О признании распоряжения незаконным



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Петуховой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарханова Сергея Андреевича к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным в части и о предоставлении земельного участка в аренду,

у с т а н о в и л :

Тарханов С.А. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее – администрации ЗГО»), в котором просил признать незаконным распоряжение главы Златоустовского городского округа НОМЕРр от ДАТА г. в части отказа в предоставлении земельного участка площадью 800 кв. м., расположенного по адресу: г. Златоуст, северо-западнее дома НОМЕР по АДРЕС (АДРЕС), незаконным и обязать комиссию по землеотводам предоставить ему указанный земельный участок в аренду.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что ДАТА г. он обратился в администрацию ЗГО с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС (АДРЕС), под строительство индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Оспариваемым решением в предоставлении земельного участка было отказано до разработки комплекса мероприятий по снижению опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения – Большого Тесьминского водохранилища согласно письму управления Роспотребнадзора по Челябинской области от ДАТА г. НОМЕР. С решением комиссии по землеотводам от ДАТА г. и распоряжением администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕРр в части отказа ему в предоставлении земельного участка не согласен, поскольку расстояние от Большого Тесьминского водохранилища до запрашиваемого земельного участка составляет около 600 метров, что, по его мнению, не ведет к нарушению границ водоохраной зоны и к загрязнению водохранилища, земельный участок расположен в жилом секторе г. Златоуста.

Истец Тарханов С.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца Тарханова Е.В. просила поданный иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации ЗГО – Мезенов Е.В. в судебном заседании с требованиями Тарханова С.А. не согласился, суду пояснил, что земельный участок, запрашиваемый истцом, находится в водоохранной зоне.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области – Марсанова И.Н. в судебном заседании с иском Тарханова С.А. не согласилась, суду пояснила, что запрашиваемый участок находится в зоне, где строительство индивидуальных жилых домов приостановлено, поскольку такое строительство способствует ухудшению качества воды в водохранилище и снижает его питьевую отдачу. Земельный участок по АДРЕС попадает в водоохранный пояс.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Тарханова С.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В силу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, утвержденным решением Златоустовского городского Собрания депутатов от ДАТА г. НОМЕР установлено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для строительства заявитель обращается в комиссию по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования (комиссию по землеотводам) с заявлением о предоставлении земельного участка (п.п. 1 п. 6).

Комиссия по землеотводам по результатам рассмотрения заявления принимает одно из следующих решений: об отводе земельного участка и утверждении проекта его границ (схемы земельного участка на выкопировке из плана города); об отказе в предоставлении земельного участка. Решение комиссии по землеотводам подписывается председателем комиссии или его заместителем (п.п. 2 п. 6), публикуется в газете «Златоустовский рабочий» (п.п. 3 п. 6).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДАТА г. Тарханов С.А. обратился к главе Златоустовского городского округа с заявлением, в котором просил отвести земельный участок площадью 800 кв.м., находящийся по адресу: г. Златоуст, северо-западнее АДРЕС (АДРЕС), под строительство жилого дома и для ведения личного хозяйства л.д. 13).

Распоряжением главы Златоустовского городского округа НОМЕРр от ДАТА г. «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» были утверждены решения по п.п. 1-15, 16.6-18, поправки (раздел «Р.S.») протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА г., в том числе и в части отказа Тарханову С.А. в предоставлении в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома л.д. 16).

Распоряжение главы Златоустовского городского округа НОМЕР от ДАТА г. и протокол заседания комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования НОМЕР от ДАТА г. опубликованы ДАТА г. в официальном источнике - газете «Златоустовский рабочий».

Тарханову С.А. отказано в предоставлении земельного участка примерной площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: г. Златоуст, северо-западнее АДРЕС (АДРЕС), до разработки комплекса мероприятий по снижению опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения – Большого Тесьминского водохранилища согласно письму управления Роспотребнадзора по Челябинской области от ДАТА г. НОМЕР.

В соответствии со ст. ст. 254 (ч. 1), 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Истец просит признать указанное в иске распоряжение незаконным в части отказа в предоставлении ему земельного участка в связи с тем, что расстояние от Большого Тесьминского водохранилища до запрашиваемого земельного участка составляет около 600 метров, что не ведет к нарушению границ водоохраной зоны и к загрязнению водохранилища. Кроме того, земельный участок расположен в жилом секторе г. Златоуста, где имеется наименование улицы Гончарова и расположены жилые дома с присвоенными номерами.

Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2).

Согласно ст. 36 (ч. 2 и 3) Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (п.п. 2 и 6 п. 1 ст. 1).

В свою очередь ст. 55 Конституции РФ устанавливает в п.3, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 27 ЗК РФ устанавливает ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом та же статья ЗК РФ устанавливает запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. 11 ст. 24 ЗК РФ изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Следовательно, земельное законодательство содержит ограничения на передачу в собственность и в аренду земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от ДАТА г. НОМЕР был утвержден проект зон санитарной охраны водохранилищ на реках Большая Тесьма и Малая Тесьма - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Златоуста Челябинской области. Граница второго пояса зоны санитарной охраны водохранилища на р. Большая Тесьма установлена по лесным просекам вдоль автодороги Златоуст-Магнитка и далее на север и т.д. л.д. 45, 46).

Как установлено в судебном заседании, земельный участок по адресу: г. Златоуст, северо-западнее дома НОМЕР по АДРЕС АДРЕС) расположен недалеко от автодороги «Златоуст-пос.Магнитка» во втором поясе зоны санитарной охраны Большого Тесьминского водохранилища, которое используется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Златоуста.

