Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Короленко В.А.,
при секретаре Петуховой О.С.,
с участием прокурора Онищенко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Златоуста Челябинской области о признании недействующим постановления Главы Златоустовского городского округа от ДАТА г. НОМЕРп «О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков»,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста Челябинской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Главы Златоустовского городского округа от ДАТА г. НОМЕР «О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков» со дня его принятия.
В обоснование поданного заявления прокурор г. Златоуста сослался на то, что постановлением Главы ЗГО от ДАТА г. НОМЕРп «О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков» предусмотрена выдача заинтересованным лицам актов об установлении видов разрешенного использования земельных участков, утверждена форма акта и предусмотрен перечень документов, предоставляемых заявителем в Управление архитектуры и градостроительства для получения акта. Полагает, что данное постановление не соответствует требованиям градостроительного законодательства, в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления относится только выдача разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, при этом решение о выдаче такого разрешения или об отказе принимается главой местной администрации. При таких обстоятельствах, предусмотренный оспариваемым постановлением порядок противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ, поскольку принят с превышением полномочий и не соответствует порядку, установленному статьями 37 и 39 указанного кодекса.
В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Онищенко И.А. просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации ЗГО – Кашфулгаянов В.О. в судебном заседании с требованием прокурора г. Златоуста не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление. В письменном отзыве сослался на то, что в соответствии с градостроительным законодательством виды разрешенного использования земельных участков (за исключением условно разрешенных) выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно. Вместе с тем, на территории Златоустовского городского округа правообладатели земельных участков при обращении в органы Росреестра с заявлениями о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (далее – «ГКН») и, соответственно, в кадастровые паспорта не могут получить необходимые документы без подтверждения администрацией ЗГО места расположения участка в той или иной территориальной зоне. Такая ситуация обусловлена тем, что карта градостроительного зонирования территории города, включая ее электронный вариант, выполнена ОАО «Челябинскгражданпроект» в ином масштабе и в иной системе координат, чем те карты, на основе которых формируется ГКН, поэтому органы Росреестра не могут определить, к какой территориальной зоне относится тот или иной участок и, какие виды использования земельных участков в ней допустимы. Установленные оспариваемым постановлением акты носят справочный характер, не ущемляют прав граждан, а напротив - призваны защищать их права в ситуации, когда реализация таких прав по объективным причинам невозможна. Оспариваемое постановление не обязывает правообладателей земельных участков обращаться в администрацию ЗГО за получением актов, для органов Росреестра оно также не является обязательным, поскольку у органов местного самоуправления нет соответствующих полномочий. Правообладатели земельных участков обязаны вносить необходимые изменения в данные ГКН при изменении видов использования таких участков, поскольку в противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности за нецелевое использование земельных участков. В соответствии с приказом Госкомзема РФ НОМЕР от ДАТА г. вид использования земельного участка влияет на определение его кадастровой стоимости, использование участка не в соответствии с установленным видом может повлечь искажение его кадастровой стоимости и, как следствие, размера земельного налога или арендной платы.
Заслушав помощника прокурора г. Златоуста, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит требование прокурора г. Златоуста подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно части 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
ДАТА г. Главой Златоустовского городского округа было принято постановление НОМЕР «О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков». Указанное постановление опубликовано ДАТА г. в официальном источнике - газете «Златоустовский рабочий».
Положениями статьи 251 (ч. 1) ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст.ст. 23 и 28 указанного Закона прокурор имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства РФ), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (п. 7) при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Оспариваемым постановлением Главы Златоустовского городского округа НОМЕР «О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков» от ДАТА г. утвержден порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков:
- управление архитектуры и градостроительства администрации ЗГО уполномочено выдавать гражданам и организациям, являющимся правообладателями земельных участков и желающим изменить вид разрешенного использования таких участков, акты об установлении разрешенных видов использования земельных участков;
- утверждена форма указанных актов;
- установлено, что для получения актов заявители предоставляют в управление архитектуры и градостроительства следующие документы:
1) заявление;
2) документ, удостоверяющий личность (для физических лиц), или свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для организаций);
3) кадастровый паспорт земельного участка;
4) правоустанавливающий документ, подтверждающий право пользования земельным участком;
5) план границ земельного участка в масштабе 1:500 или 1:2000 с указанием координат в местной системе;
6) протокол проведения публичных слушаний (для условно разрешенных видов использования).
В ходе рассмотрения дела установлено, что постановление Главы Златоустовского городского округа НОМЕР «О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков» от ДАТА г. не соответствует действующему законодательству в полном объеме, что подтверждается следующими доказательствами.
Отношения, связанные с градостроительным зонированием другими словами с зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установлением градостроительных регламентов, регулируются градостроительным законодательством (ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с положениями ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков в пределах территориальных зон определяются градостроительными регламентами.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;Градостроительные регламенты, положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами разрабатываются в составе Правил землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Из анализа положений статей 31, 32 Градостроительного кодекса РФ следует, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, а их принятие осуществляется по результатам публичных слушаний.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства па другой вид такого использования согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. При этом основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с указанной статьей лица, заинтересованные в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляют заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится только выдача разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка. При этом решение о выдаче такого разрешения или об отказе принимается главой местной администрации.
При таких обстоятельствах, предусмотренный постановлением НОМЕР порядок противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ, поскольку принят Главой Златоустовского городского округа с превышением полномочий и не соответствует порядку, установленному статьями 37, 39 Градостроительного кодекса.
Следовательно, заявление прокурора г. Златоуста подлежит удовлетворению.
Доводы представителя администрации Златоустовского городского округа о том, что утвержденный постановлением Главы Златоустовского городского округа от ДАТА г. НОМЕР «О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков», акт об установлении разрешенного вида использования земельного участка носит справочный, информационный характер, не обязателен для органов Росреестра и для правообладателей земельных участков не состоятельны, поскольку оспариваемое постановление, являясь муниципальным правовым актом, в силу ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязательно для исполнения на территории муниципального образования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198, 251-253 ГПК РФ,
р е ш и л :
Заявление прокурора г. Златоуста Челябинской области удовлетворить.
Признать недействующим постановление Главы Златоустовского городского округа от ДАТА г. НОМЕР «О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков» со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней.
Председательствующий: Короленко В.А.