имеющим особый правовой статус.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение и содержание жилых помещений.
Согласно ст. 21 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка.
Указанные лица имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 23.2 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Объем средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 года и до 01 марта 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДАТАг. НОМЕРр «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении следует признать незаконным и нарушающим ее права на предоставление жилого помещения. Как следствие, истица подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Челябинской области от ДАТА года НОМЕР утверждено «Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДАТА года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области».
Согласно данному положению, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДАТА года НОМЕР «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» оно определяет порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона от 21 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе федерального фонда компенсаций, путем предоставления жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность (далее именуется – субсидия) нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 марта 2005 года членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что ветераны, претендующие на получение субсидии, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее именуются – органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им субсидии. Органами местного самоуправления составляются списки ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на ДАТА года (далее именуются – списки) по форме, установленной министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется – Министерство социальных отношений). Списки предоставляются в Министерство социальных отношений на бумажных и электронных носителях (п.4).
Министерство социальных отношений на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, осуществляет формирование реестра ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДАТА год, по Челябинской области (далее именуется – областной реестр) и в установленные сроки направляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области для представления в Министерство регионального развития Российской Федерации (п.5).
Исходя из размера средств федерального бюджета, предусмотренных для Челябинской области на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций, Министерство социальных отношений формирует список ветеранов, претендующих на получение субсидии, на соответствующий год (п.6).
Список ветеранов, претендующих на получение субсидии, ежегодно утверждается Комиссией по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, созданной распоряжением Губернатора Челябинской области от ДАТА года НОМЕРр (далее именуется – Комиссия). Министерство социальных отношений в течение месяца информирует органы местного самоуправления о включении ветеранов, претендующих на получение субсидии, в список на получение субсидии путем направления информационных писем (п.7).
Министерство социальных отношений формирует и ведет реестр предоставленных субсидий (далее именуется – реестр), и направляет ежемесячно, до 15-го числа следующего месяца, выписки из реестра в органы местного самоуправления (п.19).
Поскольку Александрова А.В. состояла в очереди на улучшение жилищных условий в составе члена семьи участника Великой Отечественной войны с ДАТА года, в соответствии с Положением о льготах для инвалидов Отечественной Войны и семей погибших военнослужащих, она имеет право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность как вдова умершего участника Великой Отечественной войны на основании ст. 21 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В целях устранения нарушенного права истицы на Министерство социальных отношений Челябинской области следует возложить обязанность предоставить Александровой А.В. жилищную субсидию на приобретение жилья в собственность на основании ст. 21 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», как вдове умершего участника Великой Отечественной войны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Александровой Анны Васильевны удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДАТА года НОМЕРр «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Александровой Анны Васильевны.
Обязать Администрацию Златоустовского городского округа восстановить Александрову Анну Васильевну, ДАТА года рождения, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Александровой Анне Васильевне, ДАТА года рождения, федеральную субсидию на приобретение нового жилья в собственность как вдове умершего участника Великой Отечественной войны в порядке восстановленной очереди.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского облсуда, через суд, его вынесший.
Председательствующий С.Л. Закирова