О предоставлении жилого помещения



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Петуховой О.С.,

с участием прокурора Козловой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста, поданного в интересах Антоний Татьяны Спиридоновны, к администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста, действуя в интересах Антоний Т.С., обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее - «администрация ЗГО») о возложении обязанности предоставить Антоний Т.С. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (26,4 кв. м.), отвечающее установленным требованиям в черте г. Златоуста.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в прокуратуру г. Златоуста обратилась Антоний Т.С. - наниматель однокомнатной квартиры АДРЕС, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию Златоустовский городской округ, по поводу нарушения ее жилищных прав. В ходе проведенной проверки установлено, что распоряжением главы ЗГО от ДАТА г. НОМЕР жилой дом, в котором проживает истица, признан непригодным для проживания, однако, до настоящего времени ответчик не принимает никаких мер для определения порядка и сроков расселения граждан, проживающих в данном доме. Незаконное бездействие ответчика повлекло нарушение жилищных прав граждан, в том числе Антоний Т.С., может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью жителей многоквартирного дома, находящегося в аварийном состоянии.

В судебном заседании истица Антоний Т.С. просила иск, поданный в ее интересах, удовлетворить.

Представитель администрации ЗГО Костина Н.Д. иск не признала, пояснила, что предоставление жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, осуществляется в рамках подпрограммы «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России на ДАТА-ДАТА», согласно которой жилье таким гражданам предоставляется с учетом финансирования мероприятий бюджетами всех уровней и очередности включения жилых помещений в реестр. Аналогичная подпрограмма утверждена постановлением главы ЗГО от ДАТА г. НОМЕР. Жилые помещения будут предоставляться гражданам по мере освоения средств, заложенных на эти цели в бюджете. Положения ЖК РФ о внеочередном предоставлении жилья относятся только к гражданам, признанным малоимущими и состоящим на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истица с заявлением о признании ее малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась, следовательно, жилье ей должно предоставляться в соответствии с условиями адресной программы, а не во внеочередном порядке.

Заслушав истицу, представителя ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1, 8, 9ч. 1ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

В соответствии с п. 49 указанного Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в трех экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению №2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением главы Златоустовского городского округа
от ДАТА г. НОМЕР утверждено Положение о межведомственной комиссии Златоустовского городского округа для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу л.д. 68-71). В соответствии с п. 14 указанного Положения на основании полученного заключения глава Златоустовского городского округа принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено входе судебного разбирательства жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС, является собственностью муниципального образования Златоустовский городской округ.

Распоряжением администрации ЗГО от ДАТА г. НОМЕР «О признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания» жилое помещение по адресу: АДРЕС признано непригодным для проживания л.д. 7).

Указанным распоряжением межведомственная комиссия по распределению жилья обязана рассмотреть вопрос по распределению квартир согласно программе «Строительство жилья, предоставляемого по договорам социального найма, в том числе для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в Златоустовском городском округе на ДАТА-ДАТА».

Истице администрацией ЗГО в соответствии с подпрограммой «Строительство жилья, предоставляемого по договорам социального найма, для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» предлагалось для проживания жилое помещение в виде одной комнаты в трехкомнатной квартире общей площадью 28,37 кв.м. по адресу: АДРЕС л.д. 12 оборот). От указанного варианта истица отказалась.

В материалах дела имеется письмо главы ЗГО на имя Антоний Т.С. от ДАТА г., в котором указано, что она включена в список граждан для расселения в соответствии с областной адресной программой «Переселение в ДАТА граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области с учетом необходимости развития малоэтажного строительства». До конца ДАТА планируется разработать проект и приступить к строительству жилых объектов. Ориентировочные сроки сдачи домов в эксплуатацию - ДАТА. Также указано, что в соответствии со ст. 89 ЖК РФ ей будет предоставлено изолированное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению л.д. 12).

Аналогичные данные изложены в письме администрации ЗГО от ДАТА г. в прокуратуру г. Златоуста, где также указано, что граждане, зарегистрированные в доме НОМЕР по АДРЕС включены в список граждан для расселения в соответствии с областной адресной программой, на момент составления письма расселены только две семьи в АДРЕС на основании распоряжения администрации ЗГО НОМЕР от ДАТА г. л.д. 13).

По мнению суда, незаконное бездействие органов местного самоуправления нарушает жилищные права истицы, может повлечь для нее неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Из содержания ст. 87 ЖК РФ следует, что в таком же порядке предоставляется жилье гражданам, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания.

Как следует из материалов дела, АДРЕС признан непригодным для проживания.

Судом установлено, что однокомнатная квартира АДРЕС была предоставлена Антоний Т.С. на основании ордера НОМЕР от ДАТА г. на состав семьи: ее саму, дочь ФИО7и внучку ФИО6 л.д. 8).

На момент рассмотрения дела в квартире АДРЕС проживает и зарегистрирована только одна истица Антоний Т.С. (договор социального найма, справка -л.д. 9-10, 11).

Факт наличия у истицы права на жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС, представитель ответчика не оспаривает.

Судом установлено, что прав на другое жилое помещение у истицы не имеется. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Пунктом 1 статьи 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Поскольку судом установлено, что истица занимает по договору социального найма жилое помещение, которое в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, прав на другое жилое помещение она не имеет, в результате незаконного бездействия администрации ЗГО с момента признания дома непригодным для проживания года выселение граждан из этого жилого помещения не производится, требование об обязывании администрации ЗГО предоставить Антоний Т.С. другое жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Златоуста, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта, подлежат удовлетворению.

Довод представителя Администрации ЗГО о том, что право на внеочередное получение жилья имеют только граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и состоящие на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является несостоятельным.

Из содержания ст. 57 ЖК РФ следует, что частью 2 данной статьи установлено исключение из общих норм предоставления жилья по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. Текст ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на то, что жилые помещения этим гражданам предоставляются при условии, что они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Не предусмотрено таких требований и статьями 85-87 ЖК РФ, предусматривающими предоставление жилых помещений при выселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу.

Часть 2 статьи 57 и статьи 85-87 ЖК РФ должны применяться во взаимосвязи и отдельно рассматриваться не могут.

Тот факт, что администрацией ЗГО вопрос о выселении граждан из АДРЕС в судебном порядке не ставился, не имеет значения, поскольку обязанность органов местного самоуправления выселить граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу, предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

Ссылки ответчика на определения Конституционного Суда РФ № 376-О-П от 05.03.2009 г. и № 1548-О-О от 01.12.2009 г., согласно которых для случаев признания жилого помещения непригодным для проживания законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ), суд считает несостоятельной, поскольку предметами рассмотрения в данных определениях были иные вопросы.

В то же время, в определении Конституционного Суда РФ № 376-О-П от 05.03.2009 г. «По жалобе гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» Конституционный суд РФ указал, что ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуации непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным Кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

В определениях Конституционного Суда РФ, на которые ссылается в обоснование своей позиции ответчик, идет речь о признании судом лиц нуждающимися в жилье в связи с утратой ими пригодного для проживания жилого помещения. Факт признания их в установленном порядке малоимущими не имеет юридического значения, поскольку ЖК РФ таких условий для обеспечения жильем граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, не содержит.

Таким образом, ответчика следует обязать предоставить истице Антоний Т.С. вне очереди взамен признанного жилого помещения по адресу АДРЕС, общей площадью 26,4 кв.м., непригодным для проживания - изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора г. Златоуста, поданный в интересах Антоний Татьяны Спиридоновны, к администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Антоний Татьяне Спиридоновне вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (26,4 кв. м.), отвечающее установленным требованиям в черте г. Златоуста Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий: Короленко В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200