О признании решения об отказе назначении трудовой пенсии незаконным



Дело НОМЕР

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,

при секретаре Сержантове Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беспалова Дмитрия Ивановича к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ» в г. Златоусте о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в специальный стаж периода работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию,

установил:

Беспалов Д.И. обратился в суд с иском к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ» в г. Златоусте (далее –УПФР в г. Златоусте) о признании незаконным решения от ДАТА года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию с ДАТА года.

В обоснование своих требований указал, что обращался в УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на основании того, что в период с ДАТА года по ДАТА года работал с вредными условиями труда в ГУ ЯВ 48/9 УВД Челябинского облисполкома в рентгенкабинете медицинской части с больницей в должности врача-рентгенолога, был занят полный рабочий день, имеет страховой стаж более 30-ти лет. Решением УПФР в г. Златоусте от ДАТА года в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано. При этом УПФР в г. Златоусте ссылается на то, что в его трудовую книжку внесена запись следующего содержания: «Служил в органах МВД непрерывно 6 лет 10 месяцев 6 дней», что не может быть квалифицировано как работа и не подлежит зачету в специальный стаж. Кроме того, указывают, что работа в должности «врача-рентгенолога» дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда по разделу 19 «Учреждения здравоохранения» Списка № 1, утвержденного Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, тогда как он проходил службу в учреждении исполнения наказаний. Указанный вывод считает ошибочным, поскольку приобрел право на досрочную пенсию в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в котором нет прямого указания на структуру и подведомственность учреждения, в соответствии с которым лицо приобретает право на досрочную пенсию. При этом письмо Министерства труда от 01 апреля 2003 года № 15 устанавливает тождество между действующим списком № 1 от 26 января 1991 года № 10 и Постановлением совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 173. В подтверждение права на досрочную пенсию им была представлена уточняющая справка о характере и условиях труда и иные документы.

В ходе производства по делу истец неоднократно дополнял и уточнял исковые требования. Изложив их в окончательной редакции, просил возложить на ГУ УПФР в г. Златоусте обязанность включить в специальный стаж работы период с ДАТА года по ДАТА года в ГУ ЯВ 48/9 УВД Челябинского облисполкома в должности врача-рентгенолога, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФР в г. Златоусте с заявлением от ДАТА года в соответствии с п.п. 17 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» л.д. 46, 86).

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Пургин А.П., действующий на основании доверенности, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.

Представитель ответчика УПФР в г. Златоусте Домрачева Е.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Беспалова Д.И. не согласилась. Суду пояснила, что уточненные исковые требования основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства РФ. Истец и его представитель путают виды пенсий, установленных в Российской Федерации. Существует два вида пенсий: пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, назначаемая государственным служащим. Истец в качестве нормативного обоснования своих требований, ссылается на ст. 36 Закона РФ № 5473-1. Виды пенсий, установленных данным законом, территориальные органы Пенсионного фонда РФ не назначают. Эти пенсии назначаются сотрудникам органов МВД или уголовно – исполнительной системы с учетом стажа работы за выслугу лет. За назначением такой пенсии работнику необходимо обратиться в учреждение, где он проходил службу. Однако, у Беспалова Д.И. такое право не возникло, необходимой выслуги он не имеет. Кроме того, в трудовой стаж на соответствующих видах работ истцом включена служба в армии, тогда как такого правила суммирования в настоящее время не существует. Срок службы в армии может быть включен только в страховой стаж. Для назначения вида пенсии, на которую претендует истец, необходимо иметь 25 лет страхового стажа и не менее 15 лет специального стажа. При этом правила о льготном исчислении периодов работ не применяется, все исчисляется календарно. Правительством утвержден перечень учреждений, за которыми закреплен статус работающих с инфекционными больными. Из статуса учреждения, в котором проходил службу истец, это не усматривается.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает исковое заявление Беспалова Д.И. не подлежим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

