Дело НОМЕР г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Короленко В.А.,
при секретаре Петуховой О.С.,
с участием прокурора Козловой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста, поданного в интересах Вохмякова Сергея Евгеньевича, к администрации Златоустовского городского округа о признании права на предоставление жилого помещения, обязывании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Златоуста, действуя в интересах Вохмякова С.Е., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Златоустовского городского округа (далее - «администрации ЗГО»), в котором просит признать за Вохмяковым С.Е. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди; обязать администрацию ЗГО предоставить Вохмякову С.Е. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте Златоустовского городского округа л.д. 3-6, 61-62).
В обоснование заявленных требований прокурор г. Златоуста сослался на то, что Вохмяков С.Е. является инвалидом третьей группы, страдает открытой формой туберкулеза и состоит на учете в ГУЗ «Областная туберкулезная больница НОМЕР». В настоящее время он проживает на съемной квартире, расположенной по адресу: АДРЕС с женой ФИО3 и двумя несовершеннолетними детьми: ФИО14, ДАТА рождения, и ФИО3 ФИО15, ДАТА рождения. В соответствии с п. 5 ст. 14 ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ч. 2 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ он имеет право на получение вне очереди благоустроенного изолированного жилого помещения, исходя из установленной органом местного самоуправления нормы предоставления жилого помещения и требований ч. 2 ст. 58 ЖК РФ общей площадью не менее 20 кв.м в черте Златоустовского городского округа. Однако администрация ЗГО необоснованно отказывает истцу в признании его нуждающимся в жилом помещении и в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, ссылаясь на то, что орган местного самоуправления по договору социального найма предоставляет жилое помещение только лицам, признанным малоимущими и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Поскольку ни Федеральным законом №77-ФЗ, ни законодательством субъекта РФ порядок предоставления жилых помещений лицам, страдающим туберкулезом, не установлен, то таким гражданам возможно предоставление жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ. Пробел в законодательном регулировании, существующий в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для реализации прав и законных интересов граждан.
Истец Вохмяков С.Е. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, заявленные прокурором г. Златоуста в его интересах, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что проживает с женой и двумя несовершеннолетними детьми на съемной квартире по адресу: АДРЕС. Зарегистрирован в квартире по адресу: АДРЕС, нанимателем которой является его мать, но в этой квартире не проживает так, как страдает открытой формой туберкулеза.
Представитель ответчика администрации ЗГО Костина Н.Д. с исковыми требованиями не согласна по изложенным в письменном отзыве на иск основаниям л.д. 43-44). В отзыве указала, что в соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» страдающим заразной формой туберкулеза лицам, проживающих в указанных в статье жилых помещениях, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъекта РФ. Однако на территории Челябинской области такого закона не принято. В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилого фонда предоставляются только малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. Жилищное законодательство не предусматривает возможность обеспечения органами местного самоуправления жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, не являющихся нуждающимися в жилых помещениях и не состоящих на учете, поскольку они, как того требует ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, в установленном порядке не наделены государственными полномочиями по предоставлению таким гражданам жилых помещений. Кроме того, истец не может быть признан нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 4 ч 1 ст. 51 ЖК РФ, как страдающий тяжелой формой хронического заболевания, так как фактически проживал с семьей у родителей, то есть был членом семьи своей матери, являющейся нанимателем квартиры, которую занимает только одна семья. Сведениями о том, что Вохмяков С.Е. с семьей и двумя несовершеннолетними детьми проживает на съемной квартире по адресу: АДРЕС, администрация ЗГО не располагает. Полагает, что при таких обстоятельствах истцу не может быть вне очереди предоставлено требуемое прокурором в его интересах жилое помещение.
Третьи лица Правительство Челябинской области и Министерство финансов РФ о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились.
Заслушав истца, представителя ответчика, прокурора, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах Вохмякова С.Е., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Вохмяков С.Е. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, страдает открытой формой туберкулеза (заразной), код заболевания по МКБ-А15.0, и состоит на учете в ГУЗ «Областная туберкулезная больница НОМЕР» с диагнозом «Инфильтротивный туберкулез верхней доли правого легкого II (литера А) МБТ(+), что подтверждается справками ГУЗ «Областная туберкулезная больница НОМЕР» от ДАТА г., от ДАТА г., актами обследования жилищных условий от ДАТА г. и от ДАТА г. л.д. 14-15, 41, 42, 63).
Согласно предоставленным суду свидетельствам о заключении брака и о рождении Вохмяков С.Е. с ДАТА г. состоит в зарегистрированном браке с ФИО3, супруги имеют общего несовершеннолетнего сына ФИО6, ДАТА года рождения л.д. 26, 27).
Как следует из материалов дела л.д. 13, 14-15, 32, 33), истец зарегистрирован и проживал со своей семьей в двухкомнатной квартире общей площадью 43,7 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС, нанимателем которой является его мать ФИО8. Совместно с истцом в квартире проживали его мать, сестра ФИО7, жена ФИО3, сын ФИО6 (жена и сын истца в квартире не зарегистрированы).
