О признании незаконным отказа



дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА г. г. Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.,

при секретаре Бедрик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяновой Светланы Владимировны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности по его выдаче,

у с т а н о в и л :

Лукьянова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – ГУ УПФ в г. Златоусте), в котором просит признать незаконным отказ ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать ответчика выдать ей сертификат л.д. 3).

В обоснование своих требований сослалась на то, что ДАТАг. она обратилась в ГУ УПФР с заявлением о выдаче ей сертификата на материнский капитал в связи с рождением третьего ребенка. ДАТАг. в выдаче сертификата ей было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что не представлены свидетельства о рождении первого и второго детей. Отказ в выдаче сертификата истица считает незаконным, поскольку факт рождения детей подтвержден справками о их рождении.

Определением судьи от ДАТАг. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Лукьянов В.А.л.д. 1).

В судебном заседании истица Лукьянова С.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие л.д. 16).

В письменном отзыве от ДАТА г. на исковое заявление ответчик указал, что с иском не согласен. Полагает, что у истицы отсутствует право на выдачу сертификата на материнский (семейный) капитал. Из системного толкования норм Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что право на государственную поддержку имеют семьи, имеющие детей, что предполагает наличие живых детей. Согласно п. 6 ст. 3 указанного Закона, в случае смерти ребенка или объявления его умершим, право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка, прекращается. Кроме того, истицей не представлены документы, подтверждающие факт рождения первого и второго детей – свидетельства о их рождении, на основании которых должны вноситься сведения в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки л.д. 9-10).

Третье лицо Лукьянов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Считает отказ ГУ УПФР в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск Лукьяновой С.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.

Частью 7 ст. 3 Закона предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее Правила).

В соответствии с п. 4 Правил лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил.

Согласно п. 5 Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

- удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;

- подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил;

- удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;

- подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если к заявлению не приложены документы или приложены не все документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения этих документов заявление и приложенные к нему документы. Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.

Согласно п. 7 Правил отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям:

а) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

в) предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

г) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Лукьянова С.В., ДАТА года в г. Златоусте Челябинской области родила дочерей Лукьянову ФИО7, ФИО4.

Лукьянова Екатерина Васильевна умерла на первой неделе жизни ДАТА года. Отделом ЗАГС Администрации г. Златоуста составлена запись акта о рождении умершего на первой неделе жизни ребенка НОМЕР от ДАТА г., запись акта о смерти НОМЕР от ДАТА г., выдана справка о смерти НОМЕР от ДАТА г., свидетельство о смерти 1-ИВ НОМЕР от ДАТА г.; ДАТА г. выдана справка о рождении НОМЕР от ДАТАг. л.д.4, 11, 12).

ФИО4 умерла ДАТА года. Отделом ЗАГС Администрации г. Златоуста составлена запись акта о рождении умершего на первой неделе жизни ребенка НОМЕР от ДАТА г., запись акта о смерти НОМЕР от ДАТА г., выдана справка о смерти НОМЕР от ДАТА г., свидетельство о смерти НОМЕР от ДАТА г.; ДАТА г. выдана справка о рождении НОМЕР от ДАТАг. л.д.5, 11оборот, 12).

ДАТАг. Лукьянова С.В. родила сына ФИО5, что подтверждается свидетельством о его рождении НОМЕР, выданным ДАТА г. Отделом ЗАГС Администрации ЗГО л.д.6).

Как следует из пояснений истицы и материалов дела, в связи с рождением третьего ребенка после ДАТА года Лукьянова С.В. ДАТА года обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. К заявлению ею были приложены справки о рождении детей ФИО4, ФИО4 ДАТА., копии свидетельств об их смерти, свидетельства о рождении третьего ребенка ФИО5 ДАТА г.р., свидетельства о браке, паспорта, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования л.д. 4-6, 11,17).

Уведомлением об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал НОМЕР от ДАТАг. Лукьяновой С.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием оснований для его выдачи, поскольку ею не представлены документы, подтверждающие рождение первого и второго ребенка – свидетельства об их рождении л.д.7).

Из письменного отзыва ответчика на исковое заявление следует, что Лукьяновой С.В. было отказано в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием у нее права на получение сертификата. Отказ в выдаче сертификата истице помимо того, что ею не представлены документы, подтверждающие рождение первого и второго ребенка – свидетельств об их рождении, вызван тем, что из системного толкования Закона НОМЕРФЗ от 29.12.2006г. следует, что сертификат может быть выдан только матери, имеющей в живых одного либо двух детей, однако первый и второй ребенок истицы умерли.

Отказ ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче Лукьяновой С.В. сертификата на материнский (семейный) капитал суд считает незаконным и необоснованным.

Одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», является рождение ребенка, появление на свет которого зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в т.ч. рождение, смерть.

Согласно п. 2 ст. 6, ст. 8 вышеназванного закона государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния. В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Пунктом 2 ст. 20 Закона РФ «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении (справка о рождении формы № 26, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274) и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Из вышеизложенного следует, что в соответствии с Законом об актах гражданского состояния, в случае смерти ребенка на первой неделе жизни, документом, подтверждающим факт его рождения, является не свидетельство о рождении, а справка о рождении формы № 26, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274.

Поскольку Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не предусмотрено, что единственным документом, подтверждающим рождение ребенка является свидетельство о его рождении, оснований для отказа в выдаче сертификата Лукьяновой С.В., представившей справки о рождении формы № 26 и свидетельства о смерти первого и второго ребенка ФИО4, ФИО4, у ГУ УПФР в г. Златоусте не имелось.

Изложенные в письменном отзыве доводы представителя ответчика не могут являться основанием для отказа истице в удовлетворении исковых требований, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата необходимо предоставление документов, подтверждающих рождение двух и более детей.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются:

- дети, в отношении которых лица, претендующие на дополнительные меры государственной поддержки, были лишены родительских прав;

- дети, в отношении которых было отменено усыновление;

- усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами лиц, претендующих на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу ч.6 ст. 3 Закона № 256-ФЗ прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае смерти ребенка или объявления его умершим, возможно только в том случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у самого ребенка по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 Закона (в случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка).

Таким образом, из смысла Закона следует, что в качестве основания для возникновения права на получение дополнительных мер государственной поддержки законодатель называет рождение (усыновление) ребенка (детей). Право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей на момент подачи заявления о выдаче сертификата.

Такого основания отказа в выдаче государственного сертификата, как смерть одного из детей (когда она бы не наступила), законом не предусмотрено.

Законом Пенсионные органы также не уполномочены проверять при приеме документов на выдачу сертификата факт наличия в живых рожденных заявителем детей.

Само по себе указание в преамбуле закона на то, что он устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не может служить основанием для отказа в выдаче сертификата истице, чьи дети умерли в первую неделю жизни.

Поскольку у Лукьяновой С.В. имеется право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006г., ею были представлены все необходимые документы для получения государственного сертификата, предусмотренные п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата, отказ ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным.

В целях устранения нарушения прав истицы на получение дополнительных мер государственной поддержки на ГУ УПФР в г. Златоусте следует возложить обязанность выдать Лукьяновой С.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Вопрос о возмещении судебных расходов в порядке ст. 98 ГПК РФ по существу не рассматривался, поскольку истица не настаивает на взыскании с ответчика в ее пользу суммы 100,00 руб. л.д.2) в возврат уплаченной ею госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования Лукьяновой Светланы Владимировны.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в выдаче Лукьяновой Светлане Владимировне государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» выдать Лукьяновой Светлане Владимировне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий Е.Ю.Квашнина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200