После изменения основания иска в судебном заседании представитель истца пояснил, что досрочная трудовая пенсия должна быть назначена Беспалову Д.И. с учётом периода прохождения службы в учреждении ЯВ 48/9 в должности врача-рентгенолога, где содержались, в том числе, инфекционные больные, страдающие открытой формой туберкулеза. Стаж работы в данном учреждении подлежит зачету в двойном исчислении, а с учетом периода прохождения Беспаловым Д.И. службы в рядах Вооруженных сил Союза ССР его стаж составит пятнадцать лет девять месяцев и пять дней, общий трудовой стаж на момент достижения 55-летнего возраста - двадцать два года шесть месяцев и девятнадцать дней. Досрочная трудовая пенсия истцу подлежит назначению на основании ст. 36 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473 -1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а так же на основании Постановления Правительства РФ от 03 февраля 1994 года № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными». Беспалов Д.И. работал в больнице, которая находилась на территории учреждения ЯВ 48/9. В этой больнице проходили лечение инфекционные больные. Суд должен учитывать специфику и характер деятельности учреждения. Возможно, что на момент работы истца данное учреждение официально не было отнесено к числе учреждений для инфекционных больных, но по своей сути являлось таковым, о чем свидетельствуют приказы о проведение профилактических работ с туберкулезными больными, а также большое количество представленных истцом документов, подтверждающих данные обстоятельства.

Согласно копии трудовой книжки л.д. 7-13), справки л.д. 51), копии служебной карточки л.д. 18-21), приказов и назначении на должность и увольнении л.д.16,17) в период с ДАТА года по ДАТА Беспалов Д.И. служил в органах внутренних дел непрерывно 06 лет 10 месяцев 06 лет, работал врачом-рентгенологом.

ДАТА года Беспалов Д.И. обратился в УПФР в г. Златоусте с заявлением о рассмотрении документов на установление льготной пенсии л.д. 70).

Письмом от ДАТА года истцу дано разъяснение об отсутствии права на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии с ч. 2 п.п. 1 п. 1 Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», а также права на установлении пенсии за работу с осужденными в соответствии с п.п.8 п.1 ст. 28 вышеуказанного закона л.д. 5-6).

Поскольку поданное истцом заявление соответствует требованиям, предъявляемым законом «О трудовых пенсиях» к заявлениям о назначении пенсии, направленные Беспалову Д.И. письмом от ДАТА г. разъяснения об отсутствии оснований для назначения досрочной трудовой пенсии суд признает отказом ГУ УПФ РФ в г. Златоусте в назначении досрочной трудовой пенсии.

Принятое ГУ УПФ РФ в г. Златоусте решение об отказе в назначении Беспалову Д.И. досрочной трудовой пенсии суд считает законным и обоснованным.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ от 12 февраля 1993 года) действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

Согласно ст. 2 Закона РФ от 12 февраля 1993 года на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.

Виды пенсий, на которые приобретают право лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года, установлены ст. 5, а именно:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу;

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом. В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Статьей 7 названного закона предусмотрено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключений, установленных настоящей статьей).

Согласно ст. 36 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», на которую ссылается истец в обоснование своих требований, рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается, в том числе мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными.

Однако, истец, проходивший службу, имеющий специальное звание, не являлся рабочим и служащим учреждения и не может быть отнесен к указанной категории лиц, имеющих право на пенсию на основании ст. 36 указанного Закона.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два при сохранении за ними ранее установленных льгот.

В календарном исчислении продолжительность службы Беспалова Д.И. составила 6 лет 10 месяцев 6 дней. Указанный период службы истец и его представитель полагают необходимым исчислять в двойном размере, как работу в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных.

Для назначения пенсии за выслугу лет исчисление выслуги для назначения пенсии время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ст. 18 Закона РФ 12 февраля 1993 года).

Указанный порядок установлен постановлением СМ РФ от 2 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

Согласно абз. 12 п.п. «в» п. 3 Порядка, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за два месяца работу в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после ДАТА г., а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с ДАТА г. по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации.

Перечень медицинских противотуберкулезных организаций в уголовно-исполнительной системе, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца утвержден Приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года № 233 «Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях».

Указанным перечнем к противотуберкулезным организациям уголовно-исполнительной системы отнесены:

- лечебные исправительные учреждения;

- туберкулезные больницы и их отделения (участки), которые могут создаваться как самостоятельные учреждения здравоохранения УИС Минюста России, ФСИН России, так и в составе следственного изолятора и (или) исправительного учреждения;

- туберкулезные отделения соматических больниц;

- медицинские части исправительных учреждений и (или) следственных изоляторов, в которых осуществляется содержание и лечение осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных туберкулезом.