Вохмяков С.Е. в судебном заседании пояснил, что с начала ДАТА он по месту регистрации не проживает, снимает с семьей жилье, мать с ним проживать отказывается из-за его заболевания, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО3
ДАТА г. истец Вохмяков С.Е. обращался к главе ЗГО с заявлением о принятии его и его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку своего жилья не имеет, проживает на съемной квартире, зарегистрирован в квартире матери, согласно медицинской справке имеет право на изолированную жилую площадь в связи с заболеванием л.д. 12). Администрацией ЗГО в устной форме Вохмякову С.Е. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, соответствующее распоряжение не издавалось.
Суд считает, что требования прокурора в интересах Вохмякова С.Е. о признании за ним права на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди и о возложении на администрацию ЗГО обязанности по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма изолированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м, соответствующего санитарным и техническим требованиям и находящегося в черте г. Златоуста, являются основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1, п. 5 ст. 14 ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2010 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), больным заразными формами туберкулеза, то есть активной формой туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма предоставляется из государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, закон Челябинской области, который бы определял порядок предоставления жилых помещений определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, до настоящего времени не принят.
Статьями 51 и 52 ЖК РФ определен порядок и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 4 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Эта норма обеспечивает защиту прав лиц, в составе семьи которых есть такой больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.
Указанная категория граждан признается нуждающейся в жилом помещении и обеспечивается им в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет и из нормы предоставления (ч. 1, 5 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2005 г. № 378, предусмотрены активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, код заболеваний по МКБ-10 А15-А19.
Судом установлено, что истец страдает активной формой туберкулеза, код заболевания по МКБ А15, состоит в браке с ФИО3, имеет несовершеннолетнего ребенка ФИО6, проживает с семьей в съемном жилом помещении, зарегистрирован в двухкомнатной квартире общей площадью 43,7 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС нанимателем которой является его мать ФИО8 Кроме него и матери в квартире зарегистрирована (и фактически проживает с семьей) сестра истца ФИО7 Другого жилья на праве собственности либо на праве найма ни Вохмяков С.Е., ни его супруга не имеют. Таким образом, в указанной квартире выделить истцу отдельную комнату нельзя, ввиду проживания в данном жилом помещении нескольких семей, совместное проживание граждан с ним в одной квартире невозможно.
Указанные обстоятельства подтверждают объективную нуждаемость истца в жилом помещении и дают ему право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Частью 5 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Норма предоставления жилого помещения на территории Златоустовского городского округа установлена решением Собрания депутатов № 22-ЗГО от 06.05.2009 г. и составляет не менее 10 кв.м и не более 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, истец Вохмяков С.Е. имеет право на получение благоустроенного изолированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м в черте г. Златоуста.
Доводы представителя ответчика администрации ЗГО о том, что органы местного самоуправления в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляют жилые помещения исключительно тем гражданам, которые занимают жилые помещения по договорам социального найма, при условии, что они являются малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд считает несостоятельными.
Указанные нормы ЖК РФ формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет.
Нахождение гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года №376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Ни часть 2 статьи 57 ЖК РФ, ни иная норма ЖК РФ не предполагают включение гражданина в какую-нибудь очередь при предоставлении жилого помещения вне очереди и не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы администрации ЗГО о том, что орган местного самоуправления не наделен государственными полномочиями по предоставлению истцу, страдающей заразной формой туберкулеза, изолированного жилого помещения, и возложение на ответчика обязанности по обеспечению Вохмякова С.Е. жильем приведет к его дополнительным расходам, так как находящееся в муниципальной собственности жилое помещение предназначено для реализации целей именно муниципальных образований, не могут являться основанием для отказа в иске.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ в редакции ФЗ от 29.12.2006 г. № 250-ФЗ определено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным (то есть не малоимущим, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Это указание базируется на конституционном положении: органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, отсутствие закона субъекта РФ о порядке предоставления таким гражданам жилой площади, а также отсутствие наделения муниципальных органов в
установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, не могут служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Жилое помещение лицу, страдающему заразной формой туберкулеза, из муниципального жилищного фонда по договору социального найма должно быть предоставлено в установленном главой 7 ЖК РФ порядке, поскольку иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Предоставление администрацией ЗГО истцу жилого помещения, предназначенного для реализации собственных полномочий муниципального образования, не умаляет право ответчика на компенсацию из бюджета субъекта РФ дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. ст. 132, 133 Конституции РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск прокурора г. Златоуста, поданный в интересах Вохмякова Сергея Евгеньевича, к администрации Златоустовского городского округа о признании права на предоставление жилого помещения, обязывании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма удовлетворить.
Признать за Вохмяковым Сергеем Евгеньевичем право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Вохмякову Сергею Евгеньевичу вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г. Златоуста Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Короленко В.А.