Указанное обстоятельство подтверждается решением исполнительного комитета Златоустовского городского совета народных депутатов от ДАТА г. НОМЕР, генеральным планом, ситуационным планом в системе зонирования, графическим материалом по границам зон санитарной охраны первого и второго пояса водохранилища на реке Большая Тесьма л.д. 39, 46, 47, 51-54).

При этом в соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Статья 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что при … выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации …жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (п. 2). Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам (п. 3).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 с 01.06.2002 г. были введены в действие санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02». Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. При этом п. 1.3 СанПиН установлено, что их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с данным СанПиН ЗCO организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).

ЗСО организуются в составе трех поясов. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5).

К мероприятиям по второму и третьему поясам ЗСО отнесено, в том числе регулирование отведения территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения (п. 3.3.2.2).

Таким образом, приведенные нормы закона и подзаконных нормативно-правовых актов не содержат прямого запрета на строительство во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения населения, но содержат ограничение на такое строительство, поскольку оно непосредственно создает угрозу загрязнения источника водоснабжения, которое может повлечь нарушение санитарно-эпидемиологической безопасности населения, использующего воду из данного источника, то по смыслу закона такое строительство возможно только при получении согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области Марсанова И.Н. пояснила, что исходя из сложившейся обстановки, считает нецелесообразным, преждевременным и ухудшающим условия проживания в сфере обеспечения качественного питьевого водоснабжения населения г. Златоуста строительство индивидуальных жилых домов во втором поясе ЗСО Большого Тесьминского водохранилища до реконструкции насосно-фильтровальной станции.

В материалах дела имеются письма МУ «Управление по экологии и природопользованию Златоустовского городского округа» от ДАТА г., ООО «Златоуст ТИСИЗ» от ДАТА г., адресованные ТО ТУ Роспотребнадзора, в которых указано, что в районе Пушкинского поселка г. Златоуста (где находится АДРЕС) отсутствует централизованное водоотведение канализационных стоков, не предусмотрен отвод безымянного ручья за тело плотины, поэтому отводить новые территории под жилищное строительство в данном районе нельзя, так как ухудшаются и без того неблагоприятные санитарно-эпидемиологические условия водохранилища. С учетом изложенного, при выдаче разрешений на строительство в уже существующей застройке необходимо обязывать застройщика выполнять комплекс мер по защите территории от загрязнений (хозяйственно-бытовая канализация, отвод поверхностных стоков) л.д. 48, 49).

Суду представлено письмо от ДАТА г. НОМЕР, в котором управление Роспотребнадзора по Челябинской области ссылается на то, что по результатам многолетнего контроля качества воды Большого Тесьминского водохранилища наблюдается стабильное ухудшение качества воды. До решения вопроса по разработке комплекса мероприятий по снижению опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения органами местного самоуправления, рассмотрение материалов по размещению индивидуальных жилых домов во втором поясе зоны санитарной охраны Большого Тесьминского водохранилища Управление Роспотребнадзора по Челябинской области считает преждевременным л.д. 50).

Согласно протоколу рабочего совещания заместителя Главы ЗГО, начальника Управления архитектуры и градостроительства ЗГО, главного специалиста правового Управления администрации ЗГО, главного инженера ООО «Златоустовский водоканал», инженера по эксплуатации ГТС ООО «Златоустовский Водоканал», начальника ТО Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе, начальника управления МУ «Управление по экологии и природопользованию ЗГО», главного специалиста МУ «Управление по экологии и природопользованию ЗГО», директора ООО «ЗЛОТОУСТТИСИЗ» по вопросу предоставления земельных участков в санитарно-защитной и водоохраной зонах Больше-Тесьминского водохранилища от ДАТА г. по итогам совещания принято решение приостановить отведение земельных участков на не застроенной территории (пос. Пушкинский) в санитарно-защитной и водоохраной зонах Больше-Тесьминского водохранилища до разработки и утверждения проекта планировки и межевания. Отведение земельных участков в существующей малоэтажной застройке (пос. Пушкинский) в санитарно-защитной и водоохраной зонах Больше-Тесьминского водохранилища осуществлять возможно с условием выполнения застройщиком защитных мероприятий л.д. 35).

Поскольку право истца Тарханова С.А. на использование для индивидуального жилищного строительства земельного участка во втором поясе ЗСО источника питьевого водоснабжения г. Златоуста ставит под угрозу право неопределенного круга жителей города на качественное и безопасное водоснабжение, то по смыслу п. 3 ст. 55 Конституции РФ такое право может быть ограничено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что распоряжение главы ЗГО НОМЕРр от ДАТА г. в части отказа Тарханову С.А. в предоставлении земельного участка площадью 800 кв. м., расположенного по адресу: г. Златоуст, северо-западнее дома НОМЕР по АДРЕС (АДРЕС) под строительство индивидуального жилого дома и ведение подсобного хозяйства является законным и отмене не подлежит.

Не имеется и оснований для удовлетворения требования истца о предоставлении спорного участка земли в аренду.

На основании изложенного, рромещение не ва установлено, что ФИО8 проживал на спорной жилой площади в качестве временного жильца, права нРРРРРРРР уководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В иске Тарханову Сергею Андреевичу к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения главы Златоустовского городского округа НОМЕРр от ДАТА года в части отказа в предоставлении земельного участка площадью 800 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, северо-западнее дома НОМЕР по АДРЕС (АДРЕС) под строительство индивидуального жилого дома и ведение подсобного хозяйства, незаконным и о предоставлении указанного земельного участка в аренду, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Челябинский областной суд через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: Короленко В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200