В подтверждение доводов о том, что истец работал в противотуберкулезной организации уголовно-исполнительной системы, представитель истца в судебном заседании пояснил, что специфика работы Беспалова Д.И. подтверждена показаниями свидетелей, допрошенных в ходе производства по делу, в письменных документах четкой информации об этом нет.

Свидетели ФИО10, ФИО9, допрошенные в судебном заседании ДАТА года суду показали, что работали в медицинской части учреждения совместно с истцом, который являлся врачом – рентгенологом. Должность истца являлась штатной, ему было присвоено специальное звание. В отрядах содержалось по 180-200 человек, всего в учреждении содержалось около 1 500 осужденных человек. Обследование у рентгенолога осужденные должны были проходить 2 раза в год. Врач-рентгенолог в учреждении был один. В основном в учреждение поступали наркоманы.

Допрошенные по ходатайству истца свидетели подтвердили выполнение Беспаловым Д.И. обязанностей, соответствующих должности врача-рентгенолога, однако каких-либо сведений, подтверждающих специальный статус учреждения, соответствующий Перечню медицинских противотуберкулезных организаций в уголовно-исполнительной системе, суду не сообщили. При этом свидетель ФИО9 суду показала, что до ДАТА-го года учреждение было лечебным, предназначенным для отбывания наказания лиц, больных наркоманией.

Кроме того, согласно краткой информации об учреждении ЯВ-48/9 ГУИН МЮ РФ по Челябинской области по состоянию на ДАТА года л.д. 61, 62), оно является исправительно-трудовым учреждением общего режима, с ДАТА года имеет специализацию по лечению наркоманов.

Согласно справки от ДАТА г. о переименовании учреждения л.д.64), на основании указа Президента РФ от ДАТА г. НОМЕР с ДАТА г. Учреждение ЯВ 48/9 УВД Челябинского облисполкома было переименовано в «Лечебно-исправительное учреждение ЯВ 48/9» ГУФСИН Минюста РФ по Челябинской области

Таким образом, суду не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у учреждения статуса, дающего истцу право на зачет периода работы в нем в выслугу лет в двойном исчислении.

Кроме того, факт проверки службы Беспалова Д.И. в органах МВД в Учреждении ЯВ-48/9 был проверен Управлением Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области.

Согласно составленному в результате проверки Акту от ДАТА года, имеющиеся в учреждении документы (служебная карточка формы Т-2 от ДАТА года и личные карточки на денежное довольствие) не содержат каких-либо сведений о специализации учреждения л.д. 57-60).

Учитывая изложенное, период работы Беспалова Д.И. в учреждении ЯВ-48/9 подлежит исчислению, как два дня службы за три, то есть 6 лет 10 месяцев 6 дней подлежат включению в выслугу лет в размере 10 лет 3 месяца 9 дней.

Согласно Постановлению СМ РФ от 2 сентября 1993 года № 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Беспалов Д.И. проходил службу в рядах Советской Армии в период с ДАТА года по ДАТА года л.д. 7, оборот), то есть 2 года 23 дня.

С учетом периода работы в учреждении ЯВ-48/9 выслуга лет Беспалова Д.И. составит 12 лет 4 месяца 2 дня (10 лет 3 месяца 9 дней + 2 года 23 дня), что является недостаточным для назначения пенсии по основаниям, предусмотренным ст. 36 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также п. 8 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до ДАТА года).

Период с ДАТА года по ДАТА года также не подлежит включению в специальный стаж, наличие которого дает право на досрочное пенсионное обеспечение на основании ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 в разделе XIX «Учреждения здравоохранения» позицией НОМЕР предусмотрена должность врача-рентгенолога, а также врачей, постоянно занятых в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах.

Учреждение ЯВ-48/9 учреждением здравоохранения не является и не может быть отнесено к таковым, в связи с чем в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период с ДАТА года по ДАТА года подлежит зачету в страховой стаж как период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Беспалова Д.И. к УПФР по г. Златоусту о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в специальный стаж периода работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Беспалова Дмитрия Ивановича к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ» в г. Златоусте о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в специальный стаж периода работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий А.Е. Максимов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200