О признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата



Дело НОМЕР г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.,

при секретаре Бедрик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истицы Тереховой Е.В., третьего лица Терехова И.В.

гражданское дело по иску Тереховой Евгении Владимировны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности по его выдаче,

у с т а н о в и л :

Терехова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – ГУ УПФ в г. Златоусте), в котором просит признать незаконным отказ в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал НОМЕР от ДАТАг., обязать ответчика выдать ей сертификат, взыскать с ответчика в возмещение расходов по оплате юридических услуг 1500,00 руб., по оплате госпошлины 100,00 руб. л.д.5-7).

В обоснование своих требований сослалась на то, что ДАТАг. она родила первого ребенка, который умер во время родов, в подтверждение чего ей была выдана справка о рождении НОМЕР от ДАТА г. ДАТАг. она родила второго ребенка – сына Никиту. Как мать, родившая второго ребенка после ДАТАг., она обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал. В выдаче сертификата ей было отказано, так ею не представлено свидетельство о рождении первого ребенка. Считает отказ в выдаче сертификата незаконным, поскольку Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» выдача свидетельства о рождении ребенка в случае, если он умер, не предусмотрена. В этом случае документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является справка о его рождении. Ограничение права женщины, родившей второго ребенка, на получение государственного сертификата на материнский капитал в зависимости от времени жизни ее первого ребенка и наличия у нее свидетельства о рождении ребенка, законом не предусмотрено.

Определением судьи от ДАТАг. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Терехов И.В.л.д. 1).

В судебном заседании истица Терехова Е.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие л.д. 37,39). В письменном отзыве НОМЕР от ДАТА г. на исковое заявление указал л.д.27), что с иском не согласен. Полагает, что у истицы отсутствует право на выдачу сертификата. Из системного толкования норм Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что право на государственную поддержку имеют семьи, имеющие детей, что предполагает наличие живых детей. Согласно п. 6 ст. 3 указанного Закона, в случае смерти ребенка или объявления его умершим, право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка, прекращается. Кроме того, истицей не представлен документ, подтверждающий факт рождения первого ребенка – свидетельство о его рождении, на основании которого должны вноситься сведения в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Третье лицо Терехов И.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Считает отказ ГУ УПФР в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.

Представитель третьего лица отдела ЗАГС администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом л.д.38).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.

Частью 7 ст. 3 Закона предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее Правила).

В соответствии с п. 4 Правил лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил.

Согласно п. 5 Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

- удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;

- подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил;

- удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;

- подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если к заявлению не приложены документы или приложены не все документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения этих документов заявление и приложенные к нему документы. Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.

Согласно п. 7 Правил отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям:

а) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

в) предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

г) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Попова Е.В. (после регистрации брака Терехова – свидетельство о заключении бракал.д.14) ДАТА года в г. Златоусте Челябинской области родила мертвого ребенка, в связи с чем отделом ЗАГС Администрации ЗГО была составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым, за НОМЕР от ДАТА

ДАТАг. Терехова Е.В. родила сына ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным ДАТАг. Отделом ЗАГС Администрации ЗГО л.д.17).

В связи с рождением второго ребенка после ДАТА года, ДАТА года истица обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте по вопросу выдачи ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, представив свидетельство о браке, справку о рождении первого ребенка НОМЕР от ДАТА г., свидетельство о рождении второго ребенка л.д.26).

Письмом руководителя ГУ УПФР в г. Златоусте НОМЕР от ДАТАг. Тереховой Е.В. разъяснено, что оснований для выдачи ей сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка не имеется, поскольку ею не представлен документ, подтверждающий рождение первого ребенка – свидетельство о рождении л.д.18).

Из письменного отзыва ГУ УПФР в г. Златоусте на иск от ДАТА г. л.д.27) следует, что формально Терехова Е.В. подпадает под правоотношения, регулируемые Федеральным законом № 256-ФЗ. Однако, как установлено в преамбуле Закона № 256-ФЗ, Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Отказ в выдаче сертификата истице помимо того, что ею не представлен документ, подтверждающий рождение первого ребенка – свидетельство о рождении, вызван тем, что из системного толкования норм Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006г. следует, что сертификат может быть выдан матери, имеющей в живых двоих детей, однако первый ребенок истицы умер.

Отказ ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче Тереховой Е.В.государственного сертификата на материнский (семейный) капитал суд считает законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 17 ГК РФ правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности) гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью

Одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», является рождение ребенка, появление на свет которого зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Получение медицинской документации, удостоверяющей рождение ребенка, осуществляется при подтверждении медицинским работником, оказывающим помощь при родах, условий жизнеспособности.

Приказом Минздрава России и постановлением Госкомстата России от 4 декабря 1992 г. N 318/190 "О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения" утверждена Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения и перинатального периода. Согласно названной Инструкции живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Каждый продукт такого рождения рассматривается как живорожденный. Мертворождением является смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности. На смерть указывает отсутствие у плода после такого отделения дыхания или любых других признаков жизни, таких, как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры.

В соответствии со ст. 47 ГК РФ, с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в т.ч. рождение, смерть.

Согласно п. 2 ст. 6, ст. 8 вышеназванного Закона, государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния. В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Пунктом 1 ст. 20 Закона РФ «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка.

Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.

Таким образом, у ребенка, родившегося мертвым ДАТАг. у Тереховой (до брака Поповой) Е.В. правоспособность в соответствии со ст. 17 ГК РФ не возникла. Сам по себе факт родов у истицы первого мертворожденного ребенка права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не порождает.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истицы суд не находит. В связи с этим не подлежит удовлетворению и требование о возмещении судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Тереховой Евгении Владимировне к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности по его выдаче, - отказать

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий Е.Ю.Квашнина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200