Дело НОМЕР Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Короленко В.А.,
при секретаре Петуховой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева Сергея Борисовича о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Златоусту недействительным,
у с т а н о в и л :
Васильев С.Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействительным решение инспекции ФНС РФ по г. Златоусту от ДАТА г. НОМЕР о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом изменений, внесенных Управлением ФНС по Челябинской области от ДАТА г. НОМЕР) (т. 1,л.д. 21-30).
В обоснование своего требования заявитель сослался на то, что оспариваемое решение, по его мнению, является незаконным, так как вынесено с нарушением норм действующего законодательства РФ о налогах и сборах, и нарушает его права.
Заявитель в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил заявление рассмотреть в его отсутствие.
Представитель заявителя Васильева С.Б. – Павлова А.А. просила поданное заявление удовлетворить.
Представители органа, вынесшего оспариваемое решение - инспекции ФНС РФ по г. Златоусту ФИО6, ФИО5 и ФИО4 с требованием Васильева С.Б. не согласились, считают его необоснованным.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Статьей 137 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 НК РФ).
В соответствии со ст. ст. 254 (ч. 1), 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Васильев С.Б. ДАТА г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя НОМЕР от ДАТА г.). ДАТА г. он прекратил осуществление предпринимательской деятельности (свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя НОМЕР), что подтверждается материалами дела (т. 1,л.д. 162).
Как следует из материалов дела (т. 1,л.д. 161-198, 145-160), инспекцией ФНС РФ по г. Златоусту Челябинской области была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Васильева С.Б., который с ДАТА г. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), единого социального налога (далее – ЕСН), налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за период с ДАТА г. по ДАТА г., единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО), за период с ДАТА г. по ДАТА г.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от ДАТА г. НОМЕР и вынесено решение НОМЕР от ДАТА г. о привлечении Васильева С.Б. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, Васильев С.Б. привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС за ДАТА-ДАТА года, 1-3 кварталы ДАТА в виде штрафа в размере 950798 руб., за неуплату НДФЛ за ДАТА-ДАТА в виде штрафа в размере 549350 руб., за неуплату ЕСН за ДАТА-ДАТА в виде штрафа в размере 116652 руб. 20 коп., за неуплату УСНО за ДАТА в виде штрафа в размере 405761 руб. 40 коп.; по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредоставление налогоплательщиком в налоговый орган в течение более 180 дней налоговых деклараций по НДС за ДАТА, ДАТА в виде штрафа в размере 2771498 руб. 50 коп., по п. 2 ст. 119 НК РФ с учетом ст. ст. 112, 114 НК РФ за непредоставление налогоплательщиком в налоговый орган в течение более 180 дней налоговых деклараций по НДС за ДАТА, 1-3 кварталы ДАТА в виде штрафа на общую сумму 4896651 руб. 80 коп., по п. 2 ст. 119 НК РФ с учетом ст. ст. 112, 114 НК РФ за непредоставление налогоплательщиком в налоговый орган в течение более 180 дней налоговых деклараций по НДФЛ за ДАТА-ДАТА в виде штрафа на общую сумму 4354526 руб. 40 коп.; по п. 2 ст. 119 НК РФ с учетом ст. ст. 112, 114 НК РФ за непредоставление налогоплательщиком в налоговый орган в течение более 180 дней налоговых деклараций по ЕСН за ДАТА-ДАТА в виде штрафа на общую сумму 985734 руб. 80 коп.
Кроме того, Васильеву С.Б. начислены НДС за ДАТА-ДАТА, 1-3 кварталы ДАТА в размере 4753390 руб., НДФЛ за ДАТА-ДАТА в размере 2746750 руб., ЕСН за ДАТА-ДАТА в размере 583261 руб., УСНО за ДАТА в размере 2028807 руб., а также пени по НДС в размере 914920 руб., 68 коп., пени по НДФЛ в размере 213878 руб. 96 коп., пени по ЕСН в размере 45563 руб. 97 коп., пени по УСНО в размере 498286 руб. 58 коп.
Васильевым С.Б. на указанное решение была подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Челябинской области, в которой он просил принятое решение отменить и производство по делу прекратить.
Решением Управление ФНС России по Челябинской области от ДАТА г. НОМЕР обжалуемое решение было изменено путем отмены в резолютивной части решения: п. 1 в части привлечения к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ с учетом ст. ст. 112, 114 НК РФ за непредоставление в течение более 180 дней налоговой декларации по НДС за ДАТА в виде штрафа в размере 80561 руб. 80 коп. В остальной части обжалуемое решение было утверждено, а апелляционная жалоба в остальной части была оставлена без изменения (т. 1,л.д. 121-131).
Заявитель Васильев С.Б. считает оспариваемое решение не соответствующим требованиям действующего налогового законодательства и нарушающим его права.
Суд считает данные выводы несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие илибездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Пунктом 6 ст. 108 НК РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте совершения налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В силу ст. 109 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.
В оспариваемом решении инспекции ФНС РФ по г. Златоусту от ДАТА г. НОМЕР изложены обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые Васильевым С.Б. в свою защиту, результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В этом решении указаны размер выявленной недоимки и пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Доказательств того, что решением инспекции ФНС РФ по г. Златоусту от ДАТА г. НОМЕР нарушены права, свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод либо он незаконно привлечен к ответственности, суду не предоставлено.
Порядок взыскания налоговой санкции предусмотрен статьей 104 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
Налоговым органом исковое заявление о взыскании налоговой санкции к Васильеву С.Б. не предъявлялось.
В случае обращения в суд с таким иском Васильев С.Б. вправе предоставить суду свои возражения относительно иска, а также соответствующие доказательства.
Учитывая изложенное, суд полагает, что поданное заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198, 254-258 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Златоусту НОМЕР от ДАТА года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным Васильеву Сергею Борисовичу отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Короленко В